Урок по физкультуре в 5-м классе "История Олимпийских игр"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели.

1. Создание представления об олимпийских играх.

2. Способствовать формированию эстетического отношения к искусству.

3. Воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой.

Оборудование и инвентарь: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, магнитная доска.

Музыкальное сопровождение: Моцарт В.А., Симфония №40; Бетховен Л.В., Лунная соната; Мэй В., Summer; Челси “Россия-Чемпионка”

Место проведения: учебный кабинет.

Ход урока

(Слайд 1. Презентация)

Звучит музыка: Моцарт В.А., Симфония №40; Бетховен Л.В., Лунная соната.

1. Античные Олимпийские игры

Олимпийские игры - крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. (Слайд 2).

Как же оно возникло – это легендарное, это удивительное явление под названием Олимпийские игры? Мы знаем, что мировое сообщество развивалось собственным трудом и старанием, и притом очень небыстро – веками, тысячелетиями отмывало, оттирало свою тёмную некогда звериную душу, учило, образовывало свой узкий первобытный ум. Вот появился великий изобретатель колеса. (Слайд 3).Потом пришёл великий Архимед (Слайд 4), затем великий Ньютон (Слайд 5) и не менее великий Эйнштейн. Выражаясь строго, “процесс развития человечества был постепенно-поступательным”. И это мы с вами проследили на примере истории физики. (Слайд 6).

Но были вещи и явления, которые сразу возникали совершенными, не требующими доработки и доделки. (Слайд 7). Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы “Илиада” и “Одиссея” таинственного Гомера. (Слайд 8). Но такие “сразу совершенные” творения возникали не только в древности. Можно назвать музыку Моцарта и Бетховена, (Слайд 9) которую мы сейчас слушаем. Стихи Лермонтова, произведения Пушкина. (Слайд 10). А кроме того картины великих художников Боттичелли и Да Винчи. (Слайд 11, 12). И только взгляните на здания великих архитекторов. (Слайд 13). Про творения эти ничего и сказать-то невозможно. Только головой покачаешь: “ Воистину божественно!”. Вот к таким “сразу – совершенным” творениям человечества надо отнести и идею Олимпийских игр… Конечно, программа их не раз и не два менялась, совершенствовалась, а то и… ухудшалась. Но не это важно. Осталось главное – именно сама идея бескорыстных, честных, до конца товарищеских игр. (Слайд 14)

В течение всего урока мы с вами будем разгадывать кроссворд, который составлен из важных слов и понятий в истории Олимпийских игр. Внимательно слушаем и записываем. (Слайд 16)

И первый вопрос: какая страна является родиной Олимпийских игр – Греция.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща Альтис, расположенная вдоль реки Алфей. Место выбрано очень удачно. Все постройки и ранние и поздние – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром – возведены в ровной долине, обрамлённой мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. (Слайд 17). Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливается на время Олимпийских игр. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. (Слайд 18) Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия.

Такова Олимпия - колыбель игр.

Здесь же, у подножия горы Кронос до сих пор зажигается Олимпийский огонь современных Игр. (Слайд 19) Отсюда начинается факельная эстафета. Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия и он горит непрерывно до их окончания. Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Установлено с очевидной бесспорностью, что первая известная нам Олимпиада проходила в 776 г. дороходила в 776 г.ностью одно: первая известная нам Олимпиада древносвенными стопами отмерил дистанцию для бега - 600 в, выстав нашей эры. (Слайд 20)

Но кто же является основателем Игр? Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почётнейшими родоначальниками их считают богов, царей, правителей и героев. Так одна из легенд утверждает, что придумал и организовал первые Игры не кто иной, как знаменитейший сын Зевса, тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов – Геракл. Причём легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – 600 стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции – “стадий”. Отсюда возникло слово “стадион”. Если перевести эту меру в наши, современные единицы, то получится 192 м 27 см. Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в этом виде соревнований. Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. (Слайд 22). Например, панкратион – довольно суровый вид спорта, соединивший в себе борьбу и кулачный бой. Известно об этом виде состязаний лишь потому, что в нём принял участие сам Геракл. И победил!

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. В соревнованиях имели право принимать участие только свободные люди и только мужчины. Победители в отдельных видах соревнований – Олимпионики, (Слайд 22) награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком. Причём въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его. Имя победителя – олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Их ждала бессмертная слава не только в своём родном городе, но и во всём греческом мире.

Игры помогали грекам не столько хорошо воевать, сколько хорошо… дружить – регулярно встречаться, общаться. Кроме прикладного значения греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физкультурой хотя бы для себя! О некультурном человеке греки говорили: “Не умеет ни читать, ни плавать!”. (Слайд 23)

Олимпийские игры проводились непрерывно 1169 лет 292 раза. В 394 г. н.э. римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования.

2. Возрождение Олимпийских игр

Звучит музыка: Мэй В., Summer.

По-настоящему древними Играми стали интересоваться лишь, когда начались раскопки Олимпии, спящей под многовековыми наслоениями. Находки одна удивительней другой поражали! Всё чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. А к тому времени, т. е. последней четверти ХIХ века, робко, но уже появляются национальные и международные спортивные союзы. Олимпийские игры просто должны были состояться!

