Эссе как жанр сочинения активно вторгается в жизнь ученика. Эссе предлагается как самостоятельная письменная работа, не только в таких предметах, как литература и русский язык, но и история, география, физика, иностранные языки... Тема школьного эссе по предмету, я думаю, должна быть предложена преподавателем. Писать эссе чрезвычайно полезно, т.к. это развивает навыки самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей, учит четко и грамотно формулировать мысли, помогает овладеть научным стилем речи.
Уже в шестом классе я учу учеников писать эссе. Как пример хочу привести эссе “Описание реки”.
На подготовительном этапе я даю ученикам список рек для описания: Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Енисей, Обь, Лена, Иртыш, Ишим, Урал. Ученики могут выбрать и самостоятельно реку для описания, но должны проконсультироваться с учителем. Затем, ученики работают над сбором информации о данной реке (работа с картами, энциклопедиями, Интернет ресурсами).
Поскольку это эссе их первый опыт работы, я даю им инструкцию, которая поможет им структурировать работу.
Инструкция
Напиши академическое эссе “Описание реки”.
I. Обоснование выбора реки для описания (тип речи - рассуждение)
Аспекты:
- познавательный (я хочу познать новое; я хочу обогатить знания; я знаю, что это интересный географический объект, но я о нем мало знаю);
- личный опыт (я был на этой реке, читал о ней, видел по телевизору передачу…).
II. Основная часть эссе - аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала, в основной части раскрывается главная мысль, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями
Описание реки по плану:
- по какому материку протекает река;
- исток реки;
- направление течения реки;
- устье реки;
- влияние рельефа на характер течения реки;
- притоки реки;
- режим и питание реки;
- хозяйственное использование реки
Примечание: Не нужно ставить цифры и отвечать на пункты плана, изложение должно быть логическим, но каждый пункт плана может быть выделен новым абзацем. Каждый абзац – предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. Так достигается целостность работы. Не надо забывать о том, что эссе присуще эмоциональность и художественность изложения.
III. Заключение
В заключении необходимо выделить главную мысль эссе. Надо найти самую эффективную фразу, мысль, цитату – такую, которой можно было бы .... закончить работу.