Цели урока:
- обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;
- развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
- воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции, уважительного отношения к родной земле, к Родине.
Мотивация: добиться, чтобы учащиеся систематизировали имеющиеся у них знания и при выполнении заданий по этой теме работали осмысленно.
Оборудование урока: текст статьи К.Г. Паустовского, тесты, карточки для работы в группах, рабочие листы, презентация.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Приемы:индивидуальная работа, работа в парах, составление кластера и синