Урок по окружающему миру "Когда жили динозавры"

Разделы: Начальная школа


Урок изучения нового материала.

Цель:

  • Формировать представления о далеком прошлом Земли.
  • Познакомить с удивительными животными прошлого — динозаврами.
  • Узнать, как ученые изучают этих древних животных.
  • Выделить отличительные черты в строении зубов травоядных и хищных животных.
  • Развивать творческое воображение.

Оборудование: слайды, книги, кроссворд, иллюстрации рептилий, игрушки – динозавры, учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звонко прозвенел звонок.

Начинается урок.

II. Актуализация знаний.

Презентация.

- Отгадайте кроссворд. Слайд 1-9

  1. Назови второй день недели.
  2. Сентябрь, октябрь, ноябрь. Это месяцы, какого времени года?
  3. Назови последний летний месяц.
  4. Назови день недели, который идет до субботы.
  5. Какое время года между зимой и летом?
  6. Какое время года сменится весной?
  7. Какой месяц наступит после марта?
  8. Назови первый зимний месяц.

Получается слово “ДИНОЗАВР”.

- Ребята, прочитайте, какое слово получилось? (Динозавр.)

- Кто сформулирует тему нашего урока?

III. Тема и цель урока. (На доске вопросы)

- А что о них вы хотели бы узнать?

  • Кто такие динозавры?
  • Где жили динозавры?
  • Когда жили динозавры?
  • Чем питались?
  • Как они выглядели?
  • Почему исчезли?
  • Почему у динозавров такие трудные названия?
  • Как мы узнали о динозаврах?

- Сегодня мы постараемся заглянуть в тот период жизни земли, когда еще не было первобытного человека, но на суше и в морях существовали странные животные, которых мы называем динозавры?

IV. Новый материал.

Динозавры. слайд 10

- Ребята, а что вы можете рассказать о них? ( выслушиваются ответы детей).

- Так кто же такие динозавры? Слайд 11

12 слайд Были ящеры - великаны, такие как сейсмозавр, длина которого достигала 48 метров, а весом он не менее 100 тонн как 20-25 слонов, существовали и мелкие динозавры, величиной с лошадь, зайца, курицу. Такие как археоптерикс, длина 35 см. - древнейшая птица. 65 млн. лет назад динозавры заселяли все материки.

13 слайд ( карта полушарий.)

И жили они в Мезозойской эре, которая делилась на 3 периода

14 слайд 1) Триасовый период. ( 245 – 208 млн. лет назад) длился этот период 37 млн. лет. В этом периоде появились первые динозавры.

15 слайд 2) На смену этому периоду пришел следующий Юрский период ( 208 – 146 лет) длился 62млн лет. Земля была покрыта обильной растительностью, стала намного богаче.

16 слайд 3)Меловой период. (146 млн. – 65 млн.) длился 81 млн. лет

И в общей сложности динозавры жили на Земле 180 млн. лет. В этот период существовало огромное количество динозавров.

- А чем они питались?

- На какие две группы по типу питания можно разделить всех динозавров? (Хищники и травоядные)

17 слайд

-А как можно различить хищника от травоядного? В этом нам поможет учебник.

V. Работа по учебнику с. 79

Динозавры

- Откройте учебники, рассмотрите рисунки на правой странице в верхней части учебника.

- Определите, какой из динозавров был хищник, а какой питался растениями. Попробуйте доказать.

- А теперь немного пофантазируйте и представьте, что вы ученые, которые ведут раскопки. Вам удалось найти зуб динозавра, который нарисован в учебнике.

- Кому принадлежит этот зуб?

- Для чего хищникам длинные острые зубы? Видеофильм.

Им нужно было схватить, удержать, а потом порвать свою жертву. Они охотились на других динозавров – не смотря на то, что те могли превосходить их по величине. Хищники преследовали травоядных и ждали, когда детеныши или слабое животное отстанет от стада и набрасывались на жертву.

Работа в подгруппах. (Мешочки с игрушками)

- Перед вами игрушки динозавров. Определите, какие из них хищники, а какие травоядные? Докажите.

Рассмотрите правую страницу. Кто знает их названия? (Тираннозавр, брахиозавр.)

- Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них.

