Особенности содержания изучаемого материала:
- Материал средней сложности;
- Учебный материал новый;
- Материал носит теоретический и практический характер.
Цель урока:
Сформировать у учащихся представление о компьютерных сетях и научить обжимать провод витая пара коннектором RJ-45.
Задачи урока:
Предметная:
- Ввести новые определения по теме “Компьютерные сети”;
- Создать представление об актуальности использования компьютерных сетей в повседневной жизни;
- Рассмотреть топологии компьютерных сетей;
- Научить учеников обжимать провод витая пара коннектором RJ-45.
Развивающая:
- Способствовать развитию мышления учащихся – научить учеников анализировать, проводить аналогии, сравнивать, приводить примеры, систематизировать;
- Способствовать развитию аккуратности и последовательности в выполнении заданий.
Воспитательная:
- Способствовать развитию нравственных качеств личности, ответственности, дисциплинированности, аккуратности, требовательности к себе, умению работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный урок: лекция, практическое занятие.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (Приложение 1), доска, сетевое оборудование: обжимной инструмент, отрезки провода витая пара, коннекторы, HUB, раздаточный материал (Приложение 2, Приложение 3).
Этапы урока и время:
- Организационный момент (3 мин).
- Домашнее задание (2 мин).
- Изложение нового материала (15 мин).
- Физкультминутка (2 мин).
- Практическая работа (15 мин).
- Подведение итогов урока, выставление оценок за урок (8 мин).
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент (3 мин). | Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока:
“Компьютерные сети”. С этими листочками Вам предстоит работать сегодня в течении урока. Сегодня на уроке нам с Вами предстоит разобраться в самом понятии “Компьютерные сети”, узнать разновидности этих сетей и разобраться в способах соединения компьютеров в сеть. А еще на этом уроке каждый из Вас самостоятельно научится подсоединять коннектор к проводу, получая, таким образом, прямое соединение. |
Здороваются. (Слайд 1)
(Слайд 2) Записывают число на листочках.
|
Домашнее задание (2 мин). | Давайте сразу же запишем домашнее задание: Вы должны знать теорию, изученную на этом уроке (т.е. Ваши записи). Домашнее задание записываем в дневник. |
(Слайд 3) Записывают домашнее задание. |
Изложение нового материала (15 мин). | Может быть кто-нибудь знаком с таким понятием как
“Компьютерная сеть” и сможет нам сформулировать определение? Ваши
предположения, что же это такое “Компьютерная сеть”? Предположительный ответ: Возможно, это объединенные воедино несколько компьютеров. Итак, давайте запишем в наши листочки, что А теперь скажите, скорее всего, Вы знаете, какие два вида
компьютерной сети бывают. Различаются они по охвату территории. Какой самый явный пример глобальной сети Вы можете мне привести? Все вы знаете эту глобальную сеть. (Сеть Интернет.) Таким образом, Интернет – это сеть сетей, то есть сеть, объединяющая в себя мировые сети. А теперь сформулируйте мне, пожалуйста, определение локальной сети. (Сеть, небольшая по масштабам, работающая в пределах одного помещения, здания, предприятия и объединяющая сравнительно небольшое количество компьютеров.) А какие примеры локальной сети Вы можете привести? (Районная сеть, сеть в офисе, школьная сеть.) Самый наглядный пример локальной сети в школе – это локальная сеть в кабинете информатики, где все компьютеры связаны в одну сеть. Теперь в своих листочках впишите вид сети в соответствии с определением. Значит, мы получили, что Глобальная сеть – это объединение компьютеров, расположенных на большом расстоянии, для общего использования мировых информационных ресурсов. А Локальные сети – это сети небольшие по масштабам, работающие в пределах одного помещения, здания, предприятия. Они объединяют относительно небольшое количество компьютеров (до 1000 штук). А теперь самое интересное – топология компьютерной сети. Теперь выходите все вместе на свободное место, сейчас мы с Вами рассмотрим на примерах виды топологий: 1) Кольцевая топология. Теперь рассмотрим другой вид топологии, который называется: 2) Топология “шина”. Передающий компьютер должен сообщить всем остальным о своем намерении передать информацию. 3) Существует еще и третий вид топологии. Сеть продолжает функционировать, а связь прерывается только с этим компьютером. Как Вы думаете, какое название имеет такая топология? На что она похожа на рисунке? (Топология “звезда”) Молодцы! |
Отвечают на вопрос.
(Слайд 4)
(Слайд 5) Записывают определение
(Слайд 6) Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
(Слайд 7) Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос.
(Слайд 8) Вносят информацию в листочки.
(Слайд 9) Выходят на свободное место класса. (Слайд 10) Выполняют предложенные задания и отвечают на вопросы.
