Интегрированный урок (литература + русский язык) "Три встречи Тун-Ли и Великого Вана. Роль наречия в художественном тексте"

Разделы: Русский язык, Литература


Каждый год в нашем крае проводится акция в защиту дикой природы «Амурский тигр». Мы с ребятами решили присоединиться к данной акции, выбрав для открытого урока повесть Н. Байкова «Великий Ван», вышедшую в свет в 1936 г. в Харбине и изданную в России в альманахе «Рубеж» №1 за 1992 г. В повести «Великий Ван» поэтически описана Маньчжурская тайга и жизнь ее обитателей, а сказания и легенды местного населения, приведенные в произведении, связаны с признанным владыкой Великим Ваном, который «был всемогущ, и никто ему не смел становиться на пути». И только старый, мудрый охотник Тун-Ли при встрече с грозным зверем смог над ним психологически одержать победу. В природе царила гармония, которую разрушили «новые люди». Старый охотник Тун-Ли решается исполнить волю Горного Духа: принести себя в жертву, чтобы остановить разрушение в природе и чтобы «пышно расцвёл прекрасный цветок священного лотоса».

Цели урока:

  • рассмотреть проблему «диалога» человека и природы как проблему общечеловеческую;
  • повторить наречие как часть речи;
  • развивать эмоционально-этические чувства учащихся;
  • развивать творческую аналитическую мысль учащихся по поднятой проблеме;
  • развивать внимание учащихся к художественному слову;
  • воспитывать бережное отношение к природе, к «братьям нашим меньшим».

Задача урока: познакомить учащихся с поднятой проблемой и заставить задуматься над ней. 

Этапы работы

  1. Краткие факты жизни и творчества писателя Н. Байкова.
  2. Обзор содержания выбранного произведения («Великий Ван»).
  3. Анализ избранных глав (13, 24, 32).
  4. Работа с наречием как художественным средством создания образов.
  5. Обобщение урока: как раскрывается тема «человек и природа» в произведении «Великий Ван» Н. Байкова.

Форма работы на уроке

Работа по группам: одна группа выступает, остальные задают вопросы по тексту (строение, типы связи предложений) по русскому языку – (назначение наречия в тексте, роль этой части речи в тексте и т. д.). Урок построен как автомобильные гонки-ралли.

Ход урока

Факты жизни и творчества Н.А. Байкова.

Родился Николай Аполлонович Байков 29 ноября 1872 г. в Киеве, в старинной дворянской семье. Он с детства любил природу. Получил в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии аттестат зрелости, поступил в Тифлисское пехотное юнкерское училище. Военную службу начал на Кавказе в 1892 г.

Но вести о строительстве Китайской Восточной железной дороги, о неизученной природе Маньчжурии все более и более привлекали внимание молодого натуралиста, вызывая у него непреодолимое желание увидеть этот край.

Н. Байков переводится в Заамурский округ пограничной стражи КВЖД.

В 1914 г. в Петрограде выходит в свет первая книга писателя «В горах и лесах Маньчжурии».

Окончание гражданской войны застаёт писателя в Новороссийске больным сыпным тифом. Байков эвакуируется на пароходе «Саратов» в Египет; затем скитания по Африке, Индии, Индокитаю. Это нашло отражение в его рассказах и очерках, которые публиковались в различных изданиях и составили книгу «По белу свету».

В 1922 г. Н.А. Байков возвращается в Маньчжурию, в Харбин, но тайга по-прежнему манит его; он перебирается с семьей на станцию Эхо, затем на станцию Яблоня (все та же Восточная линия КВЖД). С 1925 г. снова Харбин, активнейшая работа в Обществе изучения Маньчжурского края, сотрудничество в журнале «Вестник Маньчжурии», литературная работа. Ей Николай Аполлонович посвящает всю жизнь, неустанно работая до самой смерти, наступившей в Брисбене (Австралия) 6 марта 1958 г.

Н. Байков – автор большого числа книг, повестей и сборников увлекательных рассказов: «Великий Ван», «Тайга шумит», «У костра», «Сказочная быль», «Тигрица» и др. (Это задание одной из групп, полученное на дом).

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе;
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Ф.И. Тютчев

Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о её спасении.
В. Распутин

Учитель. Старт. Внимание! Внимание!

Сегодня в нашем городе проходят автомобильные гонки-ралли. В заезде участвуют три экипажа (указывается пилот и штурман каждого экипажа).

Это трудная гонка по бездорожью, местам хорошо известным и совсем не известным. И победит в ралли не тот экипаж, который преодолеет дистанцию быстрее всех, а тот который выполнит все задания верно и вовремя отметится в положенных пунктах дистанции (правила прохода дистанции обговаривается до урока).

Мы помчимся с запада на восток по светлой долине Сунгари через отроги Лао-Э-Лина, по узкой долине Муданцзян к подножью Татудинзы, пересечём замёрзший Амур и Майхе и снова вернёмся к Татудинзе. Но наше ралли осложняется тем, что в пути мы встретим Великого Вана – тигра, который приводил в трепет обитателей Татудинзы. А на промежуточных финишах вам будет давать советы, как вести себя при встрече с тигром, мудрый охотник Тун-Ли, трижды встречавшийся с Великим Ваном.

Итак, гонки начинаются.

На старт! Внимание! Марш!

Первый экипаж. Пилот.

М.М. Пришвин писал: «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо. В это «зеркало» надо научиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других».

Штурман. Тогда станут ближе, роднее и понятнее слова Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Учитель. (Беседа по вопросам).

  • Ребята, как вы восприняли «Великого Вана» Н. Байкова в целом?
  • Можно ли к повести отнести слова Л. Леонова: «Настоящее художественное произведение – это всегда открытие по содержанию и изобретение по форме?»
  • Какова тема произведения и её общественная значимость?»
  • Вспомните легенду о деде, Могучем Великом Ване. Как она поможет нам понять другого Великого Вана?
  • Что говорится о нашем герое, Великом Ване до первой встрече с Тун-Ли?

Второй экипаж. Пилот. (Рассказывается о том, как мужал молодой самец, «сын Великого Вана, будущий повелитель гор и лесов беспредельного Шу-Хая» гл. 10 «Отец Вана», стр. 34).

Первый таск. (Работа выполняется в группах. По мере выполнения работы штурман экипажа на карту наносит флажок. Диспетчер отмечает время в путевом листе).

  1. Написать предложение под диктовку без ошибок и исправлений. Чувствуя в себе избыток сил и энергии, он нежился под лучами яркого зимнего солнца.
  2. Выписать из гл.12 словосочетание сущ.+ прич.(главное слово сущ.).
  3. Произвести морфологический разбор причастия.

Промежуточный финиш. (Первая встреча Тун-Ли и Великого Вана).

Гл.13 «Встреча с Тун-Ли». (Беседа по вопросам).

  1. Что предшествовало этой встрече? (Описание охоты соболей на белку).
  2. О чём рассказывает автор непосредственно перед встречей? (О тигре молодом и старом охотнике – выразительное чтение отрывка стр.39, гл.13).
  3. Как ведут себя старый охотник и молодой тигр при «столкновении»?(«Ван сошел с тропы, уступая дорогу человеку»).
  4. Каково состояние тигра и человека после встречи? (Тун-Ли «почувствовал слабость и упадок сил», Ван «был подавлен сильнейшей волей человека и побеждён превосходством высшей духовной силы»).
  5. Чему научил нас Тун-Ли? Как надо вести себя при встрече с тигром? ( Смело идти, не останавливаться и не оглядываться, т.к. «малейшее проявление трусости и даже нерешительности может стоить жизни»).
  6. Какие художественные средства языка использует автор в отрывке?

Второй таск. Каждый экипаж из своих глав 13, 24, 32 выписывает по три словосочетания, где зависимым является наречие.

  1. Разобрать по составу любое наречие.
  2. Определить разряд выписанных наречий, указать способ их образования.
  3. Написать без ошибок предложение под диктовку, найти в нем наречие, определить степень сравнения наречия. Дикие песни тайги становились громче, и грозные раскаты их приближались к поселениям человека.

Учитель. Прошло 10 лет. Ван возмужал и вернулся в родные места. Что же он видит в районе Шу-Хая? (Выразительное чтение стр. 63 гл. 22 «Возвращение на родину» со слов… «он никак не мог прийти в себя»… «до слов дающие приют и пищу дикому зверю и птицы»).

Что же теперь предшествовало второй встрече Великого Вана и человека? (Ван убедился, что «двуногий вообще слаб физически и силен только теми орудиями, которые имеются в его руках». Убил охотника Арсеньева).

Промежуточный финиш. Вторая встреча Тун-Ли и Великого Вана. (гл. 24 «Тайга шумит», стр. 68).

  1. Что испытывают хищник и старый зверолов при этой встрече? (Охотник - «по спине пробежал холодок…, но не дрогнуло старое, закалённое житейскими бурями сердце». Царь тайги – «пощадил старого ветерана, как и тогда, уступив ему дорогу»).
  2. Какие художественные средства языка вы нашли в этом отрывке?
  3. Чему научились вы у старого зверолова? (Надо быть смелым и решительным не опускать глаза и не убегать от зверя).

