Как научиться писать школьное эссе по географии

Разделы: География


Эссе как жанр сочинения активно вторгается в жизнь ученика. Эссе предлагается как самостоятельная письменная работа, не только в таких предметах, как литература и русский язык, но и история, география, физика, иностранные языки... Тема школьного эссе по предмету, я думаю, должна быть предложена преподавателем. Писать эссе чрезвычайно полезно, т.к. это развивает навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, учит четко и грамотно формулировать мысли, помогает овладеть научным стилем речи.

Уже в шестом классе я учу учеников писать эссе. Как пример хочу привести эссе “Описание реки”.

На подготовительном этапе я даю ученикам список рек для описания: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ишим, Урал. Ученики могут выбрать и самостоятельно реку для описания, но должны проконсультироваться с учителем. Затем, ученики работают над сбором информации о данной реке (работа с картами, энциклопедиями, Интернет ресурсами).

Поскольку это эссе их первый опыт работы, я даю им инструкцию, которая поможет им структурировать работу.

Инструкция

Напиши академическое эссе “Описание реки”.

I. Обоснование выбора реки для описания (тип речи - рассуждение)

Аспекты:

  • познавательный (я хочу познать новое; я хочу обогатить знания; я знаю, что это интересный географический объект, но я о нем мало знаю);
  • личный опыт (я был на этой реке, читал о ней, видел по телевизору передачу…).

II. Основная часть эссе - аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, в основной части раскрывается главная мысль, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями

Описание реки по плану:

  • по какому материку протекает река;
  • исток реки;
  • направление течения реки;
  • устье реки;
  • влияние рельефа на характер течения реки;
  • притоки реки;
  • режим и питание реки;
  • хозяйственное использование реки

Примечание: Не нужно ставить цифры и отвечать на пункты плана, изложение должно быть логическим, но каждый пункт плана может быть выделен новым абзацем. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения.

III. Заключение

В заключении необходимо выделить главную мысль эссе. Надо найти самую эффективную фразу, мысль, цитату – такую, которой можно было бы .... закончить работу.