Цели.
Воспитательный аспект:
- создать условия для осмысления понятия альтруизма в рамках комплексно-тематического периода “Служение обществу”.
Дидактический аспект:
Знать:
- алгоритм нахождения координаты точки;
- определение масштаба;
- алгоритм решения алгебраических задач.
Уметь:
- находить координаты на координатной плоскости; находить расстояние на карте с использованием знаний по теме “Масштаб”;
- решать алгебраические задачи.
Развивающий аспект:
- развивать умение анализировать и доказывать;
- развивать умение работать в группах и индивидуально.
Оборудование:
1) карточки с заданиями;
2) географические карты;
3) телевизор и видеомагнитофон для просмотра фильма;
4) фильм “Титаник”.
План
Этап I. Подготовительный
УВМ 1. (Учебно-воспитательный момент)
Задача: организовать осмысление субъектного опыта учащихся: как понимается термин “альтруизм” каждым из учеников.
МО (метод обучения): самостоятельная работа.
ФОПД (Форма организации познавательной деятельности) – фронтальная.
СУМ (содержание учебного материала): на отдельных листах написать понимание “альтруизма”, а затем по окончании урока сверить свои записи с полученным пониманием этого понятия во время урока.
Результат: каждый ученик записывает на листе собственное понимание “альтруизма”.
УВМ 2.
Задача: совершенствовать умения находить координаты точек на координатной плоскости.
МО: самостоятельная работа, эвристическая.
СУМ (содержание учебного материала): с помощью точек координатной плоскости, на которой обозначены буквы, расшифруйте слово. Вы узнаете название крупнейшего пассажирского судна, начала XX века. (Приложение 1)
ФОПД: индивидуальная.
Результат: выявленное умение каждого ученика применять алгоритм нахождения координаты на плоскости.
УВМ 2.
Задача: познакомить учащихся с исторической справкой о “Титанике”, как крупнейшем пассажирским судном начала ХХ века.
МО: беседа.
ФОПД: фронтальная.
СУМ: “Титаник” крупнейшее пассажирское судно начала ХХ века (Великобритания). Построено в 1911 году. Водоизмещение свыше 46300 т, длина около 269 м, ширина 28,2 м, скорость 25 узлов. Во время плавания из города Саутхемптон (Великобритания) в Нью-Йорк (США) в апреле 1912 года затонул, столкнувшись с айсбергом. Число погибших от 1400 до 1517 чел. (всего на борту около 2200 чел.). Гибель “Титаника одна из величайших морских катастроф ХХ века.
Результат: знание учащихся о крупнейшем судне начала ХХ века.
Этап II. Основной
УВМ 1.
Задача: решить задание на нахождение расстояния на карте с применением знаний по теме “Масштаб”.
МО: наглядный, эвристический.
ФОПД: групповая.
СУМ: задание № 2 (приложение с заданиями).
Результат: выявленное умение находить местоположение точки на географической карте и расстояние между точками.
УВМ 2.
Задача.
1) Познакомить с фактами из истории гибели “Титаника”.
2) Вызвать эмоциональный отклик учащихся на описываемые события.
МО: наглядно-иллюстративный, беседа.
ФОПД: фронтальный.
СУМ:
1) Охарактеризуйте поведение стюартов, музыкантов и главных героев фильма “Титаник” в момент смертельной опасности.
2) Приложение (историческая справка).
3) Вопросы:
- Что двигало людьми в данных ситуациях?
- Бескорыстно ли они действовали при совершении данных поступков или они совершали эти поступки в своих интересах?
- Из приведённых фрагментов, какие поступки были бескорыстными, а какие совершены в корыстных целях?
- Как вы думаете, что движет людьми для совершения таких поступков?
- Приведите примеры из своей жизни или из жизни литературных героев, которые совершают свои поступки на пользу другим, не считаясь со своими интересами?
Результат: положительная реакция учеников на проявление альтруистического поведения персонажей в книге и фильме.
УВМ 3.
Задача.
1) Закрепить алгоритм решения алгебраических задач;
2) Организовать обсуждение причин большого количества жертв при кораблекрушении.
МО: самостоятельная работа, фронтальное обсуждение.
ФОПД: индивидуальная.
