Школьный музей – важная составляющая учебно-воспитательного процесса в нашей школе. Он обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души наших воспитанников. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю родного края, увидеть его проблемы изнутри, понять, как много душевных и физических сил вложили их предки в экономику и культуру края, и осознать то, что семья и школа является его частью. Это знание воспитывает у учащихся уважение к памяти прошлых поколений, учит бережному отношению к культурному и природному наследию. Без этого нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей является частью образовательного пространства, он координирует
всю деятельность военно-патриотической направленности образовательного
учреждения, служит связующей нитью между школой, общественными организациями,
учреждениями культуры и искусства.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах
деятельности: общественной, научной, технической.
Учащиеся постигают основы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором исторических источников, их сопоставлением и критикой, составлением научного и справочного аппаратов, формулированием предположений, идей, заниматься их проверкой, оформлением выводов своего исследования. В итоге у школьников формируется аналитический подход к решению многих проблем, в том числе и жизненных, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, находить взаимосвязи между частным и общим и т.п.
Изучая памятники истории и культуры, беседуя с участниками и очевидцами
изучаемых исторических событий, юные исследователи знакомятся с документальными,
вещевыми объектами наследия находящимися непосредственно в быту, в музеях и
архивах. Так учащиеся получают более конкретные и образные представления по
истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой
Родины связана с историей России, понимают, как различные исторические,
политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и
даже в мире, влияют на развитие этих процессов в стране, родном городе, школе.
Таким образом, в ходе вышеперечисленной деятельности расширяются и
конкретизируются знания и представления детей, почерпнутые при изучении
школьного курса истории и обществознания.
В ходе исследовательской деятельности школьники участвуют в краеведческих походах и экспедициях, получая при этом физическую закалку.
Многочисленные практические навыки дети приобретают и в процессе обеспечения
научно-исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение
описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.
Школьный музей – это сложный организм. Его результативная деятельность и
жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива
учителей и учащихся. В процессе музейно-краеведческой работы дети познают
важность коллективной деятельности, учатся выбирать своих лидеров,
аргументированно дискутировать, руководить своим участком работы и отвечать за
свои поступки и решения.
Совет школьного музея является органом ученического самоуправления старшеклассников. Работа в его составе прививает участникам навыки управленческой деятельности, воспитывает чувство сопричастности с происходящими событиями.
Изучение основ музейного дела, знакомство с особенностями различных профессий, ремесел, народных промыслов оказывают влияние и на профессиональное самоопределение учащихся. Многие педагоги-руководители школьных музеев, отмечают, что учащиеся, занимающиеся музейной деятельностью, чаще всего выбирают профессии гуманитарного характера: педагогика, музейное, библиотечное дело и т.п. Нередко школьники, преимущественно юноши, занимавшиеся военно-историческими краеведческими исследованиями, выбирают профессии профессиональных военных, пожарных, становятся работниками правоохранительных органов и т.п.
Участие детей в поисковой работе, собирании исторических фактов, изучении и описании музейных предметов, оформлении экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует организации их досуга.
Цель музейной деятельности – формирование у учащихся чувства ответственности
за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое
Отечество, семью, школу, т.е. развития чувства сопричастности к прошлому и
настоящему малой родины.
В настоящее время роль и значение школьных музеев возрастает в связи с
необходимостью реализации государственной и региональной программы по
гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи.