Урок-путешествие на тему "Из истории пожарных машин России"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Познакомить с историей возникновения и развития пожарных машин в России.
  • Корригировать психические процессы.
  • Прививать интерес и любовь к истории России

Материалы и оборудование: выставка книг, краски, ватман, карандаши, карточки со словарными словами “Пожарный”, “Охрана”, компьютер, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент.

Презентация.

II. Вступительное слово педагога. (Слайд 1)

Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую вглубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки.

Ученик 1

Пожар беспощаден: смерть несёт и беду,
Но есть люди такие, что на помощь придут.
И они не боятся ни огня , ни воды,
В дом горящий войдут и спасут от беды!

Ученик 2

По сигналу сирены встают на рассвете,
И рискуют собой в мирный день на планете,
Иногда, даже гибнут, в беспощадном огне,
Чтобы мы жили мирно за них на земле.

Ученик 3

Труд пожарных тяжёлый, уважай и цени,
Он - герой и защитник, он всегда впереди!

1 СТРАНИЦА “ БОРЬБА С ОГНЁМ ВСЕМ МИРОМ”

Говоря о пожарной технике, нельзя не отметить тот факт, что, собственно, до XVII века понятия “пожарная охрана” не существовало. Люди боролись с огнём, как говорится, всем миром . С развитием городов и увеличением ущерба, причинявшимся пожарами, создание службы, которая отвечала бы за их тушение, и конструирование техники, которая эффективно бы помогала в этом стало очевидным фактом . Главной задачей, стоявшей тогда перед конструкторами, была разработка устройства, подававшего воду под давлением. Так появились насосы - главный атрибут пожарных во всем мире.

СЛАЙД № 2

Первые насосы были крайне несовершенны – дальность водяной струи не превышала 6метров, так что пожарным приходилось находиться в непосредственной близости от огня. Кроме того, такие устройства не были предназначены для всасывания воды из природных источников. Поэтому приходилось транспортировать бочку, куда по мере необходимости доливалась вода из ведер. Всё это также требовало больших затрат ручного труда. Так, для обслуживания одной такой установки могло быть задействовано до 50 человек.

Для перевозки бочек и труб, по которым подавалась вода, использовались повозки различной компоновки .

СЛАЙД № 3

Например, на повозке насос размещали между сиденьем извозчика и бочкой.

Использовали конный пожарный экипаж.

СЛАЙД № 4

2 СТРАНИЦА “ ПАРОМОБИЛИ”

Эксплуатация таких транспортных средств была крайне нерациональной – сложность конструкции, вес, который доходил до 5 тонн, а также время, затрачиваемое на подготовку парового насоса, на что иногда требовалось до 20 минут. Первый пожарный паровой автомобиль “Паровой слон” был изготовлен в 1859 году .

СЛАЙД № 5

Автомобиль был построен 10 июня 1904 года на петербургской фирме “Фрезе и К”.Автомобиль имел 9- сильный одноцилиндровый двигатель и был предназначен для транспортировки команды из 10 человек. Интересным является тот факт, что в день получения машина была сразу же использована в тушении на окраине города. Пожарный автомобиль прибыл к месту происшествия на 12 минут скорее, чем конный обоз и доказал свою практичность.

III. Словарная работа: “Пожарный”, “Охрана”.

3 СТРАНИЦА “ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ”

С изобретением автомобиля конструкторы бросили все свои силы на разработку пожарной версии этого транспортного средства. Первые пожарные автомобили начала ХХ века имели внешний облик конных экипажей, однако оснащались уже электродвигателем на аккумуляторных батареях, который служил как для передвижения самой машины, так и для питания насоса. На такие пожарные электромобили устанавливался насос, бочка на несколько сотен литров воды, катушка, на которую наматывалось несколько десятков метров рукавов, лестница и прочий инвентарь.

СЛАЙД № 6

До начала 1910-х годов в автопарке пожарных частей находились преимущественно электро- и паромобили.

IV. Физкультминутка.

4 СТРАНИЦА “ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ”

СЛАЙД № 7

Первый пожарный автомобиль советского времени под названием “Подстволовый” был создан в г. Ленинграде в июле 1926года. Автомобиль мог перевозить 8 пассажиров и на нем располагался насос производительностью 1200 л/мин.

5 СТРАНИЦА “СОВРЕМЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА”

СЛАЙД № 8

Сегодня различная специальная техника поражает воображение своим разнообразием - автонасосы, автоцистерны, насосно-рукавные автомобили, автолестницы и подъемники.

Современный пожарный автомобиль – это настоящее боевое подразделение, готовое немедленно вступить в схватку с огнём.

СЛАЙД № 9

Из “самых-самых” пожарных автомобилей стоит отметить аэродромных “монстров”. Это тяжёлая, мощная и дорогостоящая пожарная техника. В её задачи входит ликвидация пожаров, возникающих в следствие авиакатастроф, лесных пожаров.

V. Закрепление.

  • 1 группа учащихся: предложено дорисовать недостающие части пожарных автомобилей.
  • 2 группа учащихся: предложено дописать пословицы, поговорки:

Спичка невеличка, а огонь от нее ___________ (великан).

Огонь - хороший слуга, да плохой ___________ (хозяин).

Малая искра сжигает _________ (города).

VI. Подведение итогов.

Подведены итоги, названа лучшая работа учащихся.

Ученик 4.

Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.
01 - запомните этот телефон.
В случае пожара пригодится он.
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся.

СЛАЙД№ 10.