(Слайд 11)
(Слайд 12) |
Физкультминутка (2 мин). | Теперь подходите к своим местам, но не садитесь, мы с
Вами вспомним виды топологий, проводя физкультминутку. Вспоминаем
кольцевую топологию и передаем информационные пакеты слева направо,
слева направо. Хорошо, садитесь на свои места. |
(Слайд 13) Подходят к своим рабочим местам, выполняют физкультминутку.
Садятся на места. |
Практическая работа (15 мин). | В своих листочках впишите вид топологии в соответствии
с определением.
Я раздаю Вам следующие листочки, которые Вы также вклеите в свои тетрадки. (Приложение 3) Давайте рассмотрим, при помощи каких проводов объединяются локальные сети.
Сейчас мы с Вами научимся обжимать этот провод коннектором. Необходимое для обжима провода оборудование: отрезок кабеля витая пара, обжимной инструмент, коннектор RJ-45. Теперь я покажу Вам как обжать провод, затем дам Вам обжимной инструмент, и Вы, по очереди, проделаете процесс обжима. Итак, снимаем изоляцию с кабеля примерно на 2–2,5 см. Для этого на обжимном инструменте существует специальное отверстие. После того как мы сняли изоляцию, мы увидит нитку, которую нужно обрезать. Затем расплетите жилы, отсортируйте пары по цвету. Выровняйте жилы кабеля так, как показано на рисунке. Теперь необходимо обрезать цветные провода, оставив примерно 1 см. Теперь возьмите коннектор так, чтобы пластиковый фиксатор смотрел вниз. Аккуратно и до конца вставьте отсортированные и выровненные жилы в коннектор. Конец изоляции должен находиться внутри коннектора и жилы должны упираться в переднюю стенку коннектора. Вставьте коннектор в соответствующее гнездо обжимного инструмента и плавно сомкните его ручки. Итак, Вы создали прямой провод. Такой провод используется для соединения компьютера с HUBом. Вот таким образом мы можем вставить наш провод в HUB.
Теперь я раздаю Вам отрезки провода, на котором Вы также как и я снимаете изоляцию. Обратите внимание, что один конец провода уже обжат, Вы работаете с противоположным концом. Порядок действий, для Вашего удобства, изложен на Вашем листочке, который Вы также вклеиваете в тетрадь. В процессе Вашей работы, я буду подходить, и помогать Вам. После того как Вы сделаете правильный обжим, Вы поднимаете руку. |
(Слайд 14) Вписывают в листочки виды топологий.
(Слайд 15) (Слайд 16) Слушают объяснение. (Слайд 17) (Слайд 18)
(Слайд 19) (Слайд 20) (Слайд 21) (Слайд 22) Смотрят на процесс обжима провода, готовятся выполнять практическое задание самостоятельно. (Слайд 23) (Слайд 24)
(Слайд 25)
(Слайд 27) (Слайд 28) Осматривают полученные провода Анализируют порядок действий при выполнении задания. (Слайд 29) Начинают выполнять задание. |
Подведение итогов урока, выставление оценок за урок (8 мин). | А теперь я задаю Вам вопросы, и при верном ответе, Вы
подключаете свой провод к концентратору:
У кого остались какие-нибудь вопросы по теме урока?
Итак, я вновь напоминаю Вам, что Вы продолжаете готовить свои проекты. Сегодня внимание хочу уделить проекту, связанному с безопасностью. Несомненно, Вы должны помнить о собственной безопасности, о правилах дорожного движения, о своем поведении в общественных местах. Но, немаловажным, в наше время является и такая тема как “Информационная безопасность”. Думаю, Вы не раз слышали, что многие сферы деятельности человека приобретают информационный вид, и, в связи с этим, вопрос информационной безопасности занимает все более важное место в нашей жизни. Вскоре, об этом нам поведают ребята, которые готовят проект именно по этой теме: “Информационная безопасность”. Итак, за урок оценки получили: … Давайте, пожалуйста, свои дневники.
Всем спасибо за урок. Вы хорошо поработали. До свидания. |
(Слайд 30) Отвечают на вопросы, в случае верного ответа подсоединяют свой провод к концентратору.
(Слайд 31)
Если остались вопросы по уроку, то задают (Слайд 32) Слушают информацию о безопасности
Получившие оценки за урок приносят дневник, в который выставляются оценки.
(Слайд 33) Прощаются, уходят. |
Доп. Задание (если остается время). |
|
|
Литература:
- Информатика: 10–11 кл. / Под ред. Н.В.Макаровой. – СПб.: Питер, 2000
- Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10–11 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001. – 464 с.: ил.