Третий таск. Определение функций наречия. (Работа в группах по главам 13, 24, 32 – по экипажам).

Найти в отрывках (1, 2, 3 встречи) и выписать все наречия.

1 встреча 2встреча 3встреча
Впереди сзади хорошо медленно решительно быстро усиленно неожиданно смело навстречу бесстрашно вперёд Опять снаружи бодро вниз быстро далеко пристально давно жутко неподвижно медленно грузно навсегда Достаточно здесь опять теперь медленно быстро вслед

Лингвистическая задача. Найдите наречие, которое повторяется во всех главах и вставьте его в предложения, объясните, что оно может означать?

  1. Он вышел из-за ствола дерева и (…), решительно направился к нему по тропе . (Медленно = осторожно).
  2. Не допустив до себя охотника шагов на двадцать, Ван (…) и грузно сошёл с тропы. (Медленно = спокойно, с ленцой).
  3. Чувствуя нестерпимую жгучую боль в груди, Ван опустил свою голову и (…) пошёл в гору. (Медленно = еле-еле, обречённо, безразлично).

Замените слово медленно синонимами. Изменится ли смысл предложений или нет? Сделайте вывод. (Чтобы правильно подобрать в предложение наречие, надо знать, что было описано в начале повествования и что будет потом).

Третий экипаж. Пилот.

Можно ли согласиться с высказыванием Паустовского К.Г.? «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Учитель. Впереди у нас третья встреча охотника Тун-Ли и Великого Вана. Почему она состоялась? Какова причина этой встречи? Обратимся к гл.32, стр.93. (Подруга Вана была «связана как жалкий телёнок»… Ван пришёл в ярость и «не заметил приближения человека, успевшего пустить в него меткую пулю»).
Как ведут себя Ван и Тун-Ли? (Старый зверолов стал на колени и просил Вана «исполнить волю Великого Горного Духа». Тигр поражён и озадачен. «Появление Великого старика подействовало на него, как удар молнии с безоблачного неба», «… он опустил свою голову и медленно пошёл в гору»).

Чем заканчивается повесть? «Великая смерть коснулась Вана своим белым крылом». Тун-Ли всю ночь оставался у тела Великого Вана, «только когда первые лучи восходящего солнца озолотили гранитную вершину Татудинзы, он спустился с горы и исчез в дебрях тёмного Шухая. Безмолвие пустыни царило вокруг, но вот, где-то далеко-далеко, прозвучал колокол».

Финиш. Почему так заканчивается третья встреча и повесть «Великий Ван»? (Звон колокола – это символ, который вначале является символом предостережения, а в конце – символом утраты). Какой композиционный приём использует автор и как он связан с идеей повести? ( Приём – кольцевой композиции, идея – всё возвращается «на круги своя»). Почему автор использует два уровня восприятия? (Тигр – автор. Автор – разумное существо, человек. Тигр – животное. Кольцевой композиционный приём подчёркивает равенство человека и животного: тигр – звероловы – это гармония, тигр – «новые люди» - это разрушение, потому что человек нарушил гармонию в природе).

Что станет с текстом, если изъять из него наречия? Зачем они нужны? (Конкретизируют действия или признак, указывают на пространство и место, могут быть средством связи предложений в тексте. Иногда замена синонимом не возможна, т. к. меняется смысл написанного).

Подведение итогов ралли.

Учитель. Обращение к эпиграфам.

Вывод. «Новый человек», пришедший в тайгу, победил природу. Но как? Погубив её.

Мир природы и мир человека – это экология природы и души. Повесть начинается рождением новой жизни, а заканчивается смертью Великого Вана: там, где появляется человек, разрушается гармония. Природа мстит, а мститель и защитник дикой природы – Великий Ван. Жизнь превращается в смерть, а созидание в разрушение.

О чём мечтает автор повести? Н. Байков мечтает о том, что «настанет время», когда люди задумаются над тем, что они делают с природой и когда снова восторжествует гармония в природе. Вот тогда и «пышно расцветёт прекрасный цветок священного лотоса».

Д.З. Ответить на вопрос: «О чём думал Тун-Ли в «ту долгую ночь» у тела Великого Вана»?

Литература:

  1. Н.А. Байков «Великий Ван». Журнал «Тихоокеанский альманах» «Рубеж» №1(863), 1992. Владивосток Ассоциация «Дальэко», стр. 11-96.
  2. А. Куликов, Л. Куликова «Русский язык вместе с тигром», пособие для учителей. Владивосток 1997, стр. 24-26.