СУМ:
1) приложение: задача № 3.
2) Вопросы:
- Почему при кораблекрушении оказалось столько жертв?
- Можно ли было этого избежать и как?
Результат: выявленное умение каждого ученика решать алгебраические задачи.
Этап III. Заключительный
УВМ 1.
Задача. Сравнить первичное понимание термина “альтруизм”, с полученным в ходе урока. Выявить приращение субъективного опыта.
МО: самостоятельная работа.
ФОПД: индивидуальная.
СУМ:
1) на обратной стороне отдельных листов написать понимание “альтруизма” и сверить свои записи пониманием этого понятия вначале урока.
2) Вопросы:
- Что узнали сегодня на уроке?
- Что повторили? Какие знания применяли в решении упражнений?
Результат: каждый ученик сравнивает на листе собственное понимание “альтруизма” на разных этапах урока.
Приложение
Из книги Клайва Касслера “поднять “Титаник””.
Воспоминания очевидца.
Прошло 3 дня, как “Титаник” отплыл от берегов Великобритании. Было воскресенье, поздний вечер. В Нью-Йорк корабль прибывал рано утром в среду, следовательно, оставалось более 50 часов. Вдруг возникло какое то мелкое подрагивание койки, сопровождаемое скрежетом, доносившимся из нижних отсеков. Двигатели встали! Он взглянул на часы в переходе, стрелки показывали 11:51. На вопрос “Что случилось?”, стюард ответил: “Вероятно, встали для небольшого ремонта. Все таки первый рейс. Сейчас идет окончательная доводка всех механизмов. Вы же знаете, лайнеры такого класса не тонут”. Пассажир вышел на палубу. Дыхание перехватило, словно в легкие вонзились тысячи игл. 30-ти градусный мороз буквально сковал его. Вокруг стояла тишина. Через некоторое время всех охватил ужас. Только стюарды позволяли себе улыбаться и переговариваться, раздавая пассажирам жилеты.
Выпускаемые в небо сигнальные ракеты выглядели жалко на фоне темноты, их мерцающий свет видели одни только моряки, да пассажиры “Титаника”. Он освещал людей, суетливо прощающихся друг с другом, неестественное выражение надежды в глазах мужчин, усаживающих женщин и детей в спасательные шлюпки. Впечатление нереальности происходящего стало еще сильнее, когда на палубе в белоснежных спасательных жилетах с инструментами в руках появились восемь музыкантов корабельного оркестра. Они начали играть “Александер’з Регтайм Бэнд ” Ирвинга Берлина.
В памяти выживших навсегда останутся предсмертные вопли и причитания сотен несчастных, кому суждено было погибнуть. (Температура воды была на 4° ниже точки замерзания, а выжившим пришлось 4 часа вести борьбу с убийственным холодом в ожидании помощи). А какими восторженными криками был встречен корабль “Карпатия”, пришедший на место трагедии чтобы подобрать тонущих.
Карточка с заданиями.
№1
Расшифруйте слово:
(2;0) (0;1) (2;0) (0;4) (-3;0) (0;1) (1;1)
№2
а) На карте найдите место, где затонул “Титаник”, если известны следующие данные:
“В 1985 году совместная американо-французская экспедиция обнаружила затонувшее судно приблизительно в 650 км к Юго-Востоку от о.Ньюфаундленд. (с.ш. 41°46', з.д. 50°14')”
б) Определите расстояние, проделанное “Титаником” до места столкновения с айсбергом.
№.3
Первая часть пути “Титаником” была пройдена благополучно. Выйдя из порта Саутгемптон (Англия) первую остановку корабль сделал в порту Шербур (Франция). Какому расстоянию на карте соответствует пройденный участок пути: а) если масштаб карты равен 1:5000000; б) 1:100000. (Запишите именованный мастштаб карты: а), б).
№5
На борту “Титаника” находилось 20 спасательных лодок. Часть из них могли разместить 60 человек, а часть – 75 человек. Всего в этих лодках смогли бы разместиться 1290 человек. Сколько 60 местных и сколько 75 местных лодок было на борту “Титаника”?
№6*
На графике схематично изображено движение “Титаника”. Что можно узнать по данному графику?