Снизу на рисунке вы видите компсогнатов, они были размером с кошку. Компсогнат был хищником, и его боялись многие животные. Объединившись в стаю, эти животные могли представлять угрозу и для более крупного животного, чем они сами. Передвигались компсогнаты на задних лапах, а передние служили для нападения. Основной источник питания для них - это объедки, оставленные более крупными хищниками. Они буквально шли по пятам за крупными хищниками и ждали, когда те расправятся со своей жертвой.

18 слайд Тираннозавр - или ящер – тиран, был самым страшным хищником, его рост 9 метров, а длина 15 метров. Огромные челюсти вооружены сотнями больших, как ножи, зубов. Одним ударом своих зубов тираннозавр легко бы вспорол брюхо слону, а носорога, унес бы в пасти. Бегал тираннозавр на 2 задних ногах, его лапищи отмеривали шаги в 4 метра длинной. Он быстро настигал добычу на своих сильных ногах. Хвост уравновешивал тяжесть его массивной головы. Появление тираннозавра наводило ужас на всех древних обитателей нашей планеты.

19 слайд Брахиозавр- другой великан тех дней. Он чемпион по росту всех гигантов, живших на Земле. Он был вдвое выше жирафа, вытянув шею, мог бы заглянуть в окно 4 этажа. Жили они в реках и озерах, но не плавали, а медленно передвигались по дну. Такой у них был рост, что они переходили вброд любую реку. К этому же ноздри у них были не на конце морды, а высоко на темени. Чтобы глотнуть воздуха, брахиозавру не нужно было поднимать всю голову над водой. На поверхности, словно перископ подводной лодки, появлялось лишь темя – бугор и через ноздри со свистом засасывал воздух.

20 слайд Бронтозавр – в переводе с латинского языка означает “ громовой ящер”. Так назвали ученые самого тяжелого из древних ящеров. Киты тяжелее его, но они живут в море, и там вода помогает им двигаться, поддерживая их на плаву. А на суше бронтозавра ничто не поддерживает, кроме 4 ног, да и они гнулись под его тяжестью. Поэтому бронтозавры на сушу почти не выходили, дни и ночи проводили в воде озер, рек и болот, и ели разные водяные растения. Аппетит у него был отменный. Хвост у бронтозавра очень длинный, но шея длиннее хвоста, на конце шеи малюсенькая головка, а в ней крошечный мозг. Длина этого чудовища – 20 и более метров. Вес около 40 тонн – столько весит 10 слонов.

21 слайд Стегозавр

У стегозавра было большое туловище и маленький мозг. Этот неуклюжий динозавр достигал 7 метров в длину, весил 1,5 тонны. Вдоль спины от головы до хвоста, тянулся двойной ряд больших - до метра высотой треугольных щитов. А на хвосте он носил 4 острых меча – длинные и острые костяные шипы. У него были мелкие зубы и слабые челюстные мышцы, поэтому он жевал мало, однако у него был огромный желудок, в котором пища переваривалась в течение нескольких дней.

- Большую часть дня динозавры были заняты добыванием пищи, особенно травоядные, так как в растительной пище содержится меньше питательных веществ. Хищники охотились на травоядных, убивая их с помощью острых зубов и когтей. Если травоядным не удавалось спастись бегством или у них не было защитного панциря, у них не оставалось ни единого шанса на спасение.

Физминутка.

- Прочитаем ещё раз названия динозавров.

- Почему у них такие трудные названия?

- Когда находят останки очередного неизвестного науке динозавра, у этого древнего ящера еще нет имени. Лишь после изучения находки исследователи дают ей название, если только не обнаружится, что науке это ископаемое уже известно.

- Иногда имя, присваиваемое находке, основывается на особенностях внешнего облика или строения древнего ящера, иногда на предполагаемом образе жизни или поведении. Некоторые динозавры получили свое имя по названию места, где были впервые найдены останки этого вида.

Давайте посмотрим, как образовались некоторые из динозавровых названий.

Ученые давали названия динозаврам на латинском языке. Эти названия можно перевести.

22 слайд. Например, овираптор. Ови—яйца, раптор—вор, этот динозавр питался яйцами других динозавров. У этого динозавра даже не было зубов. Передними лапками он выхватывал несколько яиц из гнезда и бросался наутек, чтобы где – нибудь, в укромном месте съесть свою добычу. Бегал он на двух задних лапах, а
передние были специально приспособлены, чтобы хватать и удерживать крупные яйца.

