Цели урока:
- сформировать знания о типах профессий, профессиональной деятельности;
- сформировать умение работать с источниками информации о путях получения профессии, основных профессиональных требованиях;
- развивать умение анализировать полученную информацию;
- воспитывать уважение к людям разных профессий.
Оборудование: компьютер, рабочие тетради, учебники, тесты “Карта интересов”, карточки– задания для групповой работы.
Ход урока
I. Организация урока.
(Проверка готовности к уроку).
Здравствуйте! Какое у вас настроение?
Предлагаю поработать так, чтобы и я, и вы, и наши гости получили от урока удовлетворение.
Желаю вам успехов в работе!
Сегодня мы будем работать в группах. На столах у вас задание “Продолжи начатую фразу....”, и может быть эти фразы помогут вам определить тему нашего урока.
Итак, профессия — это... (вид трудовой деятельности, требующей определенных знаний, умений и навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки.) Н-р
Специальность — это... (ограниченная область профессиональной деятельности) Н-р
Должность — это … (служебное положение работника в учреждении или на предприятии, определяющее его обязанности и оплату труда) Н-р
Типы взаимоотношениий... (человек-человек и т.д.)
Итак речь у нас пойдет о … (профессиях)
Тема нашего урока: “Проектирование жизненных планов” (слайд №”1)
- А какие цели мы поставим? (определиться с профессией, узнать новое о будущей профессии, рассказать о новых профессиях, рассказать о профессии своих близких)
- Да, я согласна (прочитать цель урока). (слайд №2)
II. Изучение нового материала. Послушайте внимательно, я сейчас вам прочитаю старинную легенду.
В средние века во французском городе Шартре строился собор. Тесаный камень, из которого возводились его стены, рабочие в тачках подвозили к строительной площадке. И вот как — то троим тачечникам, которые все делали, собственно говоря, одно и то же — подвозили камень, задали один и тот же вопрос:
– Послушай, дружище, что ты делаешь?
Первый рабочий хмуро посмотрел на спрашивающего и раздраженно ответил:
– Ты что, ослеп? Не видишь — камень таскаю на площадку, будь он не ладен!
Второй сказал:
– Что я делаю? Зарабатываю на кусок хлеба своей семье — жене и двум маленьким дочуркам.
А третий распрямил спину, утер со лба пот, улыбнулся и заявил:
– Я строю Шартрский собор!
Одно и то же дело можно по — разному делать.
Можно жить от воскресенья до воскресенья. А можно иначе. Чтобы и в лучшее из воскресений где-то в самой сокровенной глубине души чуточку шевелилось радостное ощущение того, что завтра мы снова придем на работу к себе, снова встретимся с друзьями и будем вместе делать очень интересное, нужное дело. И любопытно — как оно у нас получится?.. И надо бы попробовать еще вот так... Ну и прочее в этом роде.
Каждый по своему понимает счастье. Но думается, что самое главное счастье в наше время — всегда видеть тот Шартрский собор, который ты строишь, всегда радостно идти на свою работу.
– Как вы считаете, чья позиция вам ближе из этих трех героев (рабочих)?
– Кто из них несет радость, творчество, счастье?
– А вам бы хотелось оставить свой след на земле?
– Какую проблему можно поставить сегодня на уроке прослушав эту легенду?
(слайд №3)
Чтобы труд приносил вам радость и удовлетворение, чтобы вы могли гордиться своей работой, а не считать ее обузой, нужно правильно выбрать профессию.
Выбор профессии у вас, девочки, впереди. Но многие из вас, наверняка, задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, нужно, прежде всего, хорошо знать, какие профессии есть на свете.
Каждая группа подготовила информацию.
а). Краткие сообщения учащихся.
– Жизнь не стоит на месте, поэтому появляются новые профессии. О них нам расскажут....
- МЕНЕДЖЕР
- ДИЛЕР
- МАРКЕТОЛОГ
- АУДИТОР
Само слово прочно закрепилось в нашем лексиконе. В современном английском языке слово означает “руководство людьми”. Функции этой профессии изменяются по мере развития науки, техники, производства. Сегодня — это функции планирования. Организации контроля. Наличие знаний в области управления, экономии, права, психологии и умения применять их в жизни вот – что требуется от современного специалиста этой профессии.
