Цели урока:
- разделить в представлении учащихся понятия “добро”, “зло”, “терпение”; убедить в необходимости добра и недоступности зла;
- воспитывать потребность совершать добрые поступки без напоминания, по собственному побуждению;
- развивать способность замечать добрые поступки;
- формировать положительные взаимоотношения между детьми.
Задачи:
- Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
- Учить вырабатывать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
- Учить задумываться о своём месте в жизни.
Оборудование: ИД, компьютер, презентация “Дорогой дружбы и добра”; картинки сказочных героев, солнца.
Выставка книг: “Золушка”; “Русские народные сказки”; “Снежная королева”; Икона Божьей матери; “Библия”.
Запись песни “Дорогою Добра” (из к/ф "Маленькй Мук", Энтин, Минков), “Если добрый ты”, “Солнечный круг”, рисунки детей,
Ход мероприятия
Ведущий:
Где красота – там доброта. Их разлучить ничто
не может.
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись ни светлым днём, ни днём
дождливым.
И если хочешь быть красивым, то добротою
поделись.
В. Суслов
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей.
1. Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.2. Хочется крикнуть людям
Будьте щедрей на ласку!
Путь человека труден –
Мало похож на сказку.3. В мире без ласки, знайте, –
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, –
Ласка нужна, не угрозы.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Ведущий: Вот послушайте, дети, какие друзья бывают! Но как назвать такую дружбу, судите сами?
(Инсценировка учениками рассказа И.Туричина “Дружба”)
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа:
– Мы – друзья! Поиграем вместе в пожарных!
– Давай! – согласился Вася
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину
– Пожар! Пожар! – кричит.
Подбежали другие ребята:
– Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
– Я – Васин друг! И я один буду в его машину играть! Обиделись ребята и ушли.
На другое утро Боря принес во двор паровоз с вагончиками. Подбежал к нему Сережа.
– Я – твой друг! Мы – друзья! Поиграем вместе в машинистов.
– Давай, – согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
– И меня примите.
– Не примем, – сказал Сережа.
– Почему? – удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.
– То – вчера, – сказал Сережа. – Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
(На сцене остается только Сережа, а другие ребята уходят)
Сережа: А теперь со мной никто не дружит! Почему никто не дружит? Это они глупые! Они виноваты!
Ведущий: Только ты сам сможешь ответить на этот вопрос.
Ученик: Есть такая притча: Один человек решил изменить мир. Но мир – такой большой, а человек – такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а человек такой маленький. Тогда человек решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей с десяток. Так человек добрался до того единственного, что он в силах изменить. Будучи таким маленьким, – самого себя.
Ведущий: Ты понял Сережа, что тебе нужно делать? Заглянуть в себя, и может быть что-то поменять в себе!
Сережа: Как же это сделать? Ну, я не знаю что менять?
Ведущий: А вот послушай сказочку!
(Инсценировка рассказа А.Глебова “Бабушкина сказочка”. Появляются на сцене “бабушка” и “внучка”).
Автор: Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка…
Бабушка: Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
– Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса… Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
– Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
– Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
– Твоя правда, – ответил волшебник, – Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. У одной, как небо, – синие, у другой, как изумруд, – зеленые, у третьей, как яхонт, – серые, у четвертой, как темный бархат, – черные, у пятой, как незабудки, – голубые.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…
– Вот и вся сказка. Ну, а ты внучка, кого бы выбрала себе в подружки?
Автор: И Катя задумалась…
Катя: Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Сережа! Тебе нужно стать добрее!
Сережа: Спасибо, ребята! Я все понял! Я буду дружить со всеми.
1-й ученик.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
2-й ученик.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с. тобой добрей.
3-й ученик.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
4-й ученик.
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Сочинения детей о доброте и добрых делах.
(Стихотворение Расула Гамзатова “Берегите друзей”).
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши,
Гнев на друге, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей!
– Как вы понимаете значение слова “доброта”? (Ответы детей)
– А терпение? (Ответы детей)
– А что такое зло?
– Что означает добрый?
– Каким делает человека доброта?
