Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: задания с развёрнутым ответом, сочинение 15.2


Цели урока:

  • обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;
  • развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
  • воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции, уважительного отношения к родной земле, к Родине.

Мотивация: добиться, чтобы учащиеся систематизировали имеющиеся у них знания и при выполнении заданий по этой теме работали осмысленно.

Оборудование урока: текст статьи К.Г. Паустовского, тесты, карточки для работы в группах, рабочие листы, презентация.

Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Приемы:индивидуальная работа, работа в парах, составление кластера и синквейна, словарная работа, творческая работ.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Мотивация.

- В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ГИА.. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2.2. Поэтому наш урок мы посвящаем подготовке к выполнению этого очень непростого задания. Итак, тема урока: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста». (Слайд №1)

- Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? Во-первых, знать основные этапы работы с текстом. Во-вторых, уметь выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.

- Давайте вспомним о структуре ГИА по русскому языку. (Слайд №2)

Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:

  • 1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
  • 2 часть – анализ текста, выполнение тестов;
  • 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.

II. Чтение эпиграфа к уроку. (Слайд №3)

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
–Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Сергей Есенин

Работа с тропами.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

• Сравнение («Русь – поле и небо»), эпитет («малиновое поле»), метафора («озёрная тоска»), антонимы («радость и боль»). Среди стилистических фигур можно отметить оксюморон («люблю до боли»), антонимы («радость и боль»), перифразу («упавшая синь» - небо).

Учитель: Читая стихи Есенина, открываешь для себя чарующую прелесть мира, которую прежде не замечал. Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится прочзвучавшее четверостишие? ( К теме Родины, родной природы.)

Единая разговорная тема нашего урока – это тема Родины, родной природы. Для человека нет милей и дороже места, где он родился и вырос. Любой, даже самый неприметный уголок родного края до боли знаком и дорог, с ним связаны самые лучшие мгновения нашей жизни, мечты, надежды. Родной край, родная земля – понятия очень широкие. Для каждого из нас они обозначают что-то своё, личное.

(Слайд №4) Родина… Какие однокоренные слова вы можете назвать? (Слова постепенно появляются на слайде).

Учитель. Родник – народ… Как родник питает реку, так и народ питает русскую прозу и поэзию. Народный поэт Есенин и народный писатель Паустовский. Оба до боли душевной любили Россию, оба посвящали ей свои лучшие произведения. Автор текста К.Г. ПАУСТОВСКИЙ - певец русской природы, открывший удивительную страну - Мещёрский край. У него можно поучиться умению так владеть русским языком, чтобы выразить свою любовь к родному языку и к РОССИИ.

(Слайд №5) Паустовский мечтал дожить до ста двадцати лет только потому, «что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.

III. Чтение текста.

Задание. Послушайте текст. Выделите ключевые слова, чтобы составить кластер.

В это время звучит музыка и демонстрируются слайды с репродукциями картин И.Шишкина, И. Левитана, В. Поленова и с пейзажами средней полосы России.

(Слайды № 6 - 25) Перед учащимися на столах – тексты. (Приложение 1)

• Историческая справка.

Учитель: А чем интересен городок Спас-Клепики?

Сообщение ученика.

До революции Спас-Клепики являлись просто большим купеческим селом, расположенным в очень удобном для торговли месте - на пути из Рязани в Касимов, Муром и Владимир.

В этом уютном городке с таким добрым и даже ласковым названием - Спас-Клепики находится филиал музея-заповедника С.А. Есенина. Он размещён в белом и строгом здании бывшей учительской школы, где получал образование поэт. (Слайд №26) Бюст его установлен не у музея и не на главной площади, а почти на выезде из города, недалеко от автовокзала. (Слайд №27)

IV. Стадия вызова. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

1. Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? (Рассуждение с элементами описания.)

2. К какому стилю речи относится текст? Докажите правильность ответа. (Это публицистический стиль.)

Сообщение ученика. Публицистический стиль используется в средствах массовой информации. Его цель – воздействовать на общественное мнение. Основные черты стиля – логичность, образность, эмоциональность. Этому стилю присуща общественная значимость тематики.

