Мультимедийный урок в 3-м классе "Имя существительное. Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • через сказки А.С. Пушкина закрепить знания об имени существительном;
  • учить работать с толковым словарем С.И. Ожегова;
  • прививать любовь к литературе

Оборудование: презентация, портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; отрывки из музыкальных произведений; высказывание А.С. Пушкина: “Что за прелесть, эти сказки!”, слова для составления схемы.

Урок проводится с использованием интерактивной доски. По ходу занятия идет переход из презентации на интерактивную доску с одновременным использованием традиционной доски.

Ход урока

1. Организационный момент

(Звучит шум прибоя) (слайд №1. Презентация)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

- Кому принадлежат эти строки?

- Из какого произведения эти слова?

- Дайте полное название произведения

(Слайд №2) (А.С.Пушкин, “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди”, выставляется портрет)

(Звучит музыка Г. Свиридова)

- У каждого возраста свой Пушкин. Ваш Пушкин – сказочник.

Ваш милый образ снится мне, (слайд №3)
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.

- Цель нашего урока - повторить имя существительное и этот повтор мы успешно осуществим через сказки. Сегодня мы все члены команды корабля и мы отправляемся в морское путешествие. (На доске изображение парусника)

- Что нужно для того, чтобы наш парусник начал путешествие.

- Правильно, ветер. Давайте назовём наш корабль “Ветер”. (На изображении корабля написать слово “Ветер”)

2. Минутка чистописания

(На интерактивной доске слайд №4)

С помощью буквы В и соединений мы изобразим морские волны.

- Дайте характеристику букве В.

Вв Вв Вв ве во ву

Вет…р по морю гуляет и к…раблик подгоняет.

- Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их написание.

- Найдите грамматическую основу.

- Чем выражено подлежащее?

- Что такое имя существительное?

3. Тема урока

(Учащиеся рассказывают все, что знают об имени существительном, на обычной доске выстраивается схема)

Имя существительное
Отвечает на вопросы Кто?
Что?
Обозначает Предмет, явления природы, события
Бывает Одушевленным, неодушевленным
Собственным и нарицательным
Мужского, женского и среднего рода

У. Вот мы и прибыли в волшебную страну, название которой вы узнаете, разгадав ребус. (Слайд 5–6)

- А что такое Лукоморье? Давайте заглянем в словарь Ожегова?

(Один из учеников раскрывает словарь С.И. Ожегова и читает толкование слова)

- Где встречается это название у Пушкина? (В поэме “Руслан и Людмила”)

У. Перед вами известный отрывок из этой поэмы Подчеркните все имена существительные: (работа с интерактивной доской, учащиеся называют имена существительные, определяют род и число, вытягивают из строк и группируют)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.

- Определите род и число имен существительных.

М.р. Ж.р. С.р.
Дуб

Днем

Кот

Цепь

Ночью

Песнь

Сказка

Лукоморье

- Ребята, мы с вами путешествуем, а чтобы путешествовать, мы должны быть смелыми, ловкими, дружными. Ведь с хорошими друзьями и хорошей песней путь покажется коротким и легким.

4. Физминутка. (Слайд №7)

5. Разбор слова по составу.

- В нашей сказочной стране есть и другие чудеса. (Слайд №8)

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Кто-то (белка) там живет ручная,
Да затейница, какая!
Кто-то (белка) песенки поет
Да орешки все грызет.

- Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили?

- Белка – что вы можете сказать об этом слове? Подберите однокоренные слова.

(Слайд №9, работа с интерактивной доской)

У.

Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву ...

- Найдите однокоренные слова, разберите по составу.

6. Творческая работа. (Работа с интерактивной доской, слайд №10, №11, перетягивая строки, учащиеся восстанавливают текст)

Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?

- Злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

Под косой луна блестит,
Смотрят - что ж?
А во лбу звезда горит.
Под косой луна блестит.

Д. Смотрят - что ж?

Княгиня - диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.

- Назовите многозначные слова. (Слайд №12)

- Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (Слайд №13, №14)

(А.С.Пушкин написал 7 сказок)

8. Итог урока (слайд №15)

Вот и заканчивается наше путешествие. Целью было повторить имя существительное.

Нам в этом помогли? (Сказки А.С. Пушкина) (слайд №16)

Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес.

Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни и каждый раз поэт восклицал: “Что за прелесть, эти сказки!” Любил, потому что верил в чудо.

А вы верите в чудо?

Музыкальные приложения: 1, 2, 3