Сборник упражнений по коррекции развития познавательных способностей детей, обучающихся во 1–2-х классах коррекционного обучения VIII вида

Разделы: Коррекционная педагогика


У детей с проблемами в развитии недостаточно, а иногда и совсем не сформированы высшие психические функции, такие, как восприятие, память, мышление, речь, воображение. Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья к учебному предмету является дидактическая игра.

В сборнике специально подобраны коррекционные занятия, дидактические игры, которые помогают развивать психические процессы. Их использование направлено на компенсацию пострадавших отделов мозга, способствует формированию новых функциональных систем, необходимых для обучения в школе.

Сборник упражнений составлен по четвертям с указанием количества часов в каждой четверти. (34 часа в год, по 2 занятия в неделю)

Эти упражнения помогают организовать и направить деятельность ребёнка в плане формирования умственной деятельности. Представлены такие коррекционные упражнения, которые автор применяет на своих уроках.

Сборник упражнений но коррекции развития познавательных способностей детей, обучающихся в 1-2-х классах коррекционного обучения 8 вида

У детей с проблемами в развитии недостаточно сформированы высшие психические функции, такие, как восприятие, память, мышление, речь, воображение. Базисным учебным планом предусмотрены часы коррекционных занятий в классах 8 вида. Возникла идея создания сборника упражнений.

В сборнике специально подобраны коррекционные занятия, дидактические упражнения, которые помогают развивать психические процессы. Их использование направленно на развитие пострадавших отделов мозга, способствует формированию новых функциональных систем, необходимых для обучения в школе.

Основные направления коррекционной работы сборника:

1. Совершенствования движений и сенсомоторного развития:

– мелкой моторики кисти и пальцев рук (нарисуем двумя руками одновременно ёлочку);

– навыков каллиграфии (о – элемент каких букв?);

– артикуляционной моторики (на выдохе произнесите гласные: А, О, У, Ы, Э).

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

– зрительного восприятия и узнавания (из каких фигур нарисованы флажки

– зрительной памяти и внимания (посмотри, что делают человечки, запомни и нарисуй по памяти);

– формировании обобщенных представлений о свойствах предметов: цвет, форма, величина;

– пространственных представлений ориентации (игра-задание “Что было, есть, будет?”,  составление рассказов по темам: Что было со мной вчера. Что я делал сегодня. Что случится со мной завтра);

– слухового внимания и памяти (даются поочерёдно звуковые сигналы ключом, бубном, стуком по столу и т.п. Прослушав, ребёнок должен по порядку произвести эти звуковые сигналы);

– фонетико-фонематических представлений (определите, в каких словах ударение падает на третий слог: раковина, рукавица, рисунок).

3. Развитие мыслительных операций:

– навык соотносительного анализа (найди закономерность: 1, 3, 5, ...,...,...,; 5, 7, 9, .... ...)

– навык группировки и классификации (буквы Е, Ё, Ж, 3, И, К, Л, М, Н, О разделите на 2 группы гласные и согласные);

– умение работать по алгоритму (рисование животного по методичкам);

– умение планировать деятельность (игры в “Магазин”, “Больница”, “Шофёр”);

– развитие комбинаторных способностей (расставь знаки действий в нужном порядке: 6 6 6 6 -24, 6 6 6 6 = 2);

4. Развитие наглядно-образного мышления (найди похожие фигуры);

5. Развитие причинно-следственных связей

(Задачи-шутки: В море плавало 9 пароходов. 2 из них пристали к пристани. Сколько пароходов в море? Неожиданно пошёл дождь. Но Таня, Оля и Саша не промокли. Почему?)

6. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т. д.)

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащении словаря (назвать одним словом: маленький стол, маленький стул; тот, кто строит, тот, кто учит; человек, который чинит часы; человек, который работает в буфете).

8.Содержит упражнения, способствующие сохранению зрения детей (нарисуем глазами число 123. Эти упражнения помогают организовать и направить деятельность ребёнка в плане формирования умственной деятельности.

Сборник упражнений