– А как это качество выглядит в жизни? (Приведите примеры.)(Ответы детей)
– Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы быть добрым? (Ответы учащихся: отзывчивым, милосердным, готовым всегда прийти на помощь, который может разделить горе и радость, который умеет прощать)
– А теперь давайте прочитаем как объясняется в толковом словаре значение этих слов.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добрый – Делающий добро другим, отзывчивый, а также выражающий эти качества.
Несущий благо, добро, благополучие.
Терпение – Способность терпеть.
Настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе.
“В мире есть только два достоинства, перед которым можно и должно преклоняться… – это гениальность и доброта сердечная”. (Виктор Гюго)
Выводы детей: Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему.
Выставка рисунков о добре и зле.
Ведущий: Скажите, какое светило вызывает добрые чувства у человека? (Солнце)
– Народная мудрость гласит: “Доброта, что солнце”. Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей)
Ведущий: – Всю дорогу нашу освещает солнце. А что мы ощущаем от солнца? (“теплоту”, “свет”, “заботу”)
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными.
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом!
Песня “Солнечный круг”
Ведущий: Многим в жизни мы обязаны своим родителям, своим мамам, бабушкам. У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце. В нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мама, ее ласка, ее взгляд.
В доме добрым делом занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты
В доме столько доброты,
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы.
И.тебе отвечу прямо:
Это – мама.
Ведущий: Сейчас мы с вами поговорим о доброте и терпении с точки зрения веры.
Понятие “добро” с точки зрения верующих людей означает жизнь по Божиим заповедям. Как вы думаете, в какой книге написаны Божии заповеди? Правильно – в Библии.). Эта книга – самая читаемая в мире. В ней описано, как пророку Моисею (показывается картина с изображением пророка Моисея) Богом были даны десять правил – как нужно жить человеку, что бы ему было хорошо. Заповеди были написаны на каменных досках – скрижалях. Посмотрим на них. (Показывается 10 заповедей).
Все заповеди делятся на две группы: четыре рассказывают о любви к Богу, а шесть – о любви к ближнему. Мы с вами сейчас прочитаем шесть заповедей про отношения людей друг к другу и вы выберите: какие из них имеют отношение к теме нашего занятия о доброте и терпении. (Звучит музыка).
Как вы понимаете эти заповеди? ( Дети отвечают).
Среди 10 заповедей есть одна, за выполнение которой обещана долгая и счастливая жизнь. Найдите и назовите её номер.
Правильно, это пятая заповедь. (Ребёнок зачитывает заповедь).
Подумайте и расскажите как мы должны относится к родителям, что бы исполнилось то, что написано.
Когда вы вырастите, а родители станут пожилыми людьми – вы должны заботится о них. Проявлять доброту, терпение, уважение к ним.
Давайте с вами сделаем вывод: Что же такое добро, с точки зрения верующего человека? (Дети отвечают).
Коллективное исполнение песни "Дорогою добра ”
Ученик: Стихотворение Константина Романова, написанное в 1886 году “Молитва”
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биением.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере библии. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
“Восстановите пословицы”
1) Жизнь дана на……………….дела
2) Мир не без……………людей
3) ……….. слово и железные ворота открывает.
4) …………… слово человеку, что дождь в засуху
От какого слова произошли все эти слова? (доброта)
Ведущий: Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Я называю сказочного героя
Физминутка (добрый герой –похлопали в ладоши, злой герой –закрыли глаза руками
Игра “Сказочный герой –добрый и злой”
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина,Папа –Карло
– А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
Ведущий: Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Выставка книг.
Викторина “По дорогам сказок”
- –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
- – Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом.(Кот в сапогах)
- –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
- -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
- Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
- Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
- Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из Цветика-семицветика Катаева)
- Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.(Кот в сапогах)
Я хочу, чтоб все смеялись.
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро было добрым,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что в мире живешь ты не зря!
Ведущий: Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню.
Исполнение песни “Если добрый ты”.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Всем большое спасибо!
Список литературы:
- Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: “Русский язык”, 1986.
- Энциклопедия этикета. – СПб.: Мим-Экспресс, 1996.
- Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
- Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство “АРКТИ”, 2005. – 62 с.
- Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.