“Река Нил берет начало в Центральной Африке и течет на север к Средиземному морю”[1]. “ Индия расположена на юге Азии. Берега её с запада омывает индийский океан”[2]. Что стоит за рассказом ученика, зазубренный текст или четкие пространственно-исторические представления? За период изучения истории древнего мира ученик совершает путь от первого знакомства с картой до пространственных представлений о локализации первых цивилизаций, а значит, овладевает целым комплексом картографических знаний и умений. Понять уровень освоения учеников и исторического и картографического материала поможет ментальная карта.
Концепция “ментальной картографии” появляется в 70-е годы XX века. “Ментальная карта – абстрактное понятие, охватывающее те ментальные и духовные способности, которые дают нам возможность собирать, упорядочивать, хранить, вызывать из памяти и перерабатывать информацию об окружающем пространстве. То есть ментальная карта – это созданное человеком изображение части окружающего пространства, которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на мир”. Примеров ментальных карт множество: китайский И-цзин, Руны, арканы Таро, соционика, любой алфавит. Все это карты, созданные в различные эпохи, и они до сих пор работают. Сама карта – условный язык, двухмерное описание четырехмерной местности. Изучение ландшафта бытия. Изучение не как бесконечности, а как целостной системы.
В соответствии с современными стандартами образования, к уровню подготовки учеников предъявляются требования: “ уметь показывать на исторической карте территории расселения народов”. Это достаточно узкое, иллюстративное по своему характеру использование исторических карт.
В условиях глобализации важно сформировать такую учебно-познавательную компетенцию, как восприятие картины мира. Важными компонентами этой компетенции выступают пространственно-исторические представления, наилучшее отражение которых, содержится в ментальной карте. Поэтому главной целью своей деятельности в данном направлении я считаю – научить технике “ментальной карты”, как наиболее полного отражения пространственно-исторических представлений.
Типы исторических карт.
Комплекс используемых в процессе обучения карт разнообразен. Карты в учебниках; атласы различных издательств (“Дрофа”, “Просвещение”, “Астрель”); контурные карты; анимированные и интерактивные карты в мультимедиа изданиях; настенные карты. Школьная историческая карта служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких карт – пространственная локализация некогда прошедшего. Исторические карты подразделяются: по охвату территории (мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические).
- Общие карты, отражающие исторические события в стране или группе стран, состояние в определенный момент исторического развития:
- Обзорные карты отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемого явления
- Тематические карты посвящены отдельным событиям или сторонам исторического процесса
- Схематические карты раскрывают внутренние связи изучаемых событий и явлений. В упрощенно-обобщенном виде они передают одно событие или явление.
Формы работы с исторической картой.
На начальном этапе знакомства с картой, как таковой, аналитический способ, способ анализа готовой карты приводит ученика к пониманию карты, как целостного объекта. Учит элементарным умственным действиям восприятия исторического пространства. Первое знакомство с исторической картой происходит в пропедевтическом курсе истории 3–4 классе. Более детальное знакомство происходит на вводном уроке по истории древнего мира в 5 классе. Знакомя учеников со структурой учебника, обращаем внимание на форзац, где расположена карта – “Народы древнего мира” (учебник – “История древнего мира. Уколова В.А. Маринович Л.П.Просвещение. Москва. 2008), “Цивилизации Древнего Востока” (Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. История древнего мира. Дрофа. М. 2009); А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. “Просвещение”. М. 2009
На примере первой карты необходимо разобрать с учениками:1. Части света – Африка, Европа, Азия (места зарождения первых цивилизаций). Целесообразно в кабинете истории иметь физическую карту мира в настенном варианте, так как к ней обращаемся при локализации в мировом масштабе той или иной цивилизации древнего мира. 2. Географические направления – основные и промежуточные. С помощью карандаша и линейки прочерчиваем линии север-юг, запад-восток. Перечисляем названия географических и исторических объектов, лежащих в соответствующих секторах. Затем прочерчиваем промежуточные направления : юго-запад – северо-восток и северо-запад – юго-восток. Перечисляем объекты, лежащие в данных географических зонах на представленной карте. При изучении темы: “Древнейшие люди” используем карту: “ Места обитания и расселения древнейших людей” (Атлас по истории древнего мира. “Дрофа”). На примере этой карты вводим следующие два аспекта:
1. Условность применения географических направлений к каждой карте.
