Вязание на спицах. 8-й класс

Разделы: Технология

Класс: 8


Цель урока: Познакомиться с первоначальными способами вязания на спицах.

Задачи:

  1. Познакомиться с историей возникновения вязания.
  2. Научить элементам и навыкам вязания на спицах.
  3. Воспитывать аккуратность, внимательность.
  4. Развивать познавательные процессы, речь, эстетический вкус, мелкую моторику рук.

Оборудование:

Компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Начало урока

Здравствуйте садитесь.

У нас сегодня новая тема из раздела рукоделие.

Стихотворение.

За петелькою – петелька.
Прозрачный клекот спиц.
Свивается изделие
Под взмах железных птиц.

Сплетутся петли в кружево
И в теплые носки,
И в кофточки, и в варежки
Для всей моей семьи.

Свивается изделие,
Клубком кота маня.
Под нежное скрипение
Проходит жизнь моя.

Как вы думаете, какая темы нашего урока.

Итак, тема нашего урока Вязание на спицах.

(Слайд 1, название темы урока)

(Сейчас моя помощница раскажет стихотворение,

А вы попробуйте сформулировать цель нашего урока)

Я себе вязала кофту
целый месяц, или два.
Но, увы, в мою работу
лишь пролезла голова.

Я опять перевязала,
но старалась, видно, зря:
в этот раз в неё влезала
не одна, а три меня.

Вновь работу распустила.
Это был последний раз,
потому что нитка как-то
вся сама переплелась.

Цель нашего урока, Познакомиться с первоначальными способами вязания на спицах.

(Слайд 2, Цель и задачи урока).

1241940712419407

Задачи нашего урока:

  1. Познакомиться с историей возникновения вязания.
  2. Познакомиться с видами спиц, инструментами которые используются при вязании.
  3. Узнать какие бывают виды пряжи.
  4. Научиться набору петель, выполнять изнаночную и лицевую петли.

III. Сейчас мы совершим с вами небольшое путешествие.

(Презентация с 3 слайда фильм история вязания )

История вязания на спицах

Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры.

И так наше путешествие начинается в Египте, где в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет.

В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки.

Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э.

Детские чулки III-IVв. н.э. найдены в Египте.

Далее мы переносимся в Каир

А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Европа XII век.
В Европу вязание проникло через коптов – египетских христиан. В миссионерские поездки они брали с собой вязаные вещи, которые привлекали всеобщее внимание, а в XII веке в Европе вязание превратилось в домашнюю работу. В ХIII веке во Франции вязание стало довольно доходной отраслью промышленности.
Вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины!

В Испании только в 16 в. получили признание вязаные чулки, и английский король Генрих VIII получил оттуда в качестве дорогого дара пару чулок ручной вязки.

Чулки были необходимым предметом одежды, в 17 и 18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок. Известно, что тогда, как правило, вязанием занимались мужчины, а не женщины.

Мы двигаемся дальше и попадаем в Англию где в 1589 г. гальвертонский священник Уильям Ли изобрел первую вязальную машину. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли.

И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи.
В Древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции, Людовик XIV, получил от парламента города Монпелье сувенир — чулки и перчатки, связаные из шелка пауков.

Мы возвращаемся в Россию.

  • В России с давних времен крестьяне вязали чулки, варежки, носки.
  • В городе Арзамасе Нижегородской губернии с конца XIX было распространено вязание сапожек украшенных цветочными мотивами.
  •  
  • Уникальным является узорчатое вязание знаменитых оренбургских платков.
  • Такой платок размером 2х2 м весит всего 70 г.

Спицами вы можете связать себе не только шарфик или носки, но и красивое вечернее платье.

Слайд

IV. Познакомимся с правилами безопасной работы при вязании на спицах.

Слайд

V. Правила при вязании на спицах

Первое правило.

Первая петля всегда снимается на правую спицу не провязывая.

Второе правило.

Лицевая петля провязывается за заднюю стенку.

Третье правило.

Последняя петля ряда провязывается изнаночной.

VI. ТЕСТ.

А теперь выполним тест на закрепление знаний.

После выполнения теста, обменяться тестами и проверить поставить оценки, за тестовое задание.

(Слайд. Ответы показать на слайдах)

VII. Проверка домашнего задания

При вязании спицами нужно подобрать не только понравившуюся вам пряжу, но и определённый набор инструментов.

При подготовке к уроку, я попросила дома найти информацию о видах спиц, о видах пряжи и инструментах которые используются при вязании спицами.

Спицы — это основной инструмент вязальщицы. В зависимости от того, из какого материала они выполнены, спицы могут быть алюминиевые, стальные, деревянные, костяные, пластмассовые и др. Спицы должны быть абсолютно гладкими, чтобы петли по ним могли легко скользить, и иметь удобный для работы конец, не слишком тупой и не слишком острый.

Пряжа

Качество вязанного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Для вязания спицами применяют шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные, синтетические,

Вопросы:

  1. Назовите, какие виды спиц вы знаете? Демонстрация спиц.
  2. Какие виды пряжи вы знаете, перед вами лежат образцы пряжи рассмотрите их пожалуйста.
  3. Каким образом мы можем определить волокнистый состав пряжи.
  4. По внешнему виду мы не всегда можем определить какие волокна могут входить в состав пряжи. (Пушистая пряжа это мохер, ангора)
  5. Методом пряжи на горение.

Акрил – синтетическое волокно плавится, горит коптящим пламенем с образованием твердого шарика на конце

Вискоза – искусственные волокна, горят ровным ярким пламенем, пахнет сожженной бумагой

Натуральные волокна (мериносовая шерсть, ангора, мохер) горят сильным пламенем, и чувствуется запах горелых перьев.

Слайд

ТОЛЩИНА СПИЦЫ ДОЛЖНА БЫТЬ ВДВОЕ БОЛЬШЕ ТОЛЩИНЫ НИТИ.

Посмотрите и запишите в тетрадь 2 способа платочной вязки.

1-й способ все петли провязываются лицевыми.

2-й способ все петли провязываются изнаночными.

IX. Набор петель.

Вязание любого изделия, начинают с набора петель. Вот мы сейчас и попробуем с вами набрать петли. Для начала нам нужно знать какую длину нити нужно взять. Например для образца 10 см., примерно нужно взять 20 см. нити, это значит в два раза больше ширины изделия.

X. Показать наглядно набор петель.

(Если набор петель не понятен показать видео)

Показать на слайдах и показать на спицах как правильно набирать петли.

При наборе петель используем обе спицы для того чтобы при вывязывании первого ряда петли не затягивались, а свободно облегали спицы. Набираем 12 петель. Это примерно 6-7 см., свободную нить берем примерно 15 см.

Просматреть как девочки справились с работой.

XI. Зарядка для глаз.

(Видео зарядка на слайдах)

XII.

Итак, мы продолжаем. Мы набрали петли, и теперь должны научиться вязать петли. Теперь давайте посмотрим как правильно провязывают лицевые петли.

Смотрим образец, как правильно вывязывать лицевую петлю. (Слайд)

Вяжем до конца ряда, но не довязываем последнюю петлю. Теперь внимательно смотрим на как правильно провязать изнаночную петлю, вспомним последнее правило последнюю петлю провязываем изнаночной петлей.

Итак попробуем, провязать следующий ряд. Переворачиваем вязание и вяжем следующий ряд.

Просматреть как девочки справились с работой.

XIII. Выставляю оценки за практическую работу.

XIV. Домашнее задание.

Выучить правила, и связать образец лицевыми петлями (платочной вязкой) 10х10 см.

XV. Закрепление:

  1. Какие материалы и инструменты необходимы для ручного вязания?
  2. Назовите основные правила подбора спиц.
  3. Расскажите о правилах безопасной работы при вязании.

Урок закончен спасибо всем за работу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Видео