Интегрированный урок литературного чтения по теме "Жизнь дана на добрые дела"

Разделы: Начальная школа


  1. Интегрированный урок литературное чтение – 4класс.
  2. Учебные модули: – по окружающему миру: “Растения”,тема “Развитие растения из семени”, – по литературному чтению модуль: “Зарубежная литература”, тема Шэл Сильверстейн “Щедрое дерево”
  3. Цель: Расширить знания о понятие “жизнь”.
    • Познакомить с образованием жизни из семени растения, сравнить со смыслом жизни героя литературного произведении Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”;
    • Учить работать с литературными и электронными источниками по заданному плану, применяя ИКТ;
    • Развивать представление о жизни живых организмов;
    • Формировать нравственные качества: ценить любовь, дружбу, взаимовыручку, преданность;
    • Воспитывать стремление к совершенствованию личных поступков.
  1. Тип урока: проблемный урок. Форма проведения: интеграция предметов литературное чтение, окружающий мир, предметов художественного цикла.
  2. Методы: исследования, поисковые, сюжетно– ролевые, дискуссия.

  3. Оборудование: слайдовая презентация, ноутбук для электронной обучающей игры “Биология”, электронный микроскоп с ноутбуком, оборудованная доска, раздаточный материал (клей– карандаш для приклеивания листиков, салфетки, ручка с листочком), толковый словарь, фразеологический словарь, книга с образными суждениями, крылатыми выражениями известных людей, пословицы.
  4. План урока:

1. Организационный момент: (Ученик, в роли Лучика Солнышка, приветствует всех собравшихся).

Презентация1.ppt

Слайд №1

Музыкальное воспроизведение сопровождается движением Солнышка

– Добрый день, какой он замечательный! Я – Лучик Солнца, золотой. Спустился к вам с небес прекрасных, чтобы согреть Землю, помочь Вам в трудных ситуациях. Поэтому смело исследуйте, узнавайте новое, впитывайте самое ценное!

Учитель: Спасибо Лучик, очень много доброжелательных слов тобой было сказано, но принимать пожелания ребятам.

Вы согласны, так работать?

2. Целеполагание: Слайд №2

Учитель: Лучик Солнца послал на Землю своё тепло и пробудил в земле зёрнышко.

– Посмотрите, какое оно? (рассматривание зёрен помидора, тыквы, травы)

– Как вы думаете, что оно олицетворяет?

– Его можно отнести к какому символу?

– С чем можно его сравнить?

Слайд №2 по щелчку

“Зерно – это будущая жизнь”

Верно, ведь жизнь как– то начинается.

Итак, сегодня мы в творческой лаборатории разрешим нашу проблему:

– Какую? (На доске – предметы подсказки: Солнце, зёрнышко, слово жизнь.)

Слайд №3

Цель: – Для чего солнышко дало жизнь зёрнышку?

Давайте обсудим, что вас интересует:

    1. Что обозначает слово жизнь?
    2. Сравнить жизнь растения и человека.
    3. Проанализировать жизнь в классном коллективе “Познавай–ка”.

3. Работа над проблемой:

  • Подберём девиз нашей работе. (Работа у доски с разрезными карточками. Нужно собрать фразу: “Жизнь дана на добрые дела”)
  • Распределение работы над проблемой:

Слайд №4

Фома работы

Вид работы

Вывод

Индивидуальная

Электронная обучающая игра “Биология”

Узнали, какие условия необходимы для жизни растения.

Парная

Рассматривание под электронным микроскопом дольку арбуза, огурца, листочка комнатного растения

Живой организм состоит из клеток.

Групповая

 

Поисковая работа значения слова используя толковый, фразеологический словари и высказывания.

– Жизнь – это время существования от рождения, до старости.

– “Жить своим умом”.

– “Жизнь прекраснейшая из выдумок природы”

Слайд №5

Изучай по порядку.

Слайд предназначен для группы ребят, которым необходима направляющая помощь. Они используют памятку работы к слайду №5. (Приложение №1)

Гиперссылки

Слайд №5 – выбор материала работы – №6 –толкование слов – №11 – вывод по работе – №12

Слайд №5 – выбор материала работы – №7–толкование выражений – №11 – вывод по работе – №12

Слайд №5 – выбор материала работы – №8–толкование выражений – №11 – вывод по работе – №12

Слайд №12

(Вывод в парной работе. Рассматривание в микроскоп. Откуда и из чего возникает жизнь? Любое растение состоит из клеток и маленьких частиц. Чтобы организм жил и развивался, необходимо чтобы частицы в клетках дополняли друг друга, взаимодействовали между собой.)