3. О чем этот текст? (О любви к Родине и о том, из чего она складывается.)

4. Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе.)

5. Какая мысль раскрывается в тексте? (Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.)

6. Какую роль в раскрытии идейного замысла играет предложение №2? (Люди видят знакомые места другими глазами.)

Учитель: У писателя В. Солоухина есть очень хорошие слова. (Слайд № 28)

«А может, и вся – то красота заморских краёв лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа? Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия». (В.Солоухин)

- Подумайте, прав ли он.

Учитель: Как мы называем человека, который с таким чувством говорит о Родине? (Слайд №29).

Словарная работа.

Патриотизм, -а, м Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот – человек, преданный интересам какого-н. дела, горячо любящий что-н.

Учитель. Человек должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) любовь к народу; г) любовь к родной природе. Настоящим патриотом своей Родины был Сергей Есенин. (Слайд №30)

V. Стадия осмысления. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА. (РАБОТА В ГРУППАХ)

Учитель. - На каком приеме построен текст? (На антитезе: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).

Учитывая это противопоставление, составим кластер.

Кластер– это графический систематизатор, который показывает типы связи между объектами или явлениями. В центре листа – ключевое слово. Далее вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые связаны с этой темой.

Учитель. Как нам может помочь этот кластер? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что позволяет более быстро запомнить его).(Слайд № 31)

- Проверьте себя, обменяйтесь мнениями. Что интересного можно увидеть в этих параллелях? (Скромность и красота, небо и земля, жизнь и неподвижность (мрамор), крохотный городок и Париж).

VI. Работа с тестами. (Приложение 2)

Учитель. Задания части А проверяют умение адекватно воспринимать текст. (Слайд №32)

• Обработка тестовых заданий. (Слайд №33)

1) Учитель читает тесты вслух, просит уч-ся проверить и сопоставить результаты. Поставить себе баллы, оценивая каждый правильный ответ 1 баллом.

2) Проверка общей картины умения выполнять тестовые задания.

Критерии оценок: «5» - 7- 6 баллов; «4» - 5 баллов; «3» - 3-4 балла; «2» - 1-2 балла

3) Работа над ошибками, допущенными при решении тестов. Самопроверка

РЕЛАКСАЦИЯ (Слайд №34)

VII. Стадия рефлексии. Творческая работа.

1. Составление синквейна по ключевому слову этого текста.

Требования по составлению синквейна.

Одно существительное.

Два прилагательных.

Три глагола.

Предложение-вывод.

Ключевое слово.

Проверка выполнения. (Слайд № 35)

 2. Повторение.

 Учитель: Что такое рассуждение? Из каких частей оно состоит? Как правильно написать сочинение-рассуждение?

(Слайды № 36-41)

 3. Эскизы будущего сочинения (устно).

Учитель. А сейчас мы поработаем над эскизами будущего сочинения в трёх группах.

- При написании сочинения не забывайте о том, что сочинение должно состоять из трёх смысловых частей:

1) ТОЛКОВАНИЕ ключевой фразы (Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое.);

2) АРГУМЕНТЫ;

3) ВЫВОД.

 - Какие предложения текста могут быть использованы в вашем сочинении как аргументы? Докажите правильность своего выбора.

4. Работа в группах. (Приложение 3)

• Отчёты в группах. Выступления учащихся.

VIII. Слово учителя.

- Я думаю, что текст К.Г. Паустовского помог вам «всмотреться и вслушаться» в красоту русской природы. У нас есть свой огонь, мрамор и своё золото. (Слайды № 42-45)

И не случайно автор вдруг «вспомнил крошечный городок Спас-Клепики». Есенин – символ России, её душа и песня…

IX. Домашнее задание.

Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46)

X. Подведение итогов.

Рефлексия. (Слайд №47) На слайде вы видите эмблемы. Выберите из них ту, которая соответствует вашему настроению.

Презентацию вы можете получить у автора статьи.