Циркуляция воздушных масс

Разделы: География


Методическая разработка к уроку.

Цель урока:

  • Образовательная: познакомить с основными видами циркуляции воздушных масс, c их особенностями и свойствами, дать представление об атмосферных фронтах, особенностях их формирования, циклонах и антициклонах. Познакомить учащихся с синоптическими картами.
  • Развивающая: научить определять по синоптическим картам направления движения атмосферных фронтов, виды циркуляции воздушных масс. Познакомить с приемами составления прогноза погоды.
  • Воспитательная: Рассказать о правилах поведения во время прохождения атмосферных фронтов и влиянии метеофакторов на организм человека.

Средства обучения: Презентация по теме урока, климатическая карта России, схемы образования циклонов и антициклонов, схемы формирования атмосферных фронтов, репродукции картин, синоптические учебные карты.

Основные представления и понятия: Воздушные массы, атмосферный фронт, циклон, антициклон, циркуляция воздушных масс, синоптическая карта.

Межпредметные связи: Свойства воздуха (естествознание, физика).

План урока

(Методы, приемы, формы деятельности.)

1. Циркуляция воздушных масс.

Вступительное слово учителя. Объяснение понятия циркуляция и воздушная масса. Рассказ о свойствах воздушных масс.

Задание учащимся. Найти на климатической карте в атласе и записать в тетрадь, какие воздушные массы формируются над территорией России.

2. Атмосферные фронты.

Объяснение учителя. Особенности формирования теплого и холодного атмосферных фронтов.

Задание учащимся. Зарисовать в тетради схемы формирования атмосферного фронта. Зарисовка схем теплого и холодного атмосферных фронтов. Заполнение таблицы о свойствах теплого и холодного атмосферных фронтов.

3. Виды атмосферных фронтов.

Объяснение учителя. Положение атмосферных фронтов и смена воздушных масс и их циркуляции по сезонам года. Виды атмосферной циркуляции на территории России.

Практическая работа. Составить схему направлений перемещения воздушных масс зимой и летом на территории России используя климатическую карту.

4. Циклоны и антициклоны.

Объяснение учителя. Особенности формирования циклонов и антициклонов., состояние погоды, признаки этих барических образований.

Задание учащимся. Заполнить таблицу “Особенности циклонов и антициклонов” (Приложение №1).

5. Синоптические карты.

Объяснение учителя. Для чего нужны синоптические карты и для чего их используют .

Практическая работа. Дать прогноз погоды, пользуясь синоптической картой по заданиям в приложении(Приложение №2).

Приложения можно получить у автора статьи.

Закрепление учебного материала.

По представленным репродукциям определить, где проходит атмосферный фронт. На какой картине антициклональный тип погоды, назвать признаки, которые указывают на изменения погоды.

Проверочная работа для проверки усвоенного материала:

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

  1. Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре
  2. Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
  3. Приносит пасмурную погоду.
  4. Устойчив , малоподвижен.
  5. Устанавливается над Восточной Сибирью.
  6. Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
  7. Восходящие потоки воздуха в центре.
  8. Нисходящее движение воздуха в центре.
  9. Движение от центра к периферии.
  10. Движение против часовой стрелки к центру.