Тема: Измерение углов. Транспортир.
Тип урока: Урок овладения новыми знаниями.
Методы: объяснительно-иллюстративный: беседа, практическая работа.
Содержание: Углы, их виды, измерение углов.
Цель изучения: формировать общие понятия угла его видов, научить давать определение градуса, обозначать его, измерять углы с помощью транспортира.
Задачи:
- познакомить учащихся с прибором для измерения углов – транспортиром;
- научить пользоваться им и измерять углы;
- продолжить формировать умение выполнять действия с дробями;
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать;
- развивать внимание, воображение учащихся.
Оборудование: демонстрационный транспортир; интерактивная доска.
Ход урока
I. Устные упражнения.
1. Кто быстрее сосчитает?
(60; 7)
2. Назвать углы, изображенные на чертеже (задание проецируется на экран).
Найти среди этих углов прямые и развернутые углы.
II. Изучение нового материала.
На доске написан план.
- Какой инструмент используют для измерения углов?
- Как устроен транспортир?
- Что такое градус? Каким знаком обозначают градус?
- Как измеряют углы транспортиром?
Транспортир – это прибор, который позволяет легко и быстро измерить любой угол. Измеряют углы в градусах.
Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Картинку с древним календарем легко сделать, имея транспортир. Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает! (выставка транспортиров). Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР
А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры.
Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла. У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.
Выделите три этапа: а) Совместить вершину развернутого угла на транспортире с углом, который мы измеряем; б) Один луч должен проходить через нулевую отметку (начало отсчета); в) второй луч проходит через отметку, которая показывает градусную меру угла.
III. Закрепление.
№ 1651, 1654, 1667.
IV. Итог урока.
Вопросы на стр. 251.Повторить, как устроен транспортир, алгоритм измерения углов с помощью транспортира.
V. Домашнее задание:
п. 42 (ч. 1); № 1683, 1687.