Слайд №13

Условия, необходимые для жизни развитие растения из семени.

Видеоролик.( Воспроизведение фильма производится наведением курсора на картинку клевера)

(Вывод: растению необходимо: тепло, питание, свет)

Слайд №14

Учитель: Человека можно сравнить с целым зерном. Для того чтобы зерно проросло, необходимы условия. Для того чтобы человек в жизни не только вырос, но и состоялся, необходимо человеку используя самые лучшие качества и поступки идти к поставленной цели. (На доске образовалось дерево с листочками)

Вывод: – Зёрнышко – это символ? … (жизни)

– Оно стало прорастать тогда, когда вы поставили перед собой? … (цель)

– Для того, чтобы её добиться, нужно в себе совершенствовать человеческие? …. (качества), совершать? … (поступки).

4. Физминутка:

Слайд №15

С музыкальным сопровождением.

Изобразим маленький росток, который с большим желанием тянется к солнышку.

“Росток”.

  1. “Свернулись в зёрнышко”. Исходное положение: присели на корточки, округлили спинку, обняли коленки руками.
  2. Медленно выпрямляем ноги.
  3. Ноги выпрямляются, постепенно расслабляются руки.
  4. Начинаем выпрямлять позвоночник от поясницы к плечам
  5. Разводим плечи.
  6. Поднимаем голову.
  7. Руки поднимаем вверх, тянемся к солнышку.
  8. Потянулись, потянулись–сломались. (Можно повторить1– 2 раза)

5. Развивающая минутка:

Вам в благодарность за сотрудничество Солнышко разослало свои цветные лучики. Разберите по одному, положите на парту, присаживайтесь.

Индивидуальная работа (4 человека). Напишите, к чему вы стремитесь в жизни?

Слайд №16

4 человека читают слова и запоминают картинки используя слайд. Остальные ребята прикройте глазки и воспринимайте на слух:

  • Дышит.
  • Питается.
  • Плодоносит.
  • Растёт.
  • Крона (картинка).
  • Стебель (картинка).
  • Цветок (картинка).
  • Лист (картинка).
  • Ветви (картинка).
  • Ствол (картинка).
  • Семена (картинка).

Мною прочитано 11 слов, запишите, сколько запомнили.

– Кто запомнил 10 слов?

– О каких группах слов шла речь?

– Что полезного вы для себя взяли из этого задания?

Сделайте самооценку своим поступкам и качествам, что вам хотелось ещё совершенствовать в себе? Наклейте на лучик.

Вывод в индивидуальной работе: Моя цель – …

Я стремлюсь – …

(На доске оформление. Прорастание корешков из зёрнышка и появление ствола будущего дерева)

6. Работа над рассказом Шэла Сильверстейна “Щедрое дерево”.

(Работа над текстом начата в дома).

– Какую работу вы готовы показать?

Поисковая. Творческий путь автора. Электронная презентация2.ppt

Творческая. Создание картинного плана. Электронная презентация3.ppt

Слайд №17

Ребята показывают инсценировку произведения.

Вывод: – Как наша пословица, “жизнь дана на добрые дела”, подходит к героям?

– Какими качествами было наделено Дерево? (Те, которые свойственны человеку: доброта, взаимовыручка, самопожертвование)

– Какие качества у Мальчика? (Качества похожи на свойства растения: брал всё, но добрых поступков не совершал).

Подбери рифму к слову “жить”.

– Что значит – Жить? (дружить, дорожить, учить, не тужить).

– Можно ли эти слова посоветовать яблоне?

7. Закрепление Слайд №18

Гиперссылки:

Слайд №18 – понятие – №19 – результат

Слайд №18– понятие – №20 – результат

Тест: “Что общего у живых организмов?”

Вывод: Природа всем живым организмам даёт одинаковую жизнь. Но результат использования жизни – у каждого растения, человека или животного разный. Это зависит от того, к чему каждый стремиться, т.е. цели в жизни.

8. Город “Познавай – ка”.

Что можете рассказать о нашем городе*? (*Слово “город” подразумевается как коллектив класса).

– Сделайте самооценку жизни в городе “Познавай– ка”.

  • Достижения: (См. слайд № 9,10,11)
  • Дружба на параллели 4х классов.
  • Взаимовыручка.

8. Итог урока: Слайд №21

Лучик Солнца: Вы молодцы! Результат теста определил, что Вы поняли, для чего я всему живому дарю ЖИЗНЬ!

Благодарю за ваши исследования и открытия.

Презентация 1

Презентация 2

Презентация 3

Приложение 1

Приложение 2

Приложения