Цель:познакомить учащихся с песнями, написанными в годы Великой Отечественной войны (их авторами, историей создания); предлагаются образцы жанра, занимающие особое место в музыкальной культуре страны, воспевающие её героев.
Задачи:
- Воспитательная: воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, уважения к представителям старшего поколения через музыку, написанную в годы Великой Отечественной войны.
- Образовательная: знакомство учащихся с историческим прошлым через творчество композиторов.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят небольшие сообщения о предложенных песнях, их авторах; заранее разучивают мелодии и тексты песен.
Оборудование: пианино (синтезатор, баян и т.д.), музыкальный центр, аудиозаписи, проектор, ноутбук, экран, портреты композиторов, сборники песен.
Список песен по порядку:
- «Священная война».
- «Катюша».
- «В землянке».
- «Тёмная ночь».
- «Москвичи», «Бери шинель», «Офицеры», «На всю оставшуюся жизнь».
- «День Победы».
Ход урока
«...Песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, ... всегда достигали своей благородной цели: звуки (такой песни) и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали её своей, родной, кровной помощницей...».
Из воспоминаний-мемуаров маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна.
Учитель: Начало Великой Отечественной войны не остановило развития музыкальной культуры нашей страны. Перефразируя известную пословицу, можно сказать: музы не молчали, когда говорили пушки. Тяжёлые военные испытания нашли отражение в разных произведениях композиторов – в песнях, симфониях, операх, кантатах, ораториях. Все эти произведения создали «музыкальную летопись» войны. Как вы думаете, какой жанр музыки был самым оперативным, стал частью жизни фронта и тыла?
Ученики: Песня.
Учитель: Конечно, песня. Песня вливала новые силы в уставших бойцов, вдохновляла в бою, помогала с достоинством принять горечь поражения или радость победы, потери боевых товарищей.
Объяснение нового материала:
У.: Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми песнями, созданными в годы Великой Отечественной войны. По ним можно получить представление о том, чем жил, во что верил, ради чего геройски сражался наш народ. Многие ребята приготовили сообщения, и мы их заслушаем.
Песни военных лет занимают особое место в музыкальной культуре нашей страны. Написанные в годы тяжёлых испытаний, они звали весь народ к борьбе во имя победы. Сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма народа, они не утратили своего воздействия и трогают сердца величием подвига.
За первые годы войны было создано около 100 песен. Их разучивали солисты, хоровые коллективы и исполняли перед солдатами, уходящими на фронт, и в минуты затишья в военных действиях. Одна из лучших песен – «Священная война». Её написал композитор Александр Александров на стихи поэта Василия Лебедева-Кумача. Сохранился черновик неопубликованной статьи композитора А. Александрова.
Сообщение ученика:
Статья озаглавлена «Как вошла в мою жизнь Отечественная война». Александр Васильевич писал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Советскую Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева... Я никогда не был военным человеком, но у меня в руках оказалось могучее средство – песня, которая так же может разить врага, как и любое оружие. И поэтому с первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею, – песни...».
У.: Когда и где впервые прозвучала песня «Священная война»?
Сообщение ученика:
В один из июньских дней 1941 года на Белорусском вокзале, в Москве, эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознамённого ансабля красноармейской песни и пляски запели новую песню. Её чеканная мелодия, суровая, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что пришлось повторить песню пять раз. Это была «Священная война». Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с воинами через все испытания к победе.
У.: Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков впоследствии назвал «Священную войну» бессмертной песней. Именно ей суждено было стать музыкальной эмблемой, песней-символом сурового времени. Начало войны навсегда связано в памяти народа с набатным звучанием этой песни. Скорбная мелодия, сдержанный маршевый ритм создают образ непреклонной воли, устремлённости к победе. Мелодия достаточно проста и легко запоминается, что делает песню доступной для массового исполнения. Давайте послушаем фрагмент этой песни-призыва.
Слушание песни «Священная война», муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
Сообщение ученика:
Михаил Васильевич Исаковский (1900–1973 гг.).
Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году, а песней стало в 1939-м. Её появление именно в это время было неслучайным. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближающейся военной грозы.
