Цели урока:
Закрепить знания детей: на Севере холодно, долгая зима, тундра покрыта снегом, дать понятие, что снег собирает пыль из воздуха. Закрепить знания детей о правильном поведении в лесу. Закрепить названия растений. Познакомить детей с разнообразием грибов и ягод, растущих в тундре. Сформировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при сборе ягод и грибов. Познакомить с “Красной книгой”. Учить определять названия ягод по вкусу; различать съедобные и несъедобные грибы.
Активизация словаря:
“Красная книга”, снегопад, метель, суровая, холодная.
Предварительная работа:
Экскурсии в лес, наблюдение за снегопадом на прогулке, чтение художественной литературы: Б. Заходер “Лесная мозаика”, Дидактические игры: “Правильно не правильно”, “Угадай правило”.
Материал:
Музыка П.И. Чайковского “Времена года”, картина “Зимний пейзаж”, голоса птиц /музыка/, костюм тундровичка: шапочка, жилет, борода. Картинки “Правила поведения в лесу”, макет поляны /грибы, ягоды/, искусственные деревья. Индивидуальные коврики. Ширма, корзиночки, блюдца, ложечки для всех детей, варенье из ягод /брусника, голубика, морошка, клюква/. Красная книга, игрушка кукла.
Ход занятия
Звучит музыка П.И. Чайковского.
Воспитатель читает:
Стоят деревья в инее
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И все на свете в инее
То белое, то синее.
– О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме).
– А какое сейчас время года? (зима)
– Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
– А по каким признакам вы узнаете, что пришла зима? (мороз, идет снег)
– Как называется явление в природе, когда идет снег? (снегопад, метель)
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
– А вы знаете, почему, когда пройдет снег, на улице чище воздух? – Потому что снежинки, падая, собирают пыль из воздуха и увлекают ее на землю.
– Посмотрите на картину.
– Зима всю тундру укрыла сугробами, многие животные там найдут свой дом, а для растений послужит надежной защитой от морозов.
– Ребята, мы с вами живем на севере. Скажите, какая у нас зима? Долгая или нет? (суровая, долгая, холодная). Мы очень устаем от нее.
– Хотели бы вы сейчас выйти на улицу, а там не оказалось снега, светит солнце, все зелено?
Сейчас мы с вами отправимся в осеннюю сказку. Я знаю волшебные слова, слушайте.
Я зонтик раскрою
Вам сон подарю
И в сказку любую
Попасть помогу.
Дети закрывают глаза. 1,2,3,4,5 можно глазки открывать. Звучит музыка, птичьи голоса. В это время воспитатель успевает переодеться в тундровичка.
– Повернитесь и в сказке окажитесь!
– Ребята, где мы оказались? (в тундре)
– А я превратилась в тундровичка. Я слежу за порядком в лесу, не люблю, когда приходят в лес недруги.
– А вы ребята любите природу? Не обижаете лесных жителей?
– Я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу?
– Вот первое правило (показываю картинку). О чем оно гласит?
– Почему? (дети объясняют, почему так нельзя поступать).
Так разбираем еще четыре правила. Тундровичок хвалит ребят за знания.
– Проходите на поляну, усаживайтесь вокруг нее.
– Посмотрите, как красива поляна. Тундра осенью выглядит нарядно и празднично, как будто вся укутана золотым покрывалом. Люди ходят в лес погулять, полюбоваться ее красотой, подышать воздухом – это очень полезно для здоровья.
Осенью люди приходят в тундру за ее дарами, а еще их любят лесные звери и птицы.
– Что растет на поляне? (грибы)
– А, что видишь ты? (ягоды)
А сейчас я расскажу вам удивительную историю про эти растения:
У тропинки, у тропы
За ночь выросли грибы.
Подосиновик с осинкой,
Подберезовик с березкой
А опенок, как бочонок,
А маслята, как ребята.
– Ребята, вы все любите грибы?
– Что можно приготовить из грибов?
– Кто из вас собирал грибы?
– Как нужно правильно собирать грибы? (срезать под корешок).
Жизнь гриба всего 2-3 дня, а грибница живет долго, более 10-15 лет, нужно, чтобы они радовали не только нас с вами, но и других людей.
– Ребята, а где вообще нельзя собирать грибы? (около дорог) Почему?
– Какие съедобные грибы растут у нас на полянке? Назовите их.
– Показать все грибы, рассказать их признаки, цвет, форму.
– Сыроежки, разноцветные грибы.
– Какие грибы называют именами тех деревьев, под которыми они растут? (подберезовик, подосиновик)
– Какой гриб самый главный? (белый гриб)
Вот и гриб боровик
И красив он и велик
Большая шляпа набекрень
Ножка толстая, как пень.
– Ребята, а кто из животных делает запасы на зиму? (белка)
– Назовите, какие вы знаете несъедобные грибы? (мухомор, бледная поганка)
– Очень часто люди сбивают их ногами, растаптывают? Правильно ли они поступают? (они служат лекарством для многих лесных обитателей)
– Внимательно посмотрите на эти грибы. Поганка зеленого цвета, на ноге бахрома, а растет из горшочка. У мухомора красная шапочка с белыми горошинами, воротничок, из горшочка растет. Они ядовитые.
