Роль животных в природе и жизни людей

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Способствовать формированию знаний учеников о роли животных в природе и в жизни людей, обеспечить понимание взаимосвязи “животное – растение”, “животное – животное”, “животное – человек” и ее роли в сохранении жизни живых организмов.
  2. Способствовать развитию умения слушать, сравнивать, выделять главное и делать выводы.
  3. Воспитывать любознательность.
  4. Содействовать воспитанию навыков активного взаимодействия.

Ход урока

Этап подготовки.

1. Планирование.

– Сегодня мы на уроке обсудим тему: Роль животных в природе и жизни людей.

2. Составление инструкций

– Но сначала определимся, как мы будем работать. Вы разбились на группы.

  • 1, 4, 7 группы будут в роли врачей. Ваша задача – попытаться в ходе урока высказывать свое мнение, как бы на обсуждаемые нами вопросы ответили врачи.
  • 2, 3, 8 группы будут в роли биологов. Ваша задача – дополнять ответы учащихся новыми сведениями.
  • 5, 6 группы в роли социологов. Ваша задача – используя дополнительные источники приводить примеры социометрических данных.

Этап проведения.

1. Работа с источником. Проверка домашнего задания.

– Дома вы работали над рекламными листами. Давайте вспомним, на какие группы делятся животные? Что вы можете сказать о среде обитания? Каждое животное находит благоприятные для своей жизни условия и там обитает. В различных природных условиях они отличаются по внешнему виду, окраске, по особенностям внешнего строения, повадкам и т.д.

– Ребята, кто из вас знает, что такое экология? Наука о взаимосвязях между растениями, животными и окружающей средой.

– Как вы понимаете слово взаимосвязи?

– Какие взаимосвязи в природе вы знаете?

  1. “животное – растение”
  2.  “животное – животное”
  3. “животное – человек”

– Сегодня мы с вами поговорим об этих взаимосвязях. Итак, возьмем первую группу. Но вначале вы поработаете самостоятельно: группа врачей, социологов по дополнительным источникам, а биологи по учебнику стр. 101.

– Знаете ли вы, как называется взаимосвязь между животными и растениями? Сообщество. Группа растений и Н животных, живущих вместе в окружающей среде и зависящих друг от друга по пищевой связи.

Вопрос. Пользу или вред приносит это сообщество?

– Обсудите в группе и выскажите свое мнение с точки зрения биологов, врачей, социологов.

Учитель заполняет у доски таблицу в ходе рассуждений.

животные действия в чем польза? вред
       

Вывод: ...

Вопрос. Перейдем к обсуждению второй группы сообщества “животное – животное”.

– Как вы думаете, чрезмерное увеличение или уменьшение какого-нибудь вида животных будет влиять на окружающую среду?

– Обсудите в группах. Можно воспользоваться дополнительными источниками.

– А сейчас давайте построим цепочку питания некоторых животных. Пищевая цепочка – это ряд видов, связанных между собой так, что каждый ему является пищей следующего.

  1. трава – заяц – лиса
  2. трава – насекомые – ящерица – еж
  3. трава – насекомые – лягушки – медведь
  4. трава – тигр – зебра
  5. трава – антилопа – крокодил – змея анаконда

– Ребята представьте, что какое-нибудь звено выпадет. Что произойдет? Сократится численность какой-нибудь особи или исчезнет совсем.

Вывод.

Вопрос. У нас осталась последняя группа сообщества “животное – человек”. Что вы можете сказать об этом сообществе?

Обсуждение в группах.

– Врачи подумают над тем, какой вред приносят животные здоровью человека? Биологи, также воспользовавшись дополнительной литературой и жизненным опытом решат какую пользу приносят животные человеку. Это одна группа биологов, а вторая группа подумают над тем какой вред наносит человек животным. И наконец, социологи предоставят нам данные по этому вопросу.

– Ребята, какие профессии связанные с животными вы знаете?

– Какие животные у нас в Казахстане занесены в Красную книгу?

Вывод. Что мы должны делать для того, чтобы сохранить жизнь живых организмов?

Этап анализа и обобщения.

  1. Рефлексия, тест,
  2. Самооценка работы. Методика пяти пальцев.