2. Чтение условных обозначений – легенды карты. С каждой последующей картой в оборот вводятся новые условные обозначения. 1. “ Места обитания и расселения древнейших людей”: территории – закрашиваются различным цветом, передвижение – стрелки цельные или прерывистые, стоянки – пустые или закрашенные точки. 2. “Древний Египет”: столица государства – кружок с точкой внутри, зона земледелия – прерывистая зеленая штриховка, военные удары – стрелки с более коротким древком и широким основанием, места и годы сражений – скрещенные мечи рядом год, торговые пути: морские – синяя пунктирная линия, сухопутные – коричневая пунктирная линия, названия государств – крупным черным шрифтом написанные, протянувшиеся через территорию государства, названия народов – цветным шрифтом в местах предполагаемого обитания. 3. “Древняя Месопотамия”: границы – прерывистые и не прерывистые линии различных цветов. 4. “Персидская держава” : осада городов – точка в красном кольце. 5. “Финикийская колонизация и торговля”: города-метрополии – точка определенного цвета в ромбе, города-колонии – точка цвета города-метрополии, предметы торговли – перечисление товаров в рамке. 6. “ Греко-персидские войны”: мирный договор – дата в рамке. 7. “ Римское государство”: зависимые территории – заштрихованные, восстания – красные точки.
Целесообразно создать в тетради памятку, пополняемую по мере изучения новых условных обозначений.
Для закрепления умений, разбираем тренировочное задание. <Рисунок 1> Приложение 1. Тренировочные задания строятся по принципу “ пропущенного слова” . Это позволяет учителю сохранить целостность восприятия карты учеником и показать текстовый шаблон для рассказа по карте. Текст, с пропущенными словами, конструируется учителем, как под необходимые исторические знания, так и под картографические умения (определение исторических объектов в частях света, географических направлений). Задания подобного типа, используются как для проверки текущих знаний, так и являются составной частью контрольных работ.
Другой тип заданий – на знание условных обозначений. Так как условные обозначения вводятся постепенно, то и этот тип задания используется на протяжении всего курса. <Рисунок 2> Приложение 2. Третий тип тренировочных заданий более сложный, требует системных картографических умений. Задание подобного типа помогает раскрыть комплекс геополитических факторов – условий развития общества.<Рисунок 3> Приложение 3.
Задание: опиши географическое и геополитическое положение государства по плану.
1) Определи географическое положение:
– на каком материке находится; в какой его части;
– наличие рек, морей, гор, плодородных земель, пустынь и т.д.;
– какие торговые пути существовали, с какими странами соединяли,
– какие виды жизнедеятельности были свойственны жителям страны.
2) Определи геополитическое положение:
– географическое положение территории, на которой возникло государство, какие
государственные образования включила позже;
– какие государства, с каких географических сторон окружали.
Современные учебники по истории древнего мира содержат достаточный картографический материал. Это позволяет учителю начинать изучение практически каждого параграфа с беседы вокруг исторической карты. Например, тема “Древний Египет”. 1. Определяем карандашом географические направления (основные и промежуточные); 2. ориентируясь на карту мира, выясняем в какой части света располагается наш объект – Африка; 3. какой объект является на карте центральным – река Нил; 4. определяем направление течения – с юга на север; 5. чем могли заниматься люди, жившие по берегам Нила?– предположения учеников, учитель дополняет своим рассказом; 6. дополняем легенду карты: обозначаем столицы, границы, оазисы.
