Цель урока: формирование понимания поэтичности создания декоративной работы.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с особенностями искусства мозаики;
- сформировать навыки работы над имитацией техники мозаики;
- воспитание эстетической культуры оформления декоративной работы.
Тип урока: урок постановки и решение учебной задачи.
Оборудование: компьютерная презентация “Мозаика”, цветная бумага, клей, ножницы, краски, альбом.
Этапы урока:
1. Организационный момент:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
О мозаике узнать.
2. Постановка учебной задачи.
Слайд 1 | Мы познакомимся с древнейшем декоративным искусством – составлением из цветных стеклянных сплавов (смальт) немеркнущие картины – мозаика. |
Слайд 2 | Мозаика в переводе с греческого – буквально означает “обиталище, храм муз”. |
Слайд 3 | Искусство мозаики родилось в Древней Греции, где изображения составлялись из разноцветной гальки (морских камешков). |
Слайд 4 | Римляне заимствовали его у греков. |
Слайд 5 | Позднее в Византии стали делать мозаику из смальты – специальных стеклянных кубиков и пластинок. |
Слайд 6 | Русские мастера в древности тоже владели искусством мозаики. Но для развития искусства мозаики нужна была смальта, а русское стеклоделие пришло в упадок в результате нашествия монголо-татар. Широкого распространения стеклянная мозаика в России не получила, поскольку материал (смальта) был привозной, а своего стекольного производства на Руси не было вплоть до конца 18 века. |
Слайд 7 | Мозаика вновь блеснула своими разноцветными гранями в мастерской великого русского ученого М.Ю. Ломоносова. Его увлекла искусная работа итальянских мастеров, мозаичные панно которых благодаря богатой палитре смальты были подобны живописным полотнам. Ломоносов решает не только возродить искусство стеклянной мозаики в России, но и наладить собственное стекольное производство, в том числе и изготовление русской смальты. |
Слайд 8 | Родился Михайло Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в
рыбацкой деревушке на севере России, близ города Холмогоры. В 19 лет тайком от отца отправляется в Москву, поступает в Славяно-греко-латинскую академию и становится одним из лучших учеников. |
Слайд 9 | Ломоносов хорошо знал, что мозаика была известна еще
Киевской Руси, и он воодушевляется мыслью не только возродить это
древнее искусство в нашей стране, но и снабдить его новым, совершенным
материалом. Приготовление смальт хранилось в строгой тайне итальянскими
мозаичистами. Ломоносов разрабатывал теорию цветов, исходя из своего
понимания физической природы света. Он полагал, что белый свет состоит
из трех основных цветов. – Как вы думаете, о каких цветах говорил
Ломоносов? На практике можно получать всё бесконечное разнообразие цветов, исходя из трех основных. |
Слайд 10 | В течение трех лет, “оградясь философскою терпеливостью”, шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов, способ плавки и полученные результаты. |
Слайд 11 | Ломоносова нельзя было остановить никакими трудностями, и, проделав в общей сложности около четырех тысяч опытов, он, наконец, добивается своего. Первая, пробная мозаика Ломоносова даже очень декоративна и неловка. Это мозаика "Нерукотворный Спас", которая довольно проста по исполнению. |
Слайд 12 | Он открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: “превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд”, “зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину”, “очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное”. |
Слайд 13 | Ломоносов совершенно самостоятельно добился исключительных результатов. По немногим образцам он не только постиг мозаичную технику, но и осознал художественный смысл мозаики – ее суровую и выразительную простоту, ее красочные возможности, декоративное значение и эпическую монументальность. Летом 1752 года Ломоносов заканчивает первую художественную работу – мозаичный образ Богоматери по картине итальянского живописца Солимены. 4 сентября того же года он подносит его Елизавете Петровне. Образ был принят ею с “оказанием удовольствия”. |
Слайд 14 | Ломоносов хочет ввести это монументальное искусство в государственный обиход, мечтает о широком применении мозаики в памятниках, которые должны прославить считает особенно важным, что “финифти, мозаики в век хранят Геройских бодрость лиц” и “ветхой древности грызение не боятся”. |
Слайд 15 | Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее. |
Слайд 16–22 | Давайте рассмотрим его работы.
("Письмо о пользе стекла...") |
3. Решение учебной задачи.
Слайд 23 | Практическая работа по группам. Создайте мозаику, используя различный материал, подберите красиво по цвету и форме. 1-я группа – из цветной бумаги. |
Слайд 24 | Выставка работ. |
3. Рефлексия:
Сегодня мы с вами познакомились еще с одной страницей истории искусства нашей Родины – с историей развития мозаики и с тем, кто возродил это волшебное искусство в России.
Ответьте на вопросы:
Мне понравилось……..
Я узнал…….
Я научился……..
4. Домашнее задание: найти материал о современном использовании мозаичного искусства.
Используемая литература.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.1. – М.: Аванта+, 1997. – 688с.: ил.
- Макаров В.К. Художественное наследие М.В. Ломоносова. Мозаики. М., 1950.
- http://ru.wikipedia.org/wiki