Цели урока.
Образовательные:
- ознакомить учащихся с одним из видов декоративно-прикладного творчества – бисероплетением, его историей;
- познакомить с инструментами, приспособлениями и материалами для плетения;
- дать представление о технике плетения на проволоке.
Развивающие:
- формировать знания умения и навыки бисероплетения;
- развивать сенсорные и моторные навыки.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность;
- прививать интерес к культуре и искусству.
Мотивационная:
- пробудить интерес к бисероплетению.
Межпредметные связи: история, биология, литература, музыка, ИЗО.
Время: два урока по 40 минут.
Структура урока.
1. Организационный момент – 3 мин.
2. Актуализация ранее изученных знаний – 6 мин.
3. Формирование новых знаний умений и навыков – 20 мин.
4. Практическая работа – 40 мин.
5. Закрепление изученного – 5 мин.
6. Подведение итогов занятия – 3 мин.
7. Домашнее задание – 3 мин.
Оборудование: выставка декоративно-прикладного творчества, книжная выставка, инструменты, приспособления и материал для бисеплетения.
Ход урока
I. Организационный момент
- Приветствие.
- Рапорт дежурного.
II. Актуализация ранее изученного
Сообщение темы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов декортивно-прикладного творчества – бисероплетением. Цель нашего урока – изготовить необычный сувенир. Но прежде чем мы начнем учиться плести, ответьте на мои вопросы:
1. Скажите, что это за вид рукоделия - бисероплетение? (Бисероплетение это плетение или низание бисера или бусинок на основу с целью создания украшения.)
2. С какими еще видами декоративно-прикладного искусства вы знакомы? (Вышивка, вязание, аппликация и т.д.).
3. Что такое вышивка? (Вышивка это рисунок, выполненный на ткани при помощи иглы и ниток, путем выполнения различных стежков.)
4. Что такое вязание? (Вязание - это вывязывание из ниток петель при помощи крючка или спиц с целью создания изделия.)
III. Формирование новых знаний умений и навыков
Так что же это за чудо, бисероплетение? Усаживайтесь поудобнее, вас ждет необычная встреча.
Приложение 1 (презентация)
Учитель: Хотя бисероплетение один из старинных видов декоративно-прикладного искусства, он остается таким же модным и сегодня. Ведь овладев несложными приемами, каждый может научиться превращать маленькие бисеринки в самые разнообразные и очень красивые вещи. Посмотрите на выставку изделий. Здесь представлены и картины и поделки, и расшитые бисером вещи.
Популярность бисероплетения заключается в простоте техники выполнения, которая доступна каждому, желающему овладеть ею; примитивности инструмента, доступности материала. Но, пожалуй, самое притягательное в этом виде рукоделий – неограниченные возможности для фантазии.
Какими же качествами должен обладать человек, решивший заняться бисероплетением? Прежде всего, у него должно быть желание, затем – старание и наконец – терпение. И, конечно же, нужно познакомиться с материалами и инструменты, которые применяют в бисероплетении.
Сегодня мы рассмотрим лишь те инструменты, приспособления и материалы, которые пригодятся нам для плетения на проволоке.
Инструменты. Это кусачки и ножницы.
Приспособления. Это салфетка или специальная доска, контейнеры для хранения бисера, тарелочки для работы.
Материалы. Это, прежде всего бисер. Для нашего сувенира лучше всего подойдет шестигранный рубленый бисер разных цветов.
Техника безопасной работы.
Давайте вспомним:
- Проволока имеет острые концы, которые могут поранить.
- Ножницы – острый предмет. Пользоваться ими нужно осторожно.
- Свет должен падать с левой стороны или спереди.
- Во время работы нужно следить за осанкой).
Техника плетения на проволоке.
Различают три основных способа плетения на проволоке. Это параллельное плетение, плетение дугами и петельное плетение.
IV. Практическая работа
Прежде чем мы приступим к практической работе, я предлагаю посмотреть небольшую литературно-музыкальную композицию.
Приложение 3 (презентация)
Слово учителя по ходу презентации.
Что такое осень? (Это одно из времен года.)
Какие эпитеты используют люди, восхищаясь этим временем года? (“Золотая осень”, красавица осень”, “волшебная осень”.)
Знаменитые композиторы посвящают осени музыкальные произведения, известные художники рисуют ее на своих полотнах, а поэты – воспевают в своих стихотворениях.
Давайте вспомним, какие краски “использовала” осень, чтобы раскрасить деревья.
Как вы уже наверно догадались, сегодня мы попробуем сделать осеннее дерево.
Выполнение первой петли.
Плетение всей веточки.
Сборка дерева учителем.
V. Закрепление изученного материала
Вопросы.
- С каким видом декоративно-прикладного искусства мы сегодня познакомились?
- Какие бисерные ремесла существуют?
- Как вы считаете, модно ли сегодня бисероплетение?
- Какие изделия можно сделать, владея этим видом рукоделия?
- Какие качества нужны девушке для занятий любым видом рукоделий?
- Назовите инструменты и приспособления, применяемые для бисероплетения.
VI. Анализ и оценка работы
VII. Домашнее задание. Скажите, а какие осенние праздники вы знаете? (День учителя, День матери, День пожилого человека).
Сделать осеннее дерево в подарок.