Уроки литературного чтения (традиционная программа, для учащихся классов КРО)

Разделы: Начальная школа


Cерия уроков литературного чтения по традиционной программе 2-4 класса предназначена для учащихся классов КРО, но может быть использованы и при обучении детей массовой школы.

Уроки составлены с учетом особенностей познавательной деятельности (кратковременная память, непроизвольное внимание, наглядно – образное мышление) детей данной категории.

Все задания направлены на формирование навыка чтения, который включает в себя: осмысленность, правильность, выразительность и темп.

Систематическая работа над развитием речевого аппарата, расширением зрительного поля, предупреждением антиципации (предугадывания), оперативной памяти учащихся способствует к концу 4 класса добиться значительных успехов в формировании навыка чтения.

Результаты педагогической диагностики показали, что стало значительно меньше ошибок при чтении, сократилось количество ошибок на письме. Обогатился словарный запас детей, чтение учащихся становится более выразительным и осмысленным.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Л.Н. Толстой «Котенок»

Цели:

  • работа над навыком чтения (правильностью, осознанностью, выразительностью, темпом чтения)
  • работа по развитию артикуляции.
  • развитие зрительно- пространственного восприятия (расширение поля зрения)
  • предупреждение антиципации
  • работа над развитием познавательных процессов (внимания, памяти, мышления)
  • воспитание у учащихся сострадания, бережного отношения, любви к животным.

Оборудование: игрушка «Звоночек», слоговые таблицы, рисунки котят, индивидуальные карточки с предложениями из текста с пропущенными частями слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Ребята, «Звоночек» известил нас о начале урока, желаю вам быть внимательными и активными. Пусть у вас будет хорошее настроение в течение всего урока.

2. Подготовка к чтению.

Дыхательные упражнения.

- вдох, выдох (3 раза)

- вдох носом, выдох ртом (3 раза)

- вдох, задержать дыхание (3 раза)

3. Артикуляционная зарядка:

А И О У Ы Учащиеся произносят звуки с ударением на один из них.

А И О У Ы

А И О У Ы

4. Чтение по слоговой таблице:

стр А И У О Ы Э
стл            
стк            
Стп            

  А О У И Е Ы
Б БА БО БУ БИ БЕ БЫ
В ВА ВО ВУ ВИ ВЕ ВЫ
Н НА НО НУ НИ НЕ НЫ
К КА КО КУ КИ КЕ КЫ
Т ТА ТО ТУ ТИ ТЕ ТЫ
Л ЛА ЛО ЛУ ЛИ ЛЕ ЛЫ
С СА СО СУ СИ СЕ СЫ

5. Чтение слогов со стечением согласных из текста «Котенок»

СКЛ СЛХЛ ЧДСН
ПДЛ ЛСТНЦ ШВЛ
МБР СПРШВ ПДСКЧЛ

6. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями Л.Н. Толстого.

Предлагаю вам составить слово из данных букв, начиная с буквы с одной точкой:

К.   К…….   О..   Е….   О……   Т…   Н…..

Получилось слово котенок, так называется рассказ, который мы будем читать.

7. Чтение учителем текста.

Вопросы к тексту:

(осмысление и понимание текста)

а) Что случилось с кошкой весной? (кошка пропала)

б) Кого дети нашли под крышей амбара? (кошку с котятами)

в) Что случилось с котенком на дороге? (две собаки хотели схватить его)

г) Кто спас котенка? (Вася закрыл его от собак)

8. Словарная работа:

АМБАР – строение для хранения зерна, муки, припасов.

ЧТО БЫЛО ДУХУ – очень быстро

СОЛОМА – сухие стебли зерновых культур

ПОДЛЕ – возле, рядом

ФИЗМИНУТКИ:

  • Упражнение для глаз «восьмерки»
  • «Карлики- великаны»

Карлики - дети приседают

Великаны – дети встают

9. Чтение трудных слов из текста:

Игра: «Добеги до солнышка»

С собаками Начинать читать слова надо со слов с меньшим количеством букв

  • Подскакал
  • Пустил
  • Шевелил
  • Схватить
  • Отвечал
  • Щавель
  • Нашел
  • Весной
  • Брат

10. Чтение по карточкам с пропущенными частями

(работа над предупреждением антиципации)

Предложения взяты из текста «Котенок»

11. Выборочный пересказ:

- Какой момент из рассказа изображен в иллюстрации? (стр. 107).

- Каким можно назвать поступок Васи? (смелым, отважным, храбрым. Вася не испугался охотничьих собак, закрыл собой беззащитного котенка)

12. Подготовка к выразительному чтению.

Прочитать слоги с повышением и понижением голоса:

РА – РУ – РЫ – РИ - РЕ

ЗА - ЗИ – ЗО – ЗЕ - ЗУ

Прочитать предложения, расставляя логические ударения:

Это кошка Маруська?

Это кошка Маруська?

Это кошка Маруська?

Прочитать последний абзац текста на стр. 106 с соблюдением пауз и логического ударения в предложении.

13. Задания на развитие внимания, памяти, мышления.

а) «Найди отличия» (предлагаются рисунки котят)

б) «Будь внимательным»

найти имена детей – героев рассказа

Под крышей чего спряталась кошка?

АКВУЦПЯТОПЕБЖВАСЯЗЩ

ИРОНБЬЮЖЧЧКАТЯХЪУЦ

СЧЯАМБАРСЯФЫЖНУЭ

в) «Четвертый лишний»

На рисунке: лось, лиса, белка, овца

Почему овца лишнее животное? Каких еще домашних животных вы знаете?

Как нужно относиться к животным?

г) Упражнение на развитие логического мышления

«Что должно быть вместо?»

Ребята, у нас необычные котята. Они из геометрических фигур. Внимательно посмотрите,

какой «котенок» должен быть вместо вопросительного знака?

14. Итог урока.

а) Кто автор рассказа «Котенок»?

б) Почему кошка пропала весной?

в) Как спас Вася котенка?

15. Выставление оценок.

16.Домашнее задание.

Стр. 106- 107, подготовить пересказ, ответить на вопросы к тексту.

 

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

 

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: М. Пришвин «Выскочка»

 

Литература:

  1. Т.И. Кондранина, С.Н. Воробьева «Чтение, сборник текстов и упражнений по развитию навыков чтения» 2-4 класс Москва, «Издат – школа 2000» 2002 год
  2. «Игры: обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского Москва, 1994 год
  3. С.И Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» Москва, 2003год

Индивидуальная карта учащегося класса КРО.