Прослушивание песни «Катюша», сл. М. Исаковского, сл. М. Блантера.
Песня «Катюша» воспринималась как что-то личное, задушевное. Это и стало причиной удивительного явления – рождения множества новых песен-переложений.
Не цветут здесь яблони и груши,
Здесь леса прекрасные растут.
Каждый кустик здесь бойцу послушен,
И враги границу не пройдут.
Не забыл тебя я, дорогая,
Помню, слышу песенку твою.
И в дали безоблачного края
Я родную землю берегу.
Не забудь и про меня, Катюша,
Про того, кто письма часто шлёт,
Про того, кто лес умеет слушать,
Про того, кто счастье бережёт.
Это было началом военной биографии «Катюши». Строки, рождённые в народе, утверждают, что она сражалась и с оружием в руках.
Отцвели вы, яблони и груши,
Только дым клубится над рекой,
В лес ушла красавица Катюша
Партизанской тайною тропой.
Завязался рано на рассвете
Жаркий бой, где яблони цвели.
Билась с ярым недругом Катюша
За клочок своей родной земли.
А вот она уже в другой роли:
Катя слово раненому скажет,
Так, что в сердце песня запоёт,
Катя раны крепко перевяжет,
На руках из боя унесёт.
Ой, ты, Катя, девушка родная,
Сто бойцов спасла ты из огня.
Может, завтра, раненых спасая,
Из огня ты вынесешь меня.
Уже в конце 1941-го было положено начало новому большому циклу стихотворных вариантов песни. Произошло это, когда решалась судьба битвы за столицу, и по всем фронтам прогремела молва о новом оружии, которое любовно назвали «Катюша». И сразу же солдаты запели о ней – укрепляющей веру в победу, наводящей панический страх на врагов:
Эй ты, песня, песня огневая,
Выжигай дотла фашистский сброд,
Чтоб не смела вражья свора злая
Лазить в наш советский огород.
И летят снаряды в тьму густую,
И огнём окрашен небосвод.
Пусть услышат «девушку» простую,
Пусть запомнят, как она поёт.
Сообщение ученика:
Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, убедительнее других свидетельствует судьба «Землянки» Алексея Суркова. И секрет её необыкновенного успеха как раз в том, что она не писалась для пения. Да и вообще не предназначалась для публикации. Это письмо «к любимой женщине». Это были 16 домашних строчек из письма жене. Оно было написано в конце ноября 1941 года после очень трудного фронтового дня, когда пришлось ночью после тяжёлого боя пробиваться из окружения.
Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за четыре шага. Может потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть, за этот потрескивающий огонь в землянке, за смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство, переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой и теплом. И он спешит сказать любимой о «своей негасимой любви».
Оказавшись в ситуации, в которой бывали сотни тысяч солдат чуть ли не ежедневно, Сурков сказал то, что хотел бы сказать каждый из бойцов, поэтому «Землянку» сразу признали фронтовики.
Исполнение песни «В землянке» учащимися.
Не остались равнодушными к стихотворным посланиям из землянок и окопов и те, для кого они сочинялись, – жёны и невесты воинов. В этих ответах, которые женщины отправляли на фронт, слова поддержки, нежной любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы.
Слышу голос тоскующий твой,
Слышу песню двухрядки твоей.
Не грусти, мой желанный, родной,
Что-нибудь поиграй веселей.
Ветер, вьюга, снега и метель,
Ночь морозная смотрит в окно,
Я б хотела к тебе прилететь,
Не видала тебя я давно.
Вижу, как ты усталый сидишь
Над раскрытою картой своей,
И огонь всё в печурке горит,
Но холодная ночь всё темней.
Но заканчиваются такие письма-песни обычно убеждённостью в том, что любовь поможет преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку, победить врага, приблизить Победу:
Не грусти, не печалься, родной,
Пусть огонь не погаснет в груди –
Я в холодной землянке с тобой,
И победа нас ждёт впереди.
Сообщение ученика: История создания всенародно любимой песни «Тёмная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца», у режиссёра Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества попыток режиссёру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня «Тёмная ночь». Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, «Тёмная ночь» навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля. Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от... слёз работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет «Тёмная ночь» вышла только со второй матрицы.
