Здравствуйте, дети. В начале занятия хочу предложить вам игру “Пожелание себе” [1].
Игра “Пожелание себе”
Вы должны передавать эту мягкую игрушку кому захотите со словами пожелания себе. Например, “Я желаю себе на сегодня…”, “Хочу, чтобы сегодня…” и другие.
Сегодня я хочу поговорить с вами о таких понятиях как воля и характер. Слово “характер” пришло в русский язык из греческого, в переводе оно означает: признак, особенность. Характер – это свойства и качества личности, которые определяют её проявления и деяния. Черты характера составляют тем существенным свойствам человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Воля — способность человека достигать поставленных им целей в условиях преодоления препятствий. Чтобы подробно рассмотреть эти понятия предлагаю вам следующее.
Мозговой штурм [2].
На доске перед вами находится чистая бумага, на которой я буду записывать ваши ответы и очень кратко результаты обсуждения и выводы, к которым мы придём. Вы должны высказываться по очереди, не перебивая друг друга, проявляя уважение к участникам обсуждения. Итак:
1. Давайте создадим с вами собирательный образ человека, о котором будем с вами говорить: пол, возраст, семейное положение, образование и т.д.
2. Далее нам необходимо совместно с вами определить профессиональную цель: поступление в конкретное учебное учреждение; окончание этого учреждения; оформление на рабочее место; конкретное профессиональное достижение; построение карьеры; получение наград, премий и так далее.
3. Теперь определим трудности на пути к цели:
1) Внешние (в большей степени характер этих трудностей зависит от социального положения образа, выбранного самим участниками).
2) Внутренние:
- лень,
- пугливость,
- упрямство,
- ложное самолюбие,
- стеснительность,
- пассивность,
- сомнения.
- неадекватная самооценка и другие.
4. Давайте подумаем, как можно преодолеть каждую трудность.
5. И в заключении ответим на вопрос: “Какие черты характера необходимы для преодоления трудностей на пути к цели?”:
Принципиальность: человек становится принципиальным и самостоятельным, если подчиняет своё поведение собственным убеждениям, и, умея критически разбираться в чужих предложениях и советах, может отвергать или принимать их с уверенностью правильности принятого решения.
Целеустремлённость выражается в подчинении поведения человека устойчивой цели или каким-то частным целям и задачам, исходящим из цели перспективной. Примеры целеустремлённости можно найти в биографиях многих известных учёных: Ломоносова, Мичурина, Павлова, Циолковского, Королёва…
Решительность характеризуется умением человека принимать ответственные, обоснованные решения в особых случаях и выполнять их, если требуют обстоятельства, немедленно.
Настойчивость – умение до конца выполнять принятые решения, преодолевая различные препятствия, характеризует человека как настойчивого. Настойчивость позволяет двигаться неуклонно к цели: “Начать, выдержать и устоять”!
Выдержка и самообладание - умение человека контролировать своё поведение, сдерживая свои чувства, не допуская необдуманных действий, сохраняя хладнокровие, владея своим настроением, определяет его выдержку и самообладание. Выдержанный человек умеет подавлять развязность в разговоре и жестикуляции, избегать грубых выражений и ругательств, не поддаваться панике…
Смелость и мужество: общим для смелых и мужественных людей является умение преодолевать страх, осторожность, боязнь, умение быть готовым к рискованным поступкам ради достижения цели. Мужество предполагает наличие у человека не только смелости, но и выдержки, хладнокровия, настойчивости даже перед лицом смертельных угроз. Показное лихачество, рисовка удальством и отчаянностью ничего общего не имеют с волевой смелостью. Настоящие смелость и мужество, как правило, связаны с обдуманностью, хладнокровием и осторожностью. Поучительно изречение Александра Васильевича Суворова: “Смелость и осторожность на одном коне ездят”.
Итак, мы с вами убедились, что без выше указанного набора качеств сложно достичь чего-нибудь в жизни. Эти качества и составляют нашу волю. А именно воля является основой твёрдого характера. О человеке, обладающем такими качествами, говорят, что у него сильный волевой характер, что он – сильная личность.
Игра “Фигурное построение”
Предлагаю вам немного подвигаться и поиграть [1]. Правила игры следующие. Вы должны хаотично перемещаться по комнате. По моей команде вы закрываете глаза и пытаетесь построиться, образовав геометрическую фигуру, которую я назову (круг, треугольник, квадрат, “змейка” и т. д.). Если кто подсматривает, он выбывает из игры. Когда построение закончится, вы открываете глаза и смотрите, что получилось. Разрешается договариваться устно.
Тестирование
Я предлагаю вам тест, из которой вы узнаете, насколько у вас сильный волевой характер.
Тест для определения волевого потенциала личности
Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с максимальной объективностью. В случае, если вы согласны с содержанием вопроса, ставьте “да”, при сомнении, неуверенности - “не знаю” или “бывает”, “случается”, при несогласии - “нет”.
- В состоянии ли вы вернуться и завершить начатую работу, которая вам неинтересна, если вам необходимо оторваться от неё для выполнения более интересного для вас дела?
- Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное (например, пойти дежурить в свой выходной)?
- Попадая в конфликтную ситуацию (в учёбе или быту), в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной объективностью?
- Если вам приписана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?
- Найдете ли вы силы встать раньше обычного, чтобы заняться спортом?
- Быстро ли вы отвечаете на письма?
- Если у вас вызывает страх посещение стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в последний момент не изменить своего намерения?
- Останетесь ли вы на месте преступления, чтобы быть свидетелем преступления?
- Будите ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендуют врачи?
- Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, если даже его выполнение принесёт вам немало хлопот, иными словами являетесь ли вы человеком слова?
- Без колебаний ли вы отправляетесь в поездку по незнакомым местам?
- Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема пищи, занятий, уборки и прочих дел?
- В сроки ли отдаете взятые в долг деньги?
- Отвлекает ли вас интересная телепередача от выполнения срочной работы?
- Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими обидными ни казались вам слова противной стороны?
Обработка результатов
Ответ “да” оценивается в 2 балла; “не знаю” - 1 балл; “нет” - 0; затем суммируются полученные баллы. Если вы набрали:
1-12 баллов - с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша позиция выражается примерно так: “Что мне, больше всех нужно?”. Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только выиграете.
13-21 баллов - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.
22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться - вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.
Из анкетирования вы узнали, насколько у вас сильная сила воли. Не нужно проговаривать свои результаты. Просто каждый для себя сделайте выводы: необходимо ли вам работать над этими качествами или они у вас есть. А я вам хочу дать несколько советов, как воспитать сильный характер
Презентация
- Если вы видите, что вам не хватает волевых качеств, то не огорчайтесь. Их можно воспитать в себе. Я дам вам несколько советов, как это сделать.
- Внутренние препятствия создаются самим человеком – его ленью, пугливостью, упрямством, ложным самолюбием, стеснительностью, пассивностью, сомнениями. Внешние препятствия могут создаваться со стороны других людей, трудностями выполнения задачи, профессиональными сложностями и др.
- Самовоспитание является одним из важнейших условий формирования сильной воли и воспитания твёрдого характера. Под самовоспитанием понимают сознательную, самостоятельную работу человека над формированием сильных волевых качеств и искоренением нежелательных черт своего характера или нехороших привычек. “Поставь над собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя, сам требовать от себя”. (Василий Александрович Сухомлинский). Антон Семёнович Макаренко сказал: “Самая трудная вещь – это требования к себе”.
- Любая учёба, как правило, предоставляет отличные возможности для упражнений волевых усилий.
- Обязательное исполнение принятых решений: верность своему слову является лучшим показателем твёрдого характера и сильной воли.
- Начать с достижения не слишком трудных целей, постепенно их усложняя. Это даст возможность укрепить веру в себя и приобрести необходимый опыт.
- Решения надо принимать обдуманно и уметь отказываться от них в случае изменившихся обстоятельств, не упрямиться. “Воля – это умение только пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля – не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ” (Антон Семёнович Макаренко). Если же решение продолжает оставаться правильным, то не следует отказываться от него из-за возникших препятствий.
- Решения Ваши должны быть конкретными, со сроком исполнения. Если Вы решаете бросить курить, назначьте срок: с завтрашнего дня, со следующей недели…
- Никогда не давайте обещаний, если чувствуете, что не в Ваших силах их выполнить, но, если дали слово, постарайтесь его сдержать, не теряя понапрасну времени и сил на ненужные сомнения. Вашему слову должны верить! Никогда не страшитесь неудач и не падайте духом, не ленитесь повторять попытки, и к Вам обязательно придёт успех.
- Если Вы избегаете трудностей в повседневной жизни, то, возможно, окажитесь беспомощными при серьёзных испытаниях. Сумейте пересиливать себя и признаваться в собственных ошибках и поражениях; выступайте публично с критикой неправильного поведения своих сослуживцев, друзей – так закаляется характер. Не просите помощи в тех вопросах, которые вы можете решить сами.
- Если у Вас неблагополучно с дисциплиной, пунктуальностью, с оценками, то и начинайте с преодоления этих недостатков. Воспитывать твёрдый характер можно и с выработки положительных привычек: делать утреннюю зарядку, следить за своей речью, не допуская грубости, не позволять себе нежиться по утрам в постели после пробуждения
- Для стимулирования волевых усилий применяйте самоодобрение, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче. И помните: “Нет большей победы, чем победа над собой”, - сказал Алексей Максимович Горький.
- Работайте над собой, дорогие друзья, укрепляйте волю, совершенствуйте характер и берегите свои бесценные жизни. И помните, что человек без воли - игрушка в руках всякого подлеца.
Вот и подошло к концу наше занятие. В заключение хочу вас спросить: “Что вам больше всего запомнилось и понравилось в нашем занятии?”.
Литература
1. А Грецов, Т.Бедарева. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – Москва: Изд-во “Принтер”, 2008.
2. Н.С. Пряжников. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. – Москва: “Вако”, 2006.