Цели:
- познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы;
- формировать навык правильного написания наречий;
- способствовать развитию мышления, включая учеников в активную мыслительную деятельность;
- способствовать формированию познавательного интереса учащихся.
Ход урока
1. Формирование психологического настроя.
– Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о правописании наречий, а сейчас я предлагаю вам игру “Как? Где? Когда?”. Вы будете командой знатоков. В роли телезрителей выступят учащиеся 8-го класса, они составили специально для вас вопросы по теме “Правописание наречий”.
2. Повторение изученного по теме: “Правописание наречий”.
Слайд 1. Случайно ли я изменила название всем известной интеллектуальной игры? На какие еще вопросы отвечают наречия?
Слайд 2. С вами играет Киселёва Алёна. Внимание вопрос:
– Какие слова являются наречиями?
Слайд 3. С вами играет Суразаков Василий. Внимание вопрос:
– Существительные склоняются, глаголы спрягаются.
Как изменяются наречия?
Слайд 4. С вами играет Шадрина Юлия. Внимание вопрос:
– Расскажите о правописании не с наречиями.
– Дополните ответ своими примерами.
Слайд 5. С вами играет Рее Оксана. Соревнования с компьютером.
Слайд 6. Нужно заменить фразеологические обороты на наречия. Кто быстрее?
Слайд 7. С вами играет Шадрин Иван. Внимание вопрос:
– Какие степени сравнения есть у наречий?
Слайд 8. С вами играет Казанцев Алексей. Внимание вопрос:
– Какие группы наречий по значению вы знаете?
Слайд 9. С вами играет Казанцев Иван. Внимание вопрос: Когда в наречиях пишется суффикс -А, а когда -О?
3. Новый материал. Слайд 10.
– На вопрос Вани мы пока ответить не сможем, оставим его на потом.
А сейчас, ребята, послушайте сказку.
– Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с
гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:
–Как тебя зовут?
– Издос, – ответил он.
– Какое странное имя!
– Это де ибя. Бедя дазывают Издос, потобу что у бедя все вребя ИЗ ДОСа
течет.
– Что-что?
– Он сказал: “Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет”, –
перевел кто-то.
Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.
– А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, – сказал
Издос.
– А почему его так зовут?
Слайд 11.
– Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: – ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.
Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.
Слайд 12.
– Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается Само Окно! Слайд 13. Например, мы не знаем, “О” или “А” пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево. Слайд 14,15.
4. Чтение орфограммы № 61 на стр. 115 (хором).
5. Физкультминутка.
Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук “О” усиливает кровоснабжение сердца, звук “А” благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.
6. Тренировочные упражнения: Слайд 16.
1. Упр. 245
2. Придумать рассказ на тему “Я лечу простуду”, используя наречия: справа, засветло, снова, налево, изредка, докрасна, издавна, сначала.
3. Данные словосочетания заменить наречиями с -О или -А на конце, объяснить выбор орфограммы:
Идти в правую сторону (идти вправо);
Расстаться на долгое время (расстаться надолго);
Наесться до полной сытости (наесться досыта);
Переписать окончательно (переписать начисто или набело).
Слайд 17. Я думаю, что сейчас мы сможем ответить на вопрос Казанцева Ивана. Внимание вопрос:
– Когда на конце наречий пишется суффикс -А, а когда -О?
Слайд 18. Домашнее задание:
1. § 41, упр. 246 (по образцу).
Слайд 19. Рефлексия.
“Недописанное предложение”:
– Я не напрасно провел этот час, потому что….
– Всем спасибо. До свидания.