Это главное действующее лицо фондовой биржы, являющееся посредником в торговых сделках. Человек этой профессии обязан знать все о ценных бумагах. Принципиальное значение при определении профпригодности имеют такие качества личности, как эмоциональная уравновешенность, так как это одна из стрессовых профессий.
Тот, кто изучает рынок. Спрос на профессию постоянно высокий. Приоритет имеют те, кто обладает способностью к анализу и письменному изложению его результатов. Наиболее желательно иметь одновременно экономическое и инженерно — техническое образование
Аудиторская деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности. Она состоит в осуществлении независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности.
Обратите внимание на их правописание. Эти слова нужно не только правильно произносить, но и правильно писать. Запишите в словарик профессий те профессии о которых сегодня говорилось.
(Слайд №4)
Мы проведем игру “Путешествие в мир профессий”, цель которой расширить ваши представления о профессиях и помочь самоопределиться.
Все профессии принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
(Слайд № 5)
“Человек – человек” – все профессии, связанные с обслуживанием людей.
“Человек — природа” – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, охраной окружающей среды.
“Человек — техника” – все профессии, связанные с техникой.
“Человек – художественный образ” – все творческие специальности.
Человек — знаковая система” – все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знак
б). 1. Пианист (худ. обр.)
2. Пилот (техн.)
3. Официант (чел.)
4. Оператор связи (знак. сист.)
5. Геолог (прир.)
6. Агроном (прир.)
7. Адвокат (чел.)
8. Программист (техн.)
9. Радиооператор (зн. сист)
10.Фотограф (худ. образ.)
11. Парикмахер (чел., худ. обр.)
в). Профсловарь Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам сейчас буду зачитывать.
- Рисунок, проект, город, чертеж, конструкции, строительство, здания (архитектор)
- Верстак, станок, древесина, мебель (столяр)
- Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, безопасность, смелость (милиционер)
- Книга, фонд, эрудиция, тишина, читатели, каталоги (библиотекарь)
- Газета, новости, люди, оперативность, редакция, факты (журналист)
- Красота, волосы, ножницы, прическа, шампунь (парикмахер)
- Стройка, кирпич, бетон, свежий воздух, стена, кладка (каменщик)
- Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария (слесарь)
- Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, вагоны, ответственность (машинист локомотива)
- Тесто, мука, печь, хлеб, пышность, аромат, вкус, чистота, тепло (пекарь)
III. Практическая работа
Работа в группах
– Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в ХХ веке;
В) появятся в будущем
Г) были в нашем селе
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т. д.;
Б) программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь — референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист — машинист широкого профиля, летчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтер и т. д.;
В) профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т. д.
Г) доярка, мельник, кузнец, сыроделы, маслоделы, швеи, сапожник, бондарь, шорники (хомуты, сбруи, кнуты плели).
IV. Презентации проектов учащихся.
– Девочки, вам было дано домашнее задание — сделать презентацию о своей предполагаемой будущей профессии. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
(Учитель приглашает учениц к доске для защиты презентаций)
а) Презентации учащихся по группам
б) Презентация групповая: “Профессии на селе Медведица”
Итак, мы ответили на проблемный вопрос, какую дорогу ты выберешь? (слайд №6)
Через два года перед вами станет вопрос, кем быть?
- Вы хотите быть счастливыми? – значит надо выбрать свою дорогу.
- Неважно кем ты будешь, важно каким ты будешь.
- Вам понравился урок?
- Мне тоже понравился? Хорошие презентации предоставили нам группы, активно принимали участие в игре, работали с карточками. Спасибо группам за работу.
V. Рефлексия. (Слайд № 7)
- Что интересного вы узнали на этом уроке.
- Какие знания пригодятся вам в будущей жизни.
- Почему именно в школе необходимо выбирать тип будущей профессии?
- Какое чувство возникает у вас при слове “будущая профессия”.
- Какие сложности возникали на этом занятии? Как вы с ними справлялись?
VI. Подведение итогов
Задание по группам.
Нарисовать картину вашего настроения по итогам урока.
Нарисуйте мысли, которые вызвала у вас тема “Проектирование жизненных планов” (Ребята рисуют, комментируют. Учитель вывешивает рисунки на доску)
Учитель: Посмотрите, с каким хорошим настроением мы закончили работу!
Подводя итоги урока, хочу привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет”