Урок окружающего мира "Наш край". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:
  • Познакомить с географическим положением нашего края, этимологией названия Бежаницы, обобщить знания учащихся о растениях и животных лесной полосы.
  • Развивать речь, логическое мышление.
  • Воспитывать любовь к Родине через любовь к родной природе, гордость за свой край.

Ход урока

I. Сообщение темы урока. Организационный момент.

Для того, чтобы понять о чём мы будем говорить сегодня на уроке вы должны будете расшифровать записи на карточках. (Приложение. Слайд 2)

Зашифрованные названия записаны буквами древнеславянского алфавита. Используя такие знаки, писали наши предки. Такие буквы увидели археологи, которые нашли берестяные грамоты на раскопках древнего Пскова.

В этом алфавите современной букве “ А” соответствует древнеславянская “АЗ”. “Буки” – означает “Б”. Под каждым знаком вы увидите как называется буква. Соотнесите их с современными буквами и прочитайте слова, которые получились. (Слайд 3)

Бежаницы, Псков, Россия.

Подумайте, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (Слайд 4)

О чудесном нашем крае
Будет разговор.
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.

Что бы вам хотелось узнать о нашем крае?
О чём бы вы хотели поговорить?

II. Географическое положение нашего края.

Давайте точнее определим, что же мы называем нашим краем. (Слайд 5)
– Как называется страна в которой мы с вами живем?
– Назовите столицу нашей Родины?
Посмотрите на карту России.
– Что вы можете сказать о размерах нашей страны?
Покажите Москву.
– Где находится Псковская область?
– Главный город Псковской области?
Давайте поближе рассмотрим Псковскую область. (Слайд 6)
– Что может рассказать карта о нашей области?
Найдите Бежаницы. Этот посёлок является центром Бежаницкого района.
– Где расположен Бежаницкий район?
Рассмотрим его подробнее. (Слайд 7)

III. Растения и животные нашего края.

На территории нашего района находится удивительное по своей красоте место – Кудеверский живописный ландшафт, который относится к охраняемым природным объектам Псковской области. Я приготовила для вас несколько фотографий этого удивительного места. Внимательно посмотрите на них и отметьте растения и животных, которых вы знаете.
Растения подчеркните на листочках, животных отметьте на рыбках. (Слайд 8–25)
Давайте проверим какая группа лучше справилась с заданием.

У меня на столе карточки с названием растений и животных. Названия тех растений, которые вы встретили на слайдах нужно прикрепить к листочку на доске. Животных разместим на рыбке. Выполнять задание будут поочерёдно ученики из каждой группы.

– Какие карточки остались неиспользованными?
– Что можно сказать обо всех этих растениях?
– Какое среди них лишнее?
– Почему?
– Каких животных ещё можно встретить у нас в лесу?
– Ничего не показалось странным на слайдах?
– Какое животное не обитает в нашем лесу?

IV. Физкультминутка.

По родному краю дружно мы шагаем.
Справа от нас – зелёный луг.
Слева находится лес.
В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок.
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух.

V. Переходим к следующему этапу нашей работы.

1. Чтобы определить о чём пойдёт речь – соберите пазл. (Конверт с кусочками пазла на столах.)
– Что у вас получилось?

2. Герб Бежаниц. (Слайд 26)
Лось – животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство. Холмы, по которым идет лось, показывают Бежаницкую возвышенность, как самое высокое место в Псковской области. Зеленый цвет дополняет символику природы района, а также этот цвет символизирует изобилие, жизнь и возрожденье. Черный цвет в геральдике символ мудрости, скромности, честности и вечности бытия. Серебро символизирует чистоту, благородство,
совершенство, мир.

3. Ни кто из вас не задумывался , почему наш посёлок получил такое название?
У вас на столах лежат мыслительные листы. Запишите свои предположения на эту тему, пусть даже самые фантастические.
На эту работу я даю вам 3 минуты.