Прослушивание песни «Тёмная ночь».
Сообщение ученика: Стихотворение «Москвичи» (слова Е. Винокурова, музыка А. Эшпая) было напечатано в журнале «Новый мир» в 1955 году. Его прочёл замечательный эстрадный певец и актёр Марк Бернес, который и принёс его композитору Андрею Эшпаю. Он поставил журнал на пюпитр инструмента, за которым тот работал, раскрыл на нужной странице и сказал: «Прочти эти стихи. Они для тебя, Нужна музыка».
Андрей Эшпай рассказывал: «Стихи меня потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушёл на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведь эти улицы рядом. На войну ещё раньше ушёл и мой старший брат Валя. Он погиб в самом её начале – в июле–августе сорок первого, между местечком Сальцы и Дно. Я проезжал те места: равнина заболоченная, низенький лесок небольшой, от пули не спрячешься – безнадёжно. .. Он погиб во время миномётного обстрела. А мама всё ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней... Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы, «воспалённой» в стихах Винокурова, – казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих пор вспоминаю маму именно в этом куплете. Всё так сходилось, что буквально при нём, при Бернесе, я сыграл песню так, как что потом и осталось. Во всяком случае, основная интонация в его присутствии была найдена. Это ведь, можно сказать, какая-то тайна: музыка и слова...».
Эшпай и Бернес познакомились с Винокуровым, который семнадцатилетним парнишкой, девятиклассником ушёл на войну добровольцем. Когда его спрашивали о том, существовали ли на самом деле Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой, поэт отвечал, что «прототипов в полном смысле этого слова у героев стихотворения, а потом и песни не было. Но когда я его писал, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной...».
Исполнение песни «Москвичи».
У.: Много песен и стихотворений написано о Великой Отечественной войне, а также снято много кинофильмов. Сегодня на уроке прозвучат песни из кинофильмоф в исполнении ребят и гостей нашего урока – учителей музыки.
Исполняются песни:
* из к/ф «Офицеры» – исполняют ученики;
«Бери шинель, пошли домой» – исполняют ученики;
* «На всю оставшуюся жизнь» – исполняют учителя.
Сообщение ученика: В марте 1975 года поэт Владимир Харитонов обратился к Давиду Тухманову с предложением о создании песни, посвящённой Великой Отечественной войне. Страна готовилась к празднованию 30-летия Победы, и в союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне.
Буквально за несколько дней до окончания конкурса В.Г. Харитонов передал свои стихи соавтору. Давид Тухманов очень быстро написал музыку, и песню успели передать на последнее прослушивание конкурса.
Но никакого места песня «День Победы» не заняла. Мало этого, прослушивание песни вызывало болезненную, острую реакцию старших коллег Д. Тухманова, против песни прозвучали очень резкие высказывания, о чём немедленно стало известно на Гостелерадио. Причина была в музыке и её авторе. Поэт В.Г. Харитонов был ветераном войны. Песни на его стихи ещё в 1950-е годы писали увенчанные лаврами композиторы Анатолий Новиков, Вано Мурадели и др. А Давид Тухманов был молодым автором, известным лишь по эстрадным шлягерам.
В те времена всю музыкальную политику государства определяло руководство Союза композиторов, то есть в основном весьма пожилые люди. Возраст в 30 с небольшим лет считался ещё не зрелым. По мнению руководства Союза композиторов, а также теле- и радионачальников, Тухманов никак не мог соответствовать статусу автора песни государственного масштаба.
Хотя Д. Тухманов уже создал хиты «Последняя электричка», «Эти глаза напротив», «Белый танец», «Песенка про сапожника», «Я люблю тебя, Россия», «Гуцулочка», «Мой адрес – Советский Союз», «Как прекрасен этот мир» и многие другие, никаких званий и регалий, кроме премии Московского комсомола, у него ещё не было. И потому он, имея диплом профессионального композитора и написав три десятка популярных песен, только в 1973 году с трудом был принят в Союз композиторов.
Был и второй «минус» – в музыке песни «День Победы» были услышаны синкопы и элементы не то танго, не то фокстрота. В результате песня была запрещена. Её не пропускали в эфир – ни на радио, ни на телевидении.
