- Интегрированный урок литературное чтение – 4класс.
- Учебные модули: – по окружающему миру: “Растения”,тема “Развитие растения из семени”, – по литературному чтению модуль: “Зарубежная литература”, тема Шэл Сильверстейн “Щедрое дерево”
- Цель: Расширить знания о понятие “жизнь”.
- Познакомить с образованием жизни из семени растения, сравнить со смыслом жизни героя литературного произведении Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”;
- Учить работать с литературными и электронными источниками по заданному плану, применяя ИКТ;
- Развивать представление о жизни живых организмов;
- Формировать нравственные качества: ценить любовь, дружбу, взаимовыручку, преданность;
- Воспитывать стремление к совершенствованию личных поступков.
- Тип урока: проблемный урок. Форма проведения: интеграция предметов литературное чтение, окружающий мир, предметов художественного цикла.
- Оборудование: слайдовая презентация, ноутбук для электронной обучающей игры “Биология”, электронный микроскоп с ноутбуком, оборудованная доска, раздаточный материал (клей– карандаш для приклеивания листиков, салфетки, ручка с листочком), толковый словарь, фразеологический словарь, книга с образными суждениями, крылатыми выражениями известных людей, пословицы.
- План урока:
Методы: исследования, поисковые, сюжетно– ролевые, дискуссия.
1. Организационный момент: (Ученик, в роли Лучика Солнышка, приветствует всех собравшихся).
Слайд №1
Музыкальное воспроизведение сопровождается движением Солнышка
– Добрый день, какой он замечательный! Я – Лучик Солнца, золотой. Спустился к вам с небес прекрасных, чтобы согреть Землю, помочь Вам в трудных ситуациях. Поэтому смело исследуйте, узнавайте новое, впитывайте самое ценное!
Учитель: Спасибо Лучик, очень много доброжелательных слов тобой было сказано, но принимать пожелания ребятам.
Вы согласны, так работать?
2. Целеполагание: Слайд №2
Учитель: Лучик Солнца послал на Землю своё тепло и пробудил в земле зёрнышко.
– Посмотрите, какое оно? (рассматривание зёрен помидора, тыквы, травы)
– Как вы думаете, что оно олицетворяет?
– Его можно отнести к какому символу?
– С чем можно его сравнить?
Слайд №2 по щелчку
“Зерно – это будущая жизнь”
Верно, ведь жизнь как– то начинается.
Итак, сегодня мы в творческой лаборатории разрешим нашу проблему:
– Какую? (На доске – предметы подсказки: Солнце, зёрнышко, слово жизнь.)
Слайд №3
Цель: – Для чего солнышко дало жизнь зёрнышку?
Давайте обсудим, что вас интересует:
- Что обозначает слово жизнь?
- Сравнить жизнь растения и человека.
- Проанализировать жизнь в классном коллективе “Познавай–ка”.
3. Работа над проблемой:
- Подберём девиз нашей работе. (Работа у доски с разрезными карточками. Нужно собрать фразу: “Жизнь дана на добрые дела”)
- Распределение работы над проблемой:
Слайд №4
Фома работы |
Вид работы |
Вывод |
Индивидуальная |
Электронная обучающая игра “Биология” |
Узнали, какие условия необходимы для жизни растения. |
Парная |
Рассматривание под электронным микроскопом дольку арбуза, огурца, листочка комнатного растения |
Живой организм состоит из клеток. |
Групповая
|
Поисковая работа значения слова используя толковый, фразеологический словари и высказывания. |
– Жизнь – это время существования от рождения, до старости. – “Жить своим умом”. – “Жизнь прекраснейшая из выдумок природы” |
Слайд №5
Изучай по порядку.
Слайд предназначен для группы ребят, которым необходима направляющая помощь. Они используют памятку работы к слайду №5. (Приложение №1)
Гиперссылки
Слайд №5 – выбор материала работы – №6 –толкование слов – №11 – вывод по работе – №12
Слайд №5 – выбор материала работы – №7–толкование выражений – №11 – вывод по работе – №12
Слайд №5 – выбор материала работы – №8–толкование выражений – №11 – вывод по работе – №12
Слайд №12
(Вывод в парной работе. Рассматривание в микроскоп. Откуда и из чего возникает жизнь? Любое растение состоит из клеток и маленьких частиц. Чтобы организм жил и развивался, необходимо чтобы частицы в клетках дополняли друг друга, взаимодействовали между собой.)
