Цель:
- Воспитание чувства гордости за свою малую родину;
- Повторение и закрепление изученного о количественных именах числительных, их правописании и склонении;
- Формирование умений грамотно правильно писать и склонять количественные числительные.
Оборудование: опорные схемы (Приложение 4), тест (Приложение1, Приложение 2), карточки с индивидуальными разноуровневыми заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент. Рапорт дежурного.
Сообщение темы урока:
– Ребята, мы с вами познакомились с количественными числительными, с их склонением и правописанием. А на сегодняшнем уроке мы закрепим и обобщим наши знания, полученные на предыдущих уроках.
II. Актуализация.
1. Словарный диктант.
Десять каменщиков, одиннадцать стеклянных стаканов, пять огурцов, семьдесят переписчиков, шестнадцать кустов крыжовника, два ключика, один замочек, восемьдесят пять образцовых рисунков.
Взаимопроверка, объяснение орфограмм.
(За правильный ответ дети получают жетон.)
2. Разбор по составу слов из словарного диктанта. Разноуровневое задание
(сильным и слабоуспевающим учащимся).
(За правильный ответ дети получают жетон.)
3. Морфологический разбор числительного два (ключика).
(За правильный ответ дети получают жетон.)
4. Самостоятельная работа.
Составить два предложения: 1 – со словосочетанием два ключика в именительном падеже, 2 – в винительном падеже.
Два ключика висят на стене.
Он достал из кармана два ключика.
II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, я вас попросила дома написать лингвистическую сказку о количественных числительных. Давайте послушаем сказку. (За ответ – жетон.)
III. Тренировочные упражнения.
- Просклонять количественные числительные (по индивидуальным карточкам).
- Проверка по группам (получение жетона.)
IV. Закрепление материала.
Слово учителя:
– Ребята, вчера на своем почтовом ящике я обнаружила конверт. Адресовано вам, учащимся 6 класса. Давайте познакомимся с содержанием этого письма.
(Чтение письма.)
Дорогие ребята! Пишет вам ваш земляк. Я очень люблю свою деревню и горжусь ею. У меня сейчас много времени, так как я на пенсии. Я решил написать историю своей деревни и собрал достаточно материала, но осталось только оформить их. У меня к вам есть просьба: помогите мне исправить ошибки, я затрудняюсь в склонении и правописании числительных. Уверен, что вы мне поможете. Желаю вам успехов!
Слово учителя:
– Ребята, поможем нашему земляку? Покажем свои знания?
Чтение текста. (Приложение 3.)
Работа над тестом:
– Определить падеж числительных. (Работа с сигнальными карточками.)
(Получение жетона.)
– Распределительный диктант (работа на доске). (Получение жетона.)
Простые числительные | Сложные числительные | Составные числительные |
– Разбор предложения по членам (индивидуальное задание). (Получение жетона.)
Беседа по содержанию текста:
– О чем этот текст?
– Что еще можете рассказать о своем селе?
– Какие места нашего села вам особенно дороги и почему?
Закрепление материала.
Тестирование (Приложение).
– Самопроверка (с доски) (получение жетона).
Обобщение:
– Что мы узнали на сегодняшнем уроке?
– Подсчет жетонов, выставление оценок.
Домашнее задание:
Индивидуальное задание:
1-я группа – выписать предложения с числительными, определить падеж
числительных.
2-я группа – выписать предложения с числительными, произвести морфологический
разбор 5 числительных.