Цели:
- через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об имени существительном;
- учить работать с толковым словарем С.И. Ожегова;
- прививать любовь к литературе
Оборудование: презентация, портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; отрывки из музыкальных произведений; высказывание А.С. Пушкина: “Что за прелесть, эти сказки!”, слова для составления схемы.
Урок проводится с использованием интерактивной доски. По ходу занятия идет переход из презентации на интерактивную доску с одновременным использованием традиционной доски.
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит шум прибоя) (слайд №1. Презентация)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
- Кому принадлежат эти строки?
- Из какого произведения эти слова?
- Дайте полное название произведения
(Слайд №2) (А.С.Пушкин, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”, выставляется портрет)
(Звучит музыка Г. Свиридова)
- У каждого возраста свой Пушкин. Ваш Пушкин – сказочник.
Ваш милый образ снится мне, (слайд №3)
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.
- Цель нашего урока - повторить имя существительное и этот повтор мы успешно осуществим через сказки. Сегодня мы все члены команды корабля и мы отправляемся в морское путешествие. (На доске изображение парусника)
- Что нужно для того, чтобы наш парусник начал путешествие.
- Правильно, ветер. Давайте назовём наш корабль “Ветер”. (На изображении корабля написать слово “Ветер”)
2. Минутка чистописания
(На интерактивной доске слайд №4)
С помощью буквы В и соединений мы изобразим морские волны.
- Дайте характеристику букве В.
Вв Вв Вв ве во ву
Вет…р по морю гуляет и к…раблик подгоняет.
- Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.
- Найдите грамматическую основу.
- Чем выражено подлежащее?
- Что такое имя существительное?
3. Тема урока
(Учащиеся рассказывают все, что знают об имени существительном, на обычной доске выстраивается схема)
Имя существительное | |
Отвечает на вопросы | Кто? Что? |
Обозначает | Предмет, явления природы, события |
Бывает | Одушевленным, неодушевленным Собственным и нарицательным Мужского, женского и среднего рода |
У. Вот мы и прибыли в волшебную страну, название которой вы узнаете, разгадав ребус. (Слайд 5–6)
- А что такое Лукоморье? Давайте заглянем в словарь Ожегова?
(Один из учеников раскрывает словарь С.И. Ожегова и читает толкование слова)
- Где встречается это название у Пушкина? (В поэме “Руслан и Людмила”)
У. Перед вами известный отрывок из этой поэмы Подчеркните все имена существительные: (работа с интерактивной доской, учащиеся называют имена существительные, определяют род и число, вытягивают из строк и группируют)
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
- Определите род и число имен существительных.
М.р. | Ж.р. | С.р. |
Дуб Днем Кот |
Цепь Ночью Песнь Сказка |
Лукоморье |
- Ребята, мы с вами путешествуем, а чтобы путешествовать, мы должны быть смелыми, ловкими, дружными. Ведь с хорошими друзьями и хорошей песней путь покажется коротким и легким.
4. Физминутка. (Слайд №7)
5. Разбор слова по составу.
- В нашей сказочной стране есть и другие чудеса. (Слайд №8)
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Кто-то (белка) там живет ручная,
Да затейница, какая!
Кто-то (белка) песенки поет
Да орешки все грызет.
- Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили?
- Белка – что вы можете сказать об этом слове? Подберите однокоренные слова.
(Слайд №9, работа с интерактивной доской)
У.
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву ...
- Найдите однокоренные слова, разберите по составу.
6. Творческая работа. (Работа с интерактивной доской, слайд №10, №11, перетягивая строки, учащиеся восстанавливают текст)
Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?
- Злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.
Под косой луна блестит,
Смотрят - что ж?
А во лбу звезда горит.
Под косой луна блестит.
Д. Смотрят - что ж?
Княгиня - диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.
- Назовите многозначные слова. (Слайд №12)
- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (Слайд №13, №14)
(А.С.Пушкин написал 7 сказок)
8. Итог урока (слайд №15)
Вот и заканчивается наше путешествие. Целью было повторить имя существительное.
Нам в этом помогли? (Сказки А.С. Пушкина) (слайд №16)
Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина.
Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.
Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни и каждый раз поэт восклицал: “Что за прелесть, эти сказки!” Любил, потому что верил в чудо.
А вы верите в чудо?