Конспект урока русского языка по теме “Однородные члены предложения”
- Оргмомент.
- Целеполагание.
- Упражнения и задания.
Словарный диктант.
Иску.ный мастер, соч.тание цветов, совр.менность и история, сильное впеч.тление, зам.рать от восторга, неисс.кающий родник, подл.нное иску..тво, необычайно увл.кательно, непр.ходящие ценности, насл.ждаться красотой.
– Вставить пропущенные буквы, объяснить
орфограммы.
– Определить способы связи слов в
словосочетании.
– Составить предложение со словосочетанием
“неиссякающий родник”, употребив его сначала в
прямом, а затем в переносном значениях.
– К словам “искусный”, “непреходящие”
подобрать синоним и антоним.
Мини-опрос по теории.
– Какие члены предложения называются
однородными?
– Какими союзами они соединяются?
– Какие пунктуационные задачи мы решаем,
встречая в предложении однородные члены?
Мини-тест по теории.
А) верно; б) неверно.
- Однородные члены всегда относятся к одному и тому же слову.
- Не все члены предложения могут быть однородными.
- Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
- Однородные члены предложения могут быть словами разных частей речи.
- В предложении может быть несколько рядов однородных членов.
- Если однородные члены соединены союзами, то запятая между ними не ставится.
- [ О: например, О, О, О ].
- [ , как О, так и О].
Ответы:1А, 2Б, 3А, 4А, 5А, 6Б, 7Б, 8Б.
Работа с текстом.
Русский Север издавна славился ремеслами. Многие виды народного искусства достигли здесь совершенства: это и плотницкое искусство мастеров – храмосоздателей, и кузнецкое дело, резьба и роспись по дереву, вышивка и ткачество, шитье жемчугом и золотом, кружевоплетение. Все, чем занимались северные жители в своем нелегком быту, хранило на себе отпечаток его таланта, душевного здоровья и тепла.
– Докажите, что это текст.
– Определите его тему и основную мысль.
– Дайте характеристику предложения 1.
– Составьте схему предложения 2, объясните знаки препинания.
Презентация по теме “Мезенская роспись”
Предложения на доске.
А) Она возникла в начале 19 века в низовьях реки Мезень Архангельской области.
Б) Мезенская роспись – один из наиболее древних русских художественных промыслов.
В) Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент.
Г) Ею расписывали различную домашнюю утварь: прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки.
Задания:
– Расставить предложения так, чтобы получился
текст.
– Объяснить пунктуацию в предложении Б, Г.
– Рассказать о неоднородных определениях,
иллюстрируя свой ответ примерами из текста.
Презентация по теме “ Каргопольская игрушка”
Задание: Записать предложение, объяснить пунктуацию.
Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России, и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном.
Презентация по теме “Резьба и роспись по дереву”
Запись предложений:
1. Незатейливая, деревянная резьба наличников привлекла его внимание.
2. Берестяные расписные туеса, короба, шкатулки широко используются в быту.
Задание: найдите предложение с пунктуационной ошибкой, объясните, исправьте.
На доске записаны предложения по теме “Архангельские козули”, даны иллюстрации к ним.
- Архангельские козули – произведения народного искусства.
- Они славились не только вкусовыми качествами, сколько высокохудожественным оформлением.
- Сочетание коричневого теста пряника и белой глазури дает необыкновенный эффект сказочности, рождественского чуда.
- Я хотел вникнуть и познать все тайны этого мастерства.
Задание: Прочитайте предложения, найдите предложения с грамматической ошибкой, исправьте их.
Самостоятельная тестовая работа (распечатки на столах)
Оргмомент.
Объяснение домашнего задания, подведение итогов урока.