Цели урока:
– формировать представление об элементах математической логики, умение определять истинность и ложность высказывания.
– развивать логическое мышление;
– воспитывать интерес к предмету, информационную грамотность.
Межпредметная связь: информатика – русский язык.
Учебный материал: презентация к уроку.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук).
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы урока.
- Изучение новой темы.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент. Здравствуйте!
II. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о важных вещах, которые касаются каждого, есть у любого человека в голове.
Обратите внимание на слайд. Перед вами представлены неоконченные предложения. Необходимо закончить эти выражения.
- Если ты птица, то ты умеешь…. (летать)
- Если животное произносит “И-и-а-а-а”, значит это животное… (осел)
- Если сверкает молния, то гремит… (гром)
- Прятки, жмурки, салки – это… (игра)
- Возглас “Му-у-у-у!” произносит… (корова)
- Апельсин – это фрукт. (да)
Чтобы докончить эти предложения, что мы с вами использовали? (Логику). То есть мы применили с вами логическое мышление. Таким образом, тема нашего урока звучит “В логике нет ничего случайного”.
III. Изучение нового материала.
А что такое логика? (наука)
Логика – наука, изучающая законы и формы мышления, способы рассуждений и доказательств.
Математическая логика исследует способы рассуждений и доказательств с помощью методов математики.
Теперь, посмотрите, чем отличаются эти предложения. Чем отличается последнее предложение от остальных. (Тем, что это на предложение можно согласиться либо нет).
Как выражаются высказывания в нашей речи? (предложениями – предложения по цели высказывания – повествовательные)
Любое повествовательное предложение, содержание которого можно определить как истинное или ложное, будем называть высказыванием. Может ли высказывание быть одновременно истинным и ложным? (нет)
Всякое высказывание или истинно, или ложно; быть одновременно и тем и другим оно не может.
Почему восклицательные и вопросительные предложения высказываниями не являются?
Высказывание будем обозначать заглавными латинскими буквами:
А = {Луна – спутник Земли},
В = {На яблонях растут бананы}.
Читать приведенные записи необходимо так:
А есть высказывание “Луна – спутник Земли”,
В есть высказывание “На яблонях растут бананы”.
Истинное высказывание будем обозначать 1, ложное – 0.
Чему будут равны А и В? Таким образом, А = 1, В = 0.
Будем считать, что уже имеется некоторый запас простых высказываний, относительно каждого из которых, известно, истинно оно или ложно.
Например, А = {До школы можно доехать на автобусе},
В = {До школы можно дойти пешком},
Можно ли из А и В построить одно высказывание? Используйте в ответе логические связки. Например: “не”, “и”, “или”, “если…, то…”, “равносильно” и т.д.
С = {До школы можно доехать на автобусе ИЛИ дойти пешком}.
С = А ИЛИ В.
Высказывание С будем называть сложным высказыванием, так как оно состоит из двух простых высказываний, соединенных логической связкой ИЛИ.
Вывод: Простые высказывания являются “кирпичиками”, из которых с помощью логических операций строятся сложные высказывания.
Задания
1. Какие из следующих предложений являются истинными, а какие ложными высказываниями? (Отвечаем все вместе)
- Город Париж – столица Франции.
- Число 2 является делителем числа 7.
- 2+6>10
- Сканер – это устройство, которое может напечатать на бумаге то, что изображено на экране компьютера.
- Сумма чисел 2 и 6 больше числа 8.
- Мышка – устройство ввода информации.
2. Среди следующих высказываний укажите пары одинаковых по смыслу:
А = {Сегодня воскресенье},
В = {Вчера была суббота},
С = {Завтра будет вторник},
D = {Завтра будет понедельник}.
3. Среди следующих высказываний укажите сложные; выделите в них простые, обозначив их с помощью букв. Запишите с помощью букв каждое сложное высказывание:
- Число 376 четное и трехзначное.
- Зимой дети катаются на коньках или на лыжах.
- На даче Маша собирала ягоды.
- Неверно, что Солнце движется вокруг Земли.
4. Самостоятельно составить два простых и из них одно сложное высказывания, обозначить их буквами.
IV. Вывод по уроку.
Что мы сегодня нового узнали?
Выставление оценок.
V. Домашнее задание
.Придумать 2 простых и 2 сложных высказывания.