Некоторые из бывших начальников Гостелерадио, которые сейчас рассказывают о том, как они стали «крёстными отцами» песни «День Победы», на самом деле были теми цензорами, кто не пропускал песню в эфир. А без эфира песня как бы и не существовала.
Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство), исполнил «День Победы» в прямом телевизионном эфире. Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен ещё раз «на бис». После чего эту песню стала петь вся страна.
«День Победы» давно существует и в виде марша, который исполняют оркестры многих стран мира.
Прослушивание песни «День Победы».
ВЫВОД ПО УРОКУ:
У.: Нужны ли сегодняшнему поколению песни, написанные о Великой Отечественной войне? Ведь она закончилась давно. Как вы думаете?
Ученики: Чтобы люди помнили тех, кто отдал свои жизни за Родину, чтобы мы знали историю Великой Отечественной войны.
У.: Зачем были нужны песни на войне?
Ученики: Они были необходимы каждому человеку, так как поднимали настроение, сближали расстояние между бойцами и их родными. Солдаты знали, что их ждут дома, что бы с ними не случилось. И это придавало воинам огромную силу.
У.: Песни – как люди. У каждой своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхивают ярко и скоро угасают. И лишь немногие живут долго и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далёкие песни.
Много известных и любимых нами песен было написано.
- «Дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
- «Ехал я из Берлина» муз. И. Дунаевского, сл. Л. Ошанина.
- «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Хотят ли русские войны?» муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко.
- «Москвичи» («Серёжка с Малой Бронной...») муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова.
- «На безымянной высоте» муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского.
- «Алёша» муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина.
- «За того парня» муз. М. Фрадкина, сл. Р. Рождественского.
- «Нам нужна одна победа» муз. и сл. Б. Окуджавы.
- «Последний бой» муз. и сл. М. Ножкина.
- «Журавли» муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова.
- «Бери шинель, пошли домой» муз. В. Левашова, сл. Б. Окуджавы.
- «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.
- «Были два друга» муз. С. Германова, сл. В. Гусева.
- «Вася-Василёк» муз. А. Новикова, сл. С. Алымова.
- «Вечер на рейде» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина.
- «В землянке» муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
- «В лесу прифронтовом» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
- «Вот солдаты идут» муз. К. Молчанова, сл. М. Львовского.
- «Враги сожгли родную хату» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
- «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» муз. В Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Где ж ты, мой сад?» муз. В. соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Давай закурим» муз. М. Табачникова, сл. И. Френкеля.
- «Давно мы дома не были» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Дорожка фронтовая» муз. Б. Мокроусова, сл. Б. Ласкина и Н. Лабковского.
- «За фабричной заставой» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.
- «Лизавета» муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского.
- «Любимый город» муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского.
- «Моя любимая» муз. М. Блантера, сл. Е. Долматовского.
- «На солнечной поляночке» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Не стареют душой ветераны» муз. С. Туликова, сл. Я. Белинского.
- «Огонёк» муз. Б. Мокроусова, сл. М. Исаковского.
- «Перелётные птицы» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Под зёздами балканскими» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.
- «Поклонимся великим тем годам» муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львова.
- «Пора в путь-дорогу» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. С. Фогельсона.
- «Прощайте, скалистые горы» муз. Е. Жарковского, сл. Н. Букина.
- «Прощание» муз. Д. Покрасса, сл. М. Исаковского.
- «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
- «Случайный вальс» муз. М. Фрадкина, сл. Е. Долматовского.
- «Смуглянка» муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова.
- «Соловьи» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Фатьянова.
- «Там, вдали за рекой» сл. Н. Кооля, обработка А. Александрова.
- «Тёмная ночь» муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова.
- «Три танкиста» муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б. Ласкина.
- «Фронтовики, наденьте ордена» муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева.
- «Эх, дороги» муз. А. Новикова, сл. Л. Ошанина.
(под аккомпанемент муз. рук. ДОУ звучит попурри из названных песен, гости могут подпевать).
У.: Спасибо всем за внимание. До скорых встреч!