Проводится дидактическая игра: “Что в корзину мы берем?”
Цель: Научить отличать съедобные грибы от ядовитых.
– Я одну загадку знаю, вам ее я загадаю.
Разноцветные матрешки
Собираются в лукошки
Черные, синие, голубые, красные
Вкусные и сладкие. (ягоды)
– Ребята у нас на поляне растут ягоды, а какие ягоды знаешь ты? (активизация детей)
– Ребята, сейчас я вам расскажу историю. Приключилась она с мальчиком, которого звали Дима.
Экологическая сказка
.Осенью папа, мама и Дима отправились в тундру за грибами и ягодами. Дима был маленький и многого не знал, тундры не видел. Но хвастал, что он больше всех наберет ягод.
А когда увидел тундру и вокруг видимо– невидимо ягод, да все разные. Дима расстроился, он не знал какие собирать. А спросить у мамы было стыдно. И тут Дима услышал тоненький голосок.
– Разве ты меня не видишь?
Посмотрел Дима под ноги, а на бугорках россыпи ягод.
Листья с глянцем
Ягодки с румянцем
А сами кусточки
Не больше кочки. (показать ягоды на макете)
– Кто скажет, как называется эта ягода? (брусника)
– Может тебя и есть нельзя? Спрашивает Дима. Можно, я полезная ягода. Если вдруг зимой ты простудишься, будешь пить мой морс и есть варенье. И простуды как не бывало.
Когда Дима собирал ягоды брусники, то рядом увидел кустики.
Кто-то бусы бросил
Все поляны в черных точках
У зеленых сосен
Мы чернику собирали
В кузовок в лукошко
Только рты с чего-то стали
Черными немножко.
– Какую ягодку увидел Дима? (чернику)
– Что за ягода такая, спрашивает Дима? Я – Черника, очень вкусная и полезная ягода. Возьми меня к себе в лукошко. А еще я лечу ангину, если вдруг кто-то заболеет. Но это еще не все, меня и мою подругу брусничку очень любят лесные жители. Насобирал Дима и этой ягоды.
– Побежал Дима родителей догонять, как слышит опять чей-то голосок. “Возьми меня в свой кузовок”. Кто ты? “Я чудо-ягода, Клюква. Попробуй меня”. Дима съел ягоду.
– Ой, какая ты кислая!
– Зато очень полезная. И если вдруг у тебя зимой будет температура, поешь меня и я тебе помогу (показать на макете).
– Идет Дима дальше, и увидел поляну всю светящуюся маленькими фонариками. Нагнулся и видит, что это тоже ягода.
– Ребята, какая это ягода? (морошка)
Ах, морошка загляденье
Тундры нашей украшенье
У нее цвет не простой
Белый, красный, золотой.
– Говорит: “Меня в тундре все знают и любят”. Дима попробовал ох, какая вкусная.
– А ты полезная?
– Если ты вдруг будешь кашлять, я тебе помогу с ним справиться.
Дима старался набрать побольше ягод, и не заметил, как родители ушли довольно далеко. Побежал их догонять, как вдруг увидел тундру сизо-голубую. Посмотрел внимательно, а это тоже ягода.
Как созреет голубика,
Чудо – чудное гляди-ка!
Тундра сизо – голубая
К горизонту убегает. /показать ягоду/
Сорви меня, уговаривает ягода голубика. Я очень вкусная. Из меня варят варенье, кисель. И если у тебя заболит живот, поешь меня, и все пройдет. Начал Дима собирать ягоду голубику. А рядом видит: красивые оранжевые, красные листочки, а рядом ягоды похожие на клюкву. Хотел Дима попробовать ее, но тут заговорили кустики голубики, брусники: “Не ешь ее, она ядовитая. Эту ягоду могут, есть только лесные животные и птицы”.
А называется она Арктоус. (в народе называют ее “волчья ягода”). Но тут Диму позвала мама. Выходя из тундры, Дима сказал: “До свидания. Еще увидимся”.
– С кем ты прощаешься? Спросила мама.
– С друзьями.
– Ребята, какие ягоды собирал Дима? (бруснику, чернику, голубику, клюкву, морошку).
Видите, сколько радости и пользы от этих душистых и сладких “детей” леса. В наших с вами силах умножить их урожай, сберечь для других людей.
– Ребята, есть на Ямале вот такая “Красная книга”. Ее цвет оповещает об опасности. Сюда занесены растения, животные и птицы, которые нуждаются в охране.
– Вот ребята погостили мы в сказочном осеннем лесу, пора прощаться. Давайте скажем: “До свидания, лес!”.
Нам пора возвращаться в группу. Дети закрывают глаза
Воспитатель.
Я зонтик раскрою
Вам сон подарю
И в группу назад
Попасть помогу
1,2,3,4,5 можно глазки открывать.
– Дети открывают глаза, перед ними воспитатель, накрыт стол на нем разное угощение.
Приглашала тундра в гости
Угощала нас: щедро, вкусно
Всем дала припас
И чернику с голубикой
И бруснику с княженикою.
А теперь угощайтесь ребята.
Скажите, как называется ягода, которую вы пробуете?
Из какой ягоды это варенье?
Молодцы! До свидания.