Аллозавр - “странный ящер”. Этот динозавр был одним из самых прожорливых хищников. Даже у только что родившихся детенышей были острые зубы. Едва вылупившись из яйца, они начинали охотиться за насекомыми.

23 – 24 слайды

- Почему же исчезли динозавры?

25 слайд

- Ученые до сих пор не знают, почему 65 миллионов лет назад исчезли динозавры. Некоторые ученые считают, что с Землей столкнулся огромные метеорит, произошел взрыв, поднялось много пыли, стало холодно, солнце не пробивалось сквозь толстый слой пыли. Сначала исчезла растительность. А если нет растений, значит, нет пищи для травоядных. Чем же питаться хищникам? Исчезают динозавры-хищники. Но есть и другие версии.

Итак, около 65млн. лет назад эти животные исчезли, а откуда люди знают, какими были динозавры, ведь живых динозавров не видел ни один человек?

- Обломки скелетов, исковерканные панцири и раковины – это тот материал, который изучают наши ученые.

26 слайд (Палеонтологи)

Люди, которые занимаются изучением вымерших форм жизни, называются палеонтологами.

- Это часть скелета динозавра.

- А это каньон, где работают палеонтологи.

- Так выглядел гадрозавр, который жил на территории Амурской области.

-Откуда мы можем узнать о жизни динозавров? (книги, телевизор, интернет.)

- Обратите внимание на выставку книг, которую я подготовила для вас. Здесь есть и детские энциклопедии и книги из серии “Хочу все знать”. В этих книгах вы найдете ответы на все вопросы.

VI. Закрепление

А теперь давайте проверим, как вы внимательно сегодня слушали на уроке. Если услышите правильное утверждение, то хлопайте, если неправильное - то топайте.

  • Динозавры жили в прошлом.
  • Во времена динозавров на Земле были люди.
  • Все динозавры были огромными.
  • Животных, которые питаются растениями, называют травоядными.
  • У травоядных динозавров были большие острые зубы.
  • Хищники охотились на травоядных.

- А кто знает, какие животные за много лет мало изменились?

- Динозавры были похожи на семейство животных, которые живут и сегодня. На каких животных были похожи динозавры, вы узнаете, отгадав загадки:

27 - 29 слайд

Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет... (Черепаха)

По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусил. (Крокодил)

Вьется веревка,
А на конце — головка. (Змея)

Она, как змейка,
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет —
Другой наживет. (Ящерица)

- Чем были похожи динозавры на черепаху, крокодила, змею и ящерицу?

Сходства. Динозавры откладывали яйца с твердой скорлупой, как черепахи, крокодилы, змеи и ящерицы. У них была такая же сухая чешуйчатая кожа, как у этих животных сегодня.

Различия. Динозавры ходили не так, как это делают, например, черепахи и крокодилы, которые ползают или ходят вперевалочку, потому что лапы у них растут сбоку. Лапы динозавров росли прямо под брюхом. Многие из них умели стоять на двух лапах.

VII. Работа в тетради

- Откройте рабочие тетради. Вам нужно по точкам нарисовать и раскрасить динозавров. Справа - тираннозавр, слева - стегозавр.

- А знаете ли вы, ребята, что палеонтологи могли определить форму скелета динозавра, а цвет – не могли. Поэтому вы можете раскрасить динозавров по - своему.

VIII. Итог урока.

Слайд 30

- Обратимся ещё раз к вопросам и сделаем выводы.

IX. Рефлексия.

- Что показалось вам интересным?

- О чем хотели бы узнать ещё?

X. Домашнее задание

1. Подготовить рассказ о динозаврах.

На выбор: вылепить динозавра или нарисовать рисунок.

Библиографический список.

  1. Материалы фестиваля "Открытый урок" Кудря Оксана Викторовна Конспект урока "Когда жили динозавры" (по учебнику Плешкова "Мир вокруг нас", программа 1—4)
  2. Материалы фестиваля "Открытый урок" Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по программе А.Плешакова "Мир вокруг нас" Терехова Галина Александровна
  3. Ресурсы интернета.
  4. Агуста Й. Исчезнувший мир. - М.: Наука, 1979.
  5. Егоров А. И. Миллионы лет назад. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1992.
  6. Ламперт Д. Динозавры. - М.: "АСТ - Астрель", 2001.
  7. Мартинсон Г.Г. Что мы знаем о динозаврах? - М.: Просвещение, 1990.