Слайд №13
Условия, необходимые для жизни развитие растения из семени.
Видеоролик.( Воспроизведение фильма производится наведением курсора на картинку клевера)
(Вывод: растению необходимо: тепло, питание, свет)
Слайд №14
Учитель: Человека можно сравнить с целым зерном. Для того чтобы зерно проросло, необходимы условия. Для того чтобы человек в жизни не только вырос, но и состоялся, необходимо человеку используя самые лучшие качества и поступки идти к поставленной цели. (На доске образовалось дерево с листочками)
Вывод: – Зёрнышко – это символ? … (жизни)
– Оно стало прорастать тогда, когда вы поставили перед собой? … (цель)
– Для того, чтобы её добиться, нужно в себе совершенствовать человеческие? …. (качества), совершать? … (поступки).
4. Физминутка:
Слайд №15
С музыкальным сопровождением.
Изобразим маленький росток, который с большим желанием тянется к солнышку.
“Росток”.
- “Свернулись в зёрнышко”. Исходное положение: присели на корточки, округлили спинку, обняли коленки руками.
- Медленно выпрямляем ноги.
- Ноги выпрямляются, постепенно расслабляются руки.
- Начинаем выпрямлять позвоночник от поясницы к плечам
- Разводим плечи.
- Поднимаем голову.
- Руки поднимаем вверх, тянемся к солнышку.
- Потянулись, потянулись–сломались. (Можно повторить1– 2 раза)
5. Развивающая минутка:
Вам в благодарность за сотрудничество Солнышко разослало свои цветные лучики. Разберите по одному, положите на парту, присаживайтесь.
Индивидуальная работа (4 человека). Напишите, к чему вы стремитесь в жизни?
Слайд №16
4 человека читают слова и запоминают картинки используя слайд. Остальные ребята прикройте глазки и воспринимайте на слух:
- Дышит.
- Питается.
- Плодоносит.
- Растёт.
- Крона (картинка).
- Стебель (картинка).
- Цветок (картинка).
- Лист (картинка).
- Ветви (картинка).
- Ствол (картинка).
- Семена (картинка).
Мною прочитано 11 слов, запишите, сколько запомнили.
– Кто запомнил 10 слов?
– О каких группах слов шла речь?
– Что полезного вы для себя взяли из этого задания?
Сделайте самооценку своим поступкам и качествам, что вам хотелось ещё совершенствовать в себе? Наклейте на лучик.
Вывод в индивидуальной работе: Моя цель – …
Я стремлюсь – …
(На доске оформление. Прорастание корешков из зёрнышка и появление ствола будущего дерева)
6. Работа над рассказом Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”.
(Работа над текстом начата в дома).
– Какую работу вы готовы показать?
– Поисковая. Творческий путь автора. Электронная презентация2.ppt
– Творческая. Создание картинного плана. Электронная презентация3.ppt
Слайд №17
Ребята показывают инсценировку произведения.
Вывод: – Как наша пословица, “жизнь дана на добрые дела”, подходит к героям?
– Какими качествами было наделено Дерево? (Те, которые свойственны человеку: доброта, взаимовыручка, самопожертвование)
– Какие качества у Мальчика? (Качества похожи на свойства растения: брал всё, но добрых поступков не совершал).
Подбери рифму к слову “жить”.
– Что значит – Жить? (дружить, дорожить, учить, не тужить).
– Можно ли эти слова посоветовать яблоне?
7. Закрепление Слайд №18
Гиперссылки:
Слайд №18 – понятие – №19 – результат
Слайд №18– понятие – №20 – результат
Тест: “Что общего у живых организмов?”
Вывод: Природа всем живым организмам даёт одинаковую жизнь. Но результат использования жизни – у каждого растения, человека или животного разный. Это зависит от того, к чему каждый стремиться, т.е. цели в жизни.
8. Город “Познавай – ка”.
Что можете рассказать о нашем городе*? (*Слово “город” подразумевается как коллектив класса).
– Сделайте самооценку жизни в городе “Познавай– ка”.
- Достижения: (См. слайд № 9,10,11)
- Дружба на параллели 4х классов.
- Взаимовыручка.
8. Итог урока: Слайд №21
Лучик Солнца: Вы молодцы! Результат теста определил, что Вы поняли, для чего я всему живому дарю ЖИЗНЬ!
Благодарю за ваши исследования и открытия.