Пояснительная записка
Данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к декоративно-прикладному искусству, реализовать свои природные задатки в одном из популярных его направлений – художественной обработки материалов. Занятия этим видом творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и более успешной адаптации на современном рынке труда. Вышивка – один из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства. Она постоянно развивается благодаря таланту мастериц, работающих в центрах народных промыслов России.
Изучение вышивки как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
В программе реализован принцип практико-ориентированного подхода к отбору учебного материала. Общая ее часть содержит краткие сведения по истории народных художественных ремесел, использование в современном декоративно-прикладном искусстве национальных традиций.
Программа предполагает необходимость ознакомления учащихся с принципами художественной композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами вышивки, что дает возможность учащимся при разработке, подборе схем для вышивания использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды изделий. Использование канвы с нанесённым рисунком для художественной вышивки может способствовать развитию практического навыка.
Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий декоративно-прикладного искусства. Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру.
В процессе обучения по данной программе школьники смогут украсить собственными произведениями интерьер школы и своего дома, создать оригинальную одежду, познакомиться с интересными профессиями, т.е. она имеет широкий спектр практического применения.
В программе отражён технологический компонент общего среднего (полного) образования. Ее реализация предполагает личностно ориентированный подход к учащимся: мониторинг и развитие их возможностей, интересов, воспитание творческой самостоятельности при выполнении проектных и исследовательских работ, знание особенностей профессии «вышивальщица», «художник-модельер». Учащиеся, владеющие первоначальными знаниями и умениями по вышивке, выполняют творческий проект с начала учебного года в соответствии с тематическим планированием. Школьники, впервые знакомящиеся с технологией вышивки, выполняют творческий проект после овладения вышивальными швами на образцах или небольших изделиях, разработанных преподавателем. Защита индивидуального или коллективного учебного проекта проводится на итоговом занятии в форме исследования.
По всем разделам программы представлен примерный перечень практических заданий и изделий для выполнения учебных проектов.
Цель программы: обеспечить условия, способствующие формированию познавательной деятельности, социального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
- Развивающие: создать условия для
- самореализации творческих способностей к творческому решению задач, к созданию нового продукта;
- развития умственных способностей
(память, мышление, воображение, логика) и
социальной компетенции школьников:
- отношения к другому человеку, как к высшей ценности, проявление доброты, внимания, заботы, помощи;
- развития инициативности, самостоятельности;
- формирования адекватной самооценки, чувства ответственности, навыков самоорганизации, самоконтроля, нравственного саморазвития.
- Воспитательные: создать условия для
- обогащения духовной жизни школьника;
- совершенствования эстетических взглядов, формирование мировоззрения;
- профессионального ориентирования школьников в социуме.
- Обучающие: создать условия для
- приобретения и активного использования учащимися знаний, умений и навыков по вышивке;
- формирования технологической, художественной и эстетической культуры;
- овладения основными навыками культуры труда;
- формирования культуры речи, овладения терминологией;
- формирования и развития координации движений рук при выполнении вышивки;
- выработки умения самостоятельно работать над творческим проектом.
Ведущие принципы образования
– Принцип гуманизации предписывает
обязательное отражение в содержании
нравственных и правовых нормативов.
– Принцип научности предполагает достаточный
уровень достоверной учебной информации с учётом
новейших достижений науки.
– Принцип систематичности и последовательности
обучения обеспечивает системную организацию
образования на основе всех компонентов: целей,
содержания, методов и приёмов, средств обучения,
форм организации различных видов деятельности.
– Принцип индивидуализации дифференциации
образовательного процесса, поисковой и
научно-исследовательской деятельности.
Методы обучения
- Методы организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности:
- словесные, наглядные, практические;
- индуктивные, дедуктивные (отражают логику процесса передачи учебных сведений педагога обучающимся);
- репродуктивные, проблемно-поисковые (отражают степень самостоятельности обучающихся при усвоении учебного материала);
- самостоятельные, несамостоятельные (характеризует степень управления педагогом познавательной деятельности обучающихся).
- Методы стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности:
- стимулирование и мотивации интереса к учению (учебные дискуссии, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций);
- стимулирование долга и ответственности в учении (предъявление требований, поощрение).
- Методы контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно-познавательной
деятельности:
- практический контроль и самоконтроль (диагностика и мониторинг уровня развития навыков и учений обучаемых).
- Метод проектов (способствует формированию навыков целеполагания и позволяет обучающимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога).
