Хорошая игра похожа на хорошую работу,
их объединяет усилие мысли и рабочее усилие,
радость творчества, чувство ответственности.
А.С. Макаренко
Пояснительная записка.
Каникулы – явление социально-педагогическое, эффективность которого обусловлена разнообразием форм воспитательной и образовательной деятельности.
Создание детского оздоровительного лагеря обусловлено необходимостью организации детского досуга, который не только удовлетворяет жизненно основные потребности ребёнка, но и воспитывает его, развивает, удовлетворяет творческие потребности школьников, обучает.
Основные проблемы связаны с нравственным воспитанием детей (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребёнка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Всё больше места отводится активным приёмам и средствам воспитания. Детский оздоровительный лагерь, в сущности, до сих пор во многом продолжает практику школы – те же праздники, те же линейки и конкурсы. А игра, особенно сюжетно-ролевая, является формой работы, наполненной новым содержанием.
Потребность изменения подходов к содержательной деятельности детей летом обусловила обоснование данной программы на следующих принципах:
- приоритет самореализации детей и подростков в жизнедеятельности временного разновозрастного коллектива;
- включение детей в социально-значимые отношения;
- открытость для межличностного общения.
Цель программы: максимально способствовать социальной адаптации детей через формирование основ правовых знаний.
Задачи:
- Дать детям первоначальные правовые знания на основе Международной конвенции ООН о правах ребёнка.
- Формирование патриотических чувств и гражданского сознания детей.
- Создание средствами игры дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых.
- Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни.
- Формирование у детей представления об уникальности каждого человека и ценности собственного «Я».
Условия реализации цели программы:
- Творческое взаимодействие педагогов и детей с целью выявления инициативы и социальной активности.
- Соблюдение принципа самоуправления.
- Диагностика лидерского и творческого потенциала участников смены в различные периоды её проведения.
- Оптимизация деятельности внутри отрядов через наличие у каждого его участника возможности выбора роли и положения (участие в самоуправлении, выполнение временных поручений).
- Разработка механизма стимулирования личностного роста ребёнка.
Механизм реализации цели программы.
1. Подготовительный этап (с 01.06 по 04.06).
- Формирование отрядов.
- Формирование органов самоуправления.
- Придумать название, девиз, эмблему своего отряда.
- Открытие лагерной смены.
2. Включение в сюжетно-ролевую игру (с 05.06 по 08.06).
- Ознакомление с ходом игры.
3. Сюжетно-ролевая игра (09.06 по 27.06)
- Организация малых и больших дел через сюжетно-ролевую игру, КТД, тренинги, соревнования.
4. Заключительный этап (с 28.06 по 30.06).
- Подведение итогов смены.
- Праздник «Закрытие лагеря».