В теме: “Ассирийская держава” вводится понятие империя – большая могущественная держава, объединяющая разные страны и народы. После определения географических направлений показываем главную составляющую определения – разные страны и народы, вошедшие в состав империи.
Для подобных бесед целесообразно использовать исторические карты на физической основе. На географическом фоне тематических карт отображены отдельные события и явления отдельных тем. На базе таких карт учитель может наиболее эффективно строить беседу о влиянии географического положения, природно-климатических условий на занятия местных жителей.
Только после подробной отработки карт можно приступать к заполнению контурных карт. Срисовывание с исторической карты является малоэффективным занятием. Контурные карты ученики заполняют самостоятельно, опираясь на полученные знания и сформированные умения во время учебных бесед и выполнения тренировочных заданий.
Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом, составление рассказа по карте.
Этапы составления рассказа по заданной карте.
- Определи тип карты.
- Изучи условные обозначения.
- Определи временные рамки данного явления, выдели в нем определенные временные этапы или хронологически-последовательные события
- Рассказывая, определяй географическое направление, место, зафиксированных на карте событий.
На основе, извлекаемой из карты информации, ученик систематизирует информацию в виде таблиц. <Рисунок 4> Приложение 4.
Диагностику личных пространственных представлений можно проводить через составление ментальной исторической карты. Хорошо известен способ “меловой карты”, когда на доске чертится контур карты, который заполняется соответствующими объектами. Составление ментальной карты схоже тем, что создается она также с чистого листа, но не учителем, а учащимися. Ментальная карта – это созданное человеком изображение части окружающего пространства, которое может варьироваться в зависимости от того, под каким углом человек смотрит на мир. В ментальной карте ученики отражают внутреннее представление об историческом пространстве того или иного государства в определенный временной период. Ментальная карта школьника создается постепенно. Берется чистый лист бумаги, и в процессе прохождения темы на нем появляются изученные исторические и географические элементы. Они наносятся на карту, и постепенно она приобретает очень подробный вид. <Рисунок 5> Современные школьные комплекты не содержат карт, отражающих пространственные представления народов древнего мира. Репродукции старинных карт позволили бы сравнить ученикам свои представления и представления людей, живших в тот или иной исторический период.
Работа над ментальной картой строиться как индивидуально, так и в группах. Проверка знаний по пройденному материалу может начинаться с меловой ментальной карты. Ученик должен знать критерии оценивания подобного задания: 1. общее совпадение контура, 2. отражение географического рельефа (реки, горы и т.д.) 3. локализация исторических объектов, 4. отражение исторических процессов. Приложение 6.
Современная компьютерная поддержка процесса обучения помогает поднять работу школьников с картографическим материалом на более высокий творческий уровень. Существующие программы по конструированию интерактивных карт позволяют учащимся самим создавать карты с тематикой слабо отраженной в курсе истории древнего мира. Это карты, отражающие культурные достижения народов древнего мира; демографические, религиозные, экологические аспекты, карты-реконструкции того, или иного города. Создавая карту, на компьютере или вручную, ученики проходят синтетический (индуктивный) путь знакомства с картой. На чистый лист накладываются картографические слои, объекты, надписи, в зависимости от тематики карты; создается легенда. Так были созданы карты: “12 подвигов Геракла”, “Одиссея”, “Путешествие Ясона”. <Рисунок 7>. Эффективно составление картосхем по тем или иным историческим описаниям, например, сражений.
Таким образом, к концу изучения курса, у учеников будут сформированы основные картографические знания и умения: узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство: географические направления, части света; определять хронологический период, определять последовательность событий и явлений; читать легенду карты; представлять историческую информацию, представленную на карте в виде рассказа; отображать личные пространственно-исторические представления в виде ментальной карты.
Список литературы.
- А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. “Просвещение”. М. 2009. C. 33.
- Там же. С. 91.
- Сборник нормативных документов. История/ сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. М. Дрофа. 2008. С. 20.