4. Отправляемся на рыбалку. Но вместо рыбы вашим уловом будут мысли ваших одноклассников. Посмотрите на работы соседей и совместно выберите предположение, которое вы считаете самым вероятным.
Пусть лидер вашей группы назовет это предположение.

5. У учёных существует несколько версий на этот счёт. Я предлагаю вам познакомиться с версией высказанной П.В. Солодовым в книге “Бежаницы”.

6. Текст, содержащий ответ читаем с карандашом.
Если материал знаком ставите рядом ٧
Если новое
Не совсем понимаете

Давайте сравним ваши предположения и мнение Солодова. Версия чьей группы была ближе к истине?

7. История развития п. Бежаницы.

Первый всплеск расцвета Бежаниц приходится на конец XIV начало XVII веков, когда усилились деловые связи между Псковом и Великими Луками. Через Бежаницы пролег торговый тракт, а сами они определились как транзитный пункт. Вскоре и Москва обратила сюда свой взор, и пошли через селение обозы с зерном, льноволокном, предназначенные для заграницы. Появились постоялые дворы, хлебные и льняные склады. Притягательным местом сделалось селение и для деловых людей – ремесленников, купцов, скупщиков сырья. Тогда же здесь побывал и сам Петр I, следовавший за войсками на Полтавскую битву. В память о своем визите в имении Богдановском самодержец собственноручно посадил молодой дубок. Дерево долго сохранялось потомками, как драгоценная реликвия, и лишь в 60-е годы XX столетия, не выдержав соседства со складом удобрений и сушилкой, оно стало усыхать и вскоре рухнуло, как былинный богатырь на поле брани.

В середине XVIII века Бежаницы превратились в ям, иными словами, в почтовую станцию. Отсюда казенные лошади, управляемые ямщиками, развозили царских чиновников, богатых любителей путешествий, подгулявших купцов в сторону Порхова, Великих Лук. Проезжал по этим местам и знаменитый Дюма-отец, когда предпринял вояж в Россию вслед за русской красавицей Нарышкиной, вскружившей голову пылкому французу. В своих записях пометил, что останавливался на ночлег в Бежаницах, но посреди ночи он, заеденный клопами, вынужден был их покинуть. Очень обидно, что предки-земляки несколько оплошали перед автором “Трех мушкетеров”.

С развитием капиталистических отношений высвобождалось большое количество людей. Чтобы как-то прокормиться, они вынуждены были заниматься кустарными промыслами. В 90-е годы XIX века наблюдается их небывалый взлет. Повсеместно люди плели из прутьев корзины и кошели, делали лукошки, изготавливали деревянную посуду, ладили телеги и сани. В округе имелись свои прекрасные кузнецы, сапожники, катальщики валенок. Строились водяные мельницы. Появились частные лесопильные заводы.

8. В настоящее время это красивый современный поселок, в котором вы живёте. (Слайд 27–30)
И поэтому я предлагаю вам рассказать самим о своём посёлке, а именно об улице на которой вы живёте. (Используем карту –схему Бежаниц)

9. Рассказы учеников о своих улицах.
Вы очень интересно и с любовью рассказываете об улицах на которых живёте. К сожалению мы не сможем выслушать все рассказы. Может быть вы ещё вернётесь к этой теме на внеклассных занятиях.
Я хотела чтобы вы задумались над тем, а что вы можете сделать для того, чтобы ваш поселок стал ещё лучше и жить в нём было бы еще интереснее.

10. Рассказ учителя об улице имени Героя Советского Союза Григория Михайловича Стрепетова. (Слайд 31)

VI. Подведение итогов. Игра “ Верно – неверно”.

Подходит к концу наш урок.
– На какие вопросы ответили?
– Что ещё интересует?

Ответы на некоторые ваши вопросы могут дать вот эти книги. (Выставка книг о Бежаницах, Бежаницком районе).