Цели урока: закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения, уточнить знания учащихся о дополнении ,объстоятельстве , определении; развивать умение распознавать главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь в предложении с помощью вопроса.
Оборудование: индивидуальные таблицы для определения и обозначения второстепенных членов предложения, карточки с заданиями, аудиозапись “звуки леса”, изображение деревьев ,фрукты для оценивания ответов детей
Ход урока
1. Чистописание, словарная работа
Вы маленькие волшебницы .Сегодня вы будете творить волшебство на доске и в тетрадях, мы вырастим волшебные деревья с цветами и плодами, а в конце урока соберём урожай. У вас в руках волшебные палочки ( ручки), проверим, хорошо ли они работают.
Спишите загадку, вставьте пропущенные буквы
Вдруг/к из чё/орной темноты в саду выросли цветы.
– Кто отгадал загадку? ( земля)
– Да, это земля. Сколько значений у этого слова? ( 1. земля – почва, верхний слой Земной поверхности 2. Земля – планета солнечной системы)
Назовите однокоренные слова к слову земля (земляной, приземлился, земляк и др.) Выделите грамматическую основу. Задание выполнено, мы вырастили первое дерево в нашем саду (.На доске вывешивается изображение дерева с обозначением основы предложения)
2. Введение в тему,
Молодцы! Волшебные палочки исправны. Вы как умницы-волшебницы самостоятельно определите тему урока. Речь пойдёт о словах, которые делают предложения распространёнными, поясняют главные члены и друг друга. (второстепенные члены предложения)
3. Работа по теме. Какие второстепенные члены предложения вы знаете? ( обстоятельство, определение, дополнение)
Ученики рассказывают о вт. чл. Предложения (ориентируясь на таблицу)
– Отлично! Появляется второе дерево с названиями вт. чл..
Давайте найдём их в предложении .Выделяем словосочетания с вопросами устно, подчёркиваем обстоятельство и определение.
4. Физкультминутка.
Где деревья, там и птицы (изображения птиц). Вы славно потрудились, отдыхать будем в своём саду. Включается запись “Звуки леса”, Дети выполняют зарядку со стихами:
Дружно к речке мы спустились.
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.
Закрыли глазки и немного посидели , послушали пение птиц.
5. Самостоятельная работа.
Предлагаю вырастить ещё одно дерево. Оно будет другим, Что это за дерево вы узнаете прочитав слова на карточках.
Дети читают про себя.– Это орешник (появляется на доске изображение дерева) Подумайте, расставьте слова в нужном порядке, так, чтобы получилось предложение, запишите, разберите по членам предложения,
Задание выполняется по частям: расстановка слов – проверка, запись и разбор – проверка.
6. Итог.
Что повторяли на уроке? Задайте друг другу вопросы по теме.
Теперь соберём урожай. (Подсчёт фруктов, самооценка)
7. Домашнее задание, тетрадь С.11 № 9.
Использованная литература:
Е.М. Тихомирова Учебно-методический комплект “Русский язык”. Рабочая тетрадь №1, – М. Изд-во “Экзамен”, 2010 г.