Цель: Воспитание чувства уважения, любви, нежности, чуткости к матери.
Оборудование: доска, письменные принадлежности, выставка работ дочерей и мам, клубок пряжи для игры.
Ход занятия
1. Вводная часть
- Здравствуйте, уважаемые мамы и девочки! Я очень рада видеть вас. Жаль, конечно, что не все мамы смогли сегодня прийти. Что поделать – работа.
Я надеюсь, что сегодняшнее общение доставит всем радость. А чтобы стало уютнее, и вы смогли бы почувствовать себя раскованнее, я предлагаю игру “Клубочек”. Мной не случайно взят именно этот предмет: вязаные вещи подразумевают тепло, уют, заботу. Пусть этот клубочек мягкой пряжи станет для нас сегодня символом домашнего очага. Передавая его по кругу, я предлагаю мамам сказать: “Моя дочь, какая она”, а дочерям - “Моя мама, какая она”. (Игра)
- Спасибо. Вы столько приятных слов сказали в адрес друг друга!
2. Основная часть
1) Диалог
- Как вы думаете, почему я пригласила сегодня только мам и дочерей, а мальчиков – нет?
- Дочь – это продолжение мамы. Ей самой в будущем предстоит стать матерью. Тема нашего занятия: “Дочки – матери”.
- Первое слово, которое произносит человек, - "мама". Давайте продолжим: Мама – это… (Методика свитка)
- Позвольте мне зачитать вслух ваши высказывания. (Чтение высказываний)
- Девочки, часто ли вы обращаетесь к маме за помощью, за советом? О чём ваши просьбы?
- Что советуют мамы?
- Мамы, а как реагируют дочки на ваши советы?
- Спорите ли вы друг с другом? По каким вопросам спорите?
- А кто чаще оказывается прав? Почему?
- А кто обычно уступает?
- Девочки, случалось ли так, что вы ослушались маму, а потом приходилось сожалеть о своём поступке?
- А что скажут мамы?
- Какой вывод вы сделали для себя?
- Важно ли взаимопонимание между вами? Почему?
- Каждый ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом мама. Но всегда ли мы в детском возрасте понимаем, какой ценой оплачены наш покой, достаток, счастье? Девочки, скажите, чем, по вашему мнению, жертвуют мамы ради вас?
Записи на доске: свободное время, новые вещи (даже дорогие вещи), режим дня (рано встают) и т.д.
- Девочки, как выдумаете, мамам это в тягость? А почему?
- Какие чувства возникают у вас по отношению к мамам?
2) Анализ стихотворения
- Самопожертвование, самозабвение – эти старинные слова практически не употребляются в современной разговорной речи. Но как точно они характеризуют материнскую любовь! Обратимся к толковому словарю.
Самозабвение – забвение своих личных интересов ради любви к другим, самопожертвование.
- Способность забыть себя ради своего ребёнка - это настоящий подвиг. И мамы совершают его каждодневно, не задумываясь, и не требуют награды. А всё потому, что очень любят своих детей. Материнская любовь бескорыстна. А дети?
Я хочу прочитать вам стихотворение.
"Сердце Матери".
Д. Кедрин
Дивчину пытает казак у плетня:
- Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!-
Дивчина в ответ, заплетая косу:
- Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт,
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце её на цветном рушнике
Кохане приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: "Не ушибся, сынок?"
- Какие мысли появились у вас, девочки? Выскажите своё мнение об Оксане, о поступке юноши.
- А что вы можете сказать о матери юноши?
3) Беседа и работа по карточкам
- Материнская любовь и забота безгранична. Ласковые мамины руки! Они всегда готовы проявить заботу о своих детях. Что для вас, девочки, значит мамина забота?
- Всегда ли вы готовы её принять?
- А что скажут мамы о заботе дочерей?
- У мамы всегда много дел и так мало свободного времени. Сейчас я предлагаю девочкам задание: попытайтесь оказать мамам помощь. Задание будем выполнять в парах.
Карточки:
1) Как помочь маме вести домашнее хозяйство?
2) Как приучить младшего брата делать “женскую” работу?
3) Какие семейные праздники должны стать традицией и почему?
4) Выставка работ мам и дочерей
- Мама и дочь. А что вы любите делать вместе? Расскажите о представленных вещах.
5) Беседа и выступление девочек
- Мечты мамы… Часто несбывшиеся мечты, мама старается воплотить в своей дочери. Кто может рассказать об этом?
- Я думаю, что сейчас самое время сказать мамам: “Спасибо!” и порадовать их. (Девочки танцуют, поют, читают стихи)
- Спасибо мамам и дочкам за представленные работы, рассказы друг о друге, выступления.
6) Рефлексия.
Обратите внимание на эти строки из популярной песни:
Мамино сердце – хрустальная чаша.
Вечной тревоги, тревоги и ласки полно.
Мамино сердце бьётся всё чаще, чаще…
Как сделать, чтоб никогда не разбилось оно?
- Девочки, почему поэт сравнивает сердце мамы с хрустальной чашей?
(Хрусталь – дорогое стекло, хрупкость, легко расколоть) - бережное отношение к маме.
(Чаша – большой сосуд, значит, много в себя вмещает) – мама - человек широкой души.
- Сердце матери - это самый милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет, который согревает нас всю жизнь. Пока у нас есть мама, мы в любом возрасте остаёмся детьми. Я думаю, что обнять маму - сейчас будет в самый раз! А те дочки, чьи мамы сегодня не смогли прийти, обнимут их при встрече. Всем спасибо! Желаю вам добра и мира в семье!