Однако дело ведь это очень сложное: целые горы организационной работы. Кроме того, нужны немалые средства, а также необходимы единые правила, которые своей объективностью подходили бы всем. Главное же – нужен был человек, который бы положил на это жизнь. Который был бы не только предан идее олимпизма, но к тому же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашёлся. (Слайд 24) Его звали… Пьер Де Кубертен. Олимпийские игры современности обязаны своим возрождением этому французскому общественному деятелю, педагогу, историку барону Пьеру Де Кубертену.

Не надо думать, что идея Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. Сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй. Ещё больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что вообще – то дело это хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает, пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.

Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Пьер Де Кубертен говорил столь убедительно, что французские спортивные деятели принимают решение созвать Международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав. (Слайд 25)

И вот 23 июня 1894 года на Конгрессе в Париже был создан Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран. (Слайд 26) МОК решил, что в апреле 1896 г. в столице Греции – Афинах пройдут первые Олимпийские игры современности! И это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера Де Кубертена!

Не так давно мировое сообщество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образование Международного Олимпийского Комитета. Организация объединённых наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и Олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие. День 23 июня традиционно отмечается в десятках стран мира, в том числе и в России, как Олимпийский день.

Пьер Де Кубертен не был поэтом, но написал одно прекрасное стихотворение – “Ода спорту”. (Слайд 27)

В “Оде спорту” девять глав. Одна из них называется “О, спорт! Ты – мир!”. Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев. В своём произведении Кубертен находит простые и прекрасные слова, которые понятны каждому спортсмену.

“Спорт! Ты вестник мира! Стоит тебе улыбнуться, стоит пройти по странам упругой, радостной походкой, и над землёй разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: “Здравствуй, друг !” (Слайд 28)

Теперь каждый знает олимпийский символ: пять разноцветных соединенных колец, символизирующих единство пяти сторон света в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду — голубой для Европы, чёрный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду — жёлтый для Азии, зелёный для Австралии. (Слайд 29) Девиз: Быстрее, Выше, Сильнее. Перед началом состязаний спортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традиции зажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разные страны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения игр очередной Олимпиады. Флаг — белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх. Всё это было задумано Пьером Де Кубертеном! (Слайд 31)

Олимпийские игры 2010 г. прошли в Ванкувере (Канада).В эстафете олимпийского огня, прошедшей с 30 октября 2009 года по 12 февраля 2010 года, по заявлениям организаторов, приняло участие 12 тысяч факелоносцев, прошедших дистанцию длиной 45000 км. Маршрут эстафеты олимпийского огня был проложен по воде (1 тысяча км), по воздуху (18тысяч км) и по земле (26 тысяч км), и стал самым протяженным в истории Олимпийских игр.Эстафета завершилась торжественным зажжением огня на стадионе Би-Си Плейс.

Программа современных Олимпийских игр значительно отличается от программы античных Игр. На Олимпиаде в Ванкувере выступали 82 страны-участницы. (Слайд 31-38)

  • Лёгкая атлетика — совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
  • Гимнастика: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте.
  • Спортивные игры: баскетбол; футбол; волейбол, пляжный волейбол; гандбол; хоккей на траве; бейсбол - исключен из программы Летних Олимпийских Игр. Решение вступает в силу начиная с олимпиады 2012 года в Лондоне
  • Теннис; настольный теннис; бадминтон.
  • Водный спорт: плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, водное поло
  • Бокс; борьба; дзюдо; таэквондо; тяжёлая атлетика
  • Стрельба пулевая; Стрельба из лука; Стрельба стендовая. И другие виды спорта: велосипедный спорт, гребля академическая ; гребля на байдарках и каноэ; конный спорт; парусный спорт; фехтование.

3. Зимние Олимпийские Игры 2014 г. (Сочи)

Звучит музыка: Челси “Россия-Чемпионка” (Слайд   39-44)

Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения Зимних олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

Зимние олимпийские виды спорта:

  • Лыжный спорт: горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл; биатлон.
  • Конькобежный спорт: конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек.
  • Хоккей с шайбой.
  • Санный спорт. Бобслей: бобслей, скелетон.
  • Кёрлинг.

Зимних олимпийских видов спорта значительно меньше, чем летних. Поэтому продолжительность зимних игр — не больше 10 дней, а летних - не больше 15. (Слайд  45-47)

В кроссворде у нас осталось лишь одно неразгаданное слово: “Столица Зимних Олимпийских игр 2014 г.” Место проведения Олимпиады выбирает Международный Олимпийский Комитет. В 2007 г. МОК постановил, что право на организацию и проведение XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года предоставляется городу Сочи, Россия. Если вы помните, то это событие праздновалось не только в самом городе Сочи, но и во всей стране. И сейчас идёт огромная подготовка к Олимпиаде, строительство спортивных объектов. Мы с вами будем свидетелями, а у вас даже есть возможность стать участниками этих Олимпийских игр. (Слайд 48)

4. Подведение итогов. Домашнее задание

Итак, подведём итоги урока. Мы с вами разгадали кроссворд, который составлен из важных слов и понятий в истории Олимпийских игр. Сегодня мы узнали, что с древних лет Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времён и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего. За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что Олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире, который не знал - бы, что такое Олимпиада или не видел соревнования по телевизору. Спорт играет всё большую роль в жизни людей!

Домашнее задание: подготовить буклет (по образцу кроссворда) – рекламу одного из олимпийских видов спорта: девочки – летние виды, мальчики – зимние. (В буклете должен быть рисунок и краткое описание вида спорта).