Тип урока: изучение нового материала.
Цель: В результате обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.
Задачи:
- Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака.
- Учащиеся должны изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония.
- Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, учебный диалог, работа с учебной и справочной литературой.
Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник.
Оборудование и реактивы: водный раствор аммиака, раствор соляной кислоты, лакмусовая бумага, аммиак (газ), вода с фенолфталеином, пробирки, кристаллизатор, круглодонная колба, резиновая пробка со стеклянной трубкой.
Ход урока
Этапы урока | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
Подготовка к восприятию. | Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп | Фронтальная работа.. Отвечают на вопросы. |
Изучение нового материала. Проблемно-диалогическая технология. |
1. Предлагает сравнить окраску индикатора
лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота.
Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и
наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть? 2. Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?
3. Проводит обсуждение решения проблемного вопроса. Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?
4. Помогает сформулировать проблему: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?
5. Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиак подобно воде? 6. Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?
7. Демонстрирует опыт “Фонтан”, предлагает объяснить, что интересного заметили? |
1. Проводят опыт. Наблюдают разную окраску
лакмуса.
Обсуждают увиденные результаты (говорят, что ожидали увидеть одинаковую среду в растворах).
2. Высказывают предположения. (Должны придти к разному строению
атомов хлора и азота). 3. Рассматривают строение атомов азота и водорода, разбирают схему
образования молекулы аммиака, взаимодействие аммиака с водой и
диссоциацию образовавшегося вещества. (Сильные ученики работают
самостоятельно по плану, средние при необходимости могут воспользоваться
учебником, слабые работают с текстом учебника). 4. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (делают вывод, что атом азота благодаря неподеленной электронной паре может соединяться с протоном, который имеет свободную орбиталь). 5. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (с образованием протона в воде диссоциируют кислоты). Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой. 6. Определяют степень окисления азота в аммиаке; выясняют, что она низшая, значит, аммиак может быть только восстановителем. Составляют уравнения реакций с кислородом, электронный баланс. 7. Обсуждают увиденное, вспоминают физические свойства аммиака. |
Рефлексия. | Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? | – Узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от
аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные
свойства; – механизм образования донорно-акцепторной связи; – выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем. – Тема урока “Аммиак и его свойства” формулируется учащимися в конце урока. |
Домашнее задание | Используя материал учебника и доп. литературу, раскройте взаимосвязь свойств и областей применения аммиака. |
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: В результате обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.
Задачи:
- Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака.
- Учащиеся должны изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония.
- Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, учебный диалог, работа с учебной и справочной литературой.
Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник.
Оборудование и реактивы: водный раствор аммиака, раствор соляной кислоты, лакмусовая бумага, аммиак (газ), вода с фенолфталеином, пробирки, кристаллизатор, круглодонная колба, резиновая пробка со стеклянной трубкой.
Ход урока
Этапы урока | Формы и методы работы учителя | Виды деятельности учащихся |
Подготовка к восприятию. | Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп | Фронтальная работа.. Отвечают на вопросы. |
Изучение нового материала. Проблемно-диалогическая технология. |
1. Предлагает сравнить окраску индикатора
лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота.
Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и
наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть? 2. Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?
3. Проводит обсуждение решения проблемного вопроса. Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?
4. Помогает сформулировать проблему: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?
5. Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиак подобно воде? 6. Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?
7. Демонстрирует опыт “Фонтан”, предлагает объяснить, что интересного заметили? |
1. Проводят опыт. Наблюдают разную окраску
лакмуса.
Обсуждают увиденные результаты (говорят, что ожидали увидеть одинаковую среду в растворах).
2. Высказывают предположения. (Должны придти к разному строению
атомов хлора и азота). 3. Рассматривают строение атомов азота и водорода, разбирают схему
образования молекулы аммиака, взаимодействие аммиака с водой и
диссоциацию образовавшегося вещества. (Сильные ученики работают
самостоятельно по плану, средние при необходимости могут воспользоваться
учебником, слабые работают с текстом учебника). 4. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (делают вывод, что атом азота благодаря неподеленной электронной паре может соединяться с протоном, который имеет свободную орбиталь). 5. Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (с образованием протона в воде диссоциируют кислоты). Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой. 6. Определяют степень окисления азота в аммиаке; выясняют, что она низшая, значит, аммиак может быть только восстановителем. Составляют уравнения реакций с кислородом, электронный баланс. 7. Обсуждают увиденное, вспоминают физические свойства аммиака. |
Рефлексия. | Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока? | – Узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от
аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные
свойства; – механизм образования донорно-акцепторной связи; – выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем. – Тема урока “Аммиак и его свойства” формулируется учащимися в конце урока. |
Домашнее задание | Используя материал учебника и доп. литературу, раскройте взаимосвязь свойств и областей применения аммиака. |