Занятие № 8
Вид: тематическое.
Программное содержание:
виды музыкальной деятельности
- восприятие музыки – умение воспринимать музыку и высказываться о музыке разного характера;
- пение – понимать пение самостоятельно после вступления;
- музыка и движение – учить слышать темповые изменения в музыке;
- элементарное музыцирование: познакомить с русским народным инструментом – трещоткой, способами звукоизвлечения.
детское музыкальное творчество
- песенное: учить самостоятельно допевать песенку начатую педагогом;
- танцевальное: предложить самостоятельно подбирать движение для свободной русской песни;
- музыкально-игровое: учить самостоятельно выбирать средство выразительности (мимикой) игрового образа.
репертуар
- П.Чайковский “времена года” (“Октябрь”);
- Т.Попатенко “Листопад”;
- Т.Ломова “Поскачем”;
- РНП “Ах, ты береза”;
- Вальс “Танец с листьями”;
- Игра “Уточки”
Ход занятия
1. Дети входят в зал под музыку “Марш” И.Дунаевский.
Дети чередуют ритмические движения, стараясь четко координировать их с музыкой. Вначале они ритмично маршируют, высоко поднимая колени и энергично размахивая руками. Услышав музыку иного характера, переходят на легкий бег, стремительный бег.
2. Приветствие. Попевка “Здравствуйте!”.
3. Зарядка для дыхания. Педагог предлагает с себя стряхнуть грустное настроение: закрыть глаза, набрать воздуха в легкие, выдохнуть не спеша и улыбнуться солнышку (2 р.).
4. Слушание музыки П.Чайковского “Времена года” (“Октябрь”).
Педагог: Каждая смена времени года пробуждает в человеке новые чувства, дарит ему новые ощущения, влияет на его настроение, хотя осень это медленное угасание природы и яркие краски лета блекнут. Яркие краски лета сменяются на другие цвета, это передается нам. Но нам так хочется. Как можно дольше сохранилась удивительная красота природы (звучит “Октябрь” П.Чайковского).
– Вы прослушали музыку, какое настроение она на
вас навеяло?
– Кто из ребят может определить характер? (ответы
детей0
Педагог показывает портрет П. Чайковского.
Педагог: Ребята, музыку, которую вы сейчас послушали называется “Октябрь”. Её автор должен быть вам хорошо знаком. Вспомните и назовите его фамилию, имя и отчество.
Дети: П.И.Чайковский.
Педагог: Правильно! Что вам о творчестве Чайковского? (наводящие вопросы задает педагог – русский композитор, он написал немало замечательных произведений для взрослых и детей). Став взрослым, Чайковский свои детские впечатления передал в музыке для детей.
– Почему композитор назвал свое произведение
“Октябрь” в цикле “Времена года”?
– Меняется ли настроение на протяжении всего
произведения?
Когда звучала музыка, какие движения можно делать под неё? 9дети показывают движения. Педагог отмечает качество исполнения)
Педагог: На следующем занятии, мы продолжим работу с этой музыкой.
5. Песня. Попевка:
Пиликал – великан
Пиликал на скрипке
Сонаты, сюиты, гавоты
И тем угодил бегемоту
При пении педагог обращает внимание детей
чистоту интонации. Проигрывает вступление и
просит детей вспомнить название песни и фамилию
композитора.
Далее песня звучит в исполнении, и педагог
обращает внимание на правильность взятия
дыхания.
6. Игра на развитие импровизационных навыков.
Педагог исполняет песню. Дети двигаются, в руках у них воображаемые листья. Танцевальными движениями они показывают, что прогуливаются по парку, кружатся подобно листьям на ветру, собирают в букет разноцветные листья, любуются букетом. По окончании музыки подбегают в круг и образовывают большой букет. Музыкальный руководитель берет букет и благодарит детей за их прекрасный танец. Дети присели.
7. Педагог обращает внимание, что на столе появился необычный инструмент РН – трещотка. Педагог показывает способ звукоизвлечения, предлагает ребятам познакомиться с этим инструментом ближе на следующем занятии.
Включается русская народная мелодия, педагог показывает движение рук, обращается к воспитателю и просит исполнить фрагмент. Музыкальный руководитель похвалила.
8. Игра “Уточка”.
Педагог играет на инструменте с изменением темпа музыки меняется движения, располагаясь свободно по залу (войти в образ и двигаться внимательно), по окончанию музыки замереть, выбрать позу подходящую под музыку.
9. Заключительная часть. Попрощавшись с педагогом попевной “До свидания” дети вновь превращаются в листочки и оторвавшись от ветки – легким пружинистым шагом выходят из музыкального зала.