В учебно-воспитательном плане данная программа предусматривает мероприятия, которые направлены на повышение интереса учащихся к данному курсу:
- Встречи и беседы с родителями учащихся, творческие мастерские, мастер-классы;
- Размещение на сайте Интернета;
- Включение в программу занятий клуба «Ветеран»;
- Сбор и систематизация этнографического материала по заданию Краеведческого музея;
- Участие в конкурсах и выставках на муниципальном и региональном уровнях;
- Проведение экскурсий в краеведческий, исторический музеи.
- Накопление чувственного опыта.
Ожидаемый результат обучения:
- воспитание познавательного интереса, включённость в активную творческую деятельность;
- взаимопроникновение культур разных поколений;
- развитие личностного самообразования: активности, самостоятельности, расширение круга общения;
- удовлетворение образовательных потребностей через призовые места в творческих конкурсах;
- умение ценить красоту народных традиций.
Требования к уровню подготовки учащихся
5 класс
Знать/понимать:
- классификацию вышивки России, её историю и многообразие;
- эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вышивки;
- характерные черты вышивального промысла – двойной крест или болгарский;
- способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия; правила безопасности труда;
- иметь представление о понятиях: счётная схема, композиция, основные и составные цвета, цветовая сочетаемость, контраст.
Уметь:
- организовывать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы;
- технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом (счётная вышивка);
- осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
- запяливать ткань в круглые пяльцы.
6 класс
Знать/понимать:
- классификацию, историю и многообразие счётной художественной вышивки России;
- характерные черты вышивального промысла – гобеленовым швом, двусторонней гладью;
- переводить рисунок на ткань;
- технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
- правила безопасности труда; способы выявления потребностей общества в товарах и услугах.
Уметь:
- организовывать трудовой процесс, рабочее место вышивальщицы;
- технически правильно выполнять приёмы вышивки ручным способом (счётная вышивка, двусторонняя гладь);
- осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
- запяливать ткань в круглые пяльцы, рассчитывать размер вышивки на канве и на ткани; составлять цветовое решение вышивки;
- владеть техникой вышивки косым гобеленовым швом, двусторонней гладью.
7 класс
Знать/понимать:
- способы влажно-тепловой обработки вышитого изделия;
- способы перевода рисунка на ткань;
- характерные черты вышивального промысла – вышивки крестом; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
- правила безопасности труда;
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
- основные законы построения композиции.
Уметь:
- технически правильно выполнять приёмы ручной счётной вышивки;
- осуществлять влажно-тепловую обработку вышитого изделия;
- рассчитывать стоимость изделия;
- организовывать трудовой процесс и рабочее место вышивальщицы;
- работать с информацией и технологической документацией, разрабатывать технологическую документацию;
- рассчитывать стоимость вышитого изделия;
- классифицировать вышитую продукцию;
- владеть техникой вышивки крестом.
8 класс
Знать/понимать:
- характерные черты вышивального промысла – вышивки нетрадиционными материалами; технологический процесс изготовления вышитого изделия и пути снижения его себестоимости;
- правила безопасности труда;
- способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
- основные законы построения композиции;
- уход за изделиями с вышивкой.
Уметь:
- работать с информацией и технологической документацией;
- разрабатывать технологическую документацию;
- составлять цветовое решение по данной учителем композиции;
- классифицировать вышитую продукцию;
- составлять композиции вышивки для изделия;
- владеть навыками вышивки нетрадиционными материалами.
Литература:
- Астапенко Э.А. Вышивка. – М., 2005.
- Аристамбекова Н.Е. Вышивка крестом. – М.: Эстерна, 2005.
- Бардина Р.А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. – М., 1990.
- Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. – М., 1979.
- Доброва Е.В. цветочные композиции: Вышиваем лентами. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Еременко Т.И. Рукоделие. – М., 1987.
- Еременко Т.И., Забулаева Е.С. Художественная обработка материалов. – М., 2000.
- Курс женских рукоделий. Учебное пособие. – М., 1992.
- Максимович В.Ф. Народные художественные промыслы: научно-методическое пособие для преподавателей и студентов высших учебных заведений. – М., 1999.
- Малахова С.А., Журавлёва Т.А., Козлов В.Н. Художественное оформление текстильных изделий. – М., 1988.
- Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М., 1978.
- Мир профессий: Человек – художественный образ / Сост. А. Смирнов. – М., 1987.
- Попова О.С. Народные художественные промыслы. – М., 1984.
- Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В. Декоративное искусство.– М., 1976.
- Сафонова Н.С., Молотобарова О.С. кружки художественной вышивки. – М., 1981.
- Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 1998.
- Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. – М., 2000.
- Уткин П.И., Королёва Н.С. Народные художественные промыслы. – М., 1992.
- Хворостухина С.А. Золотая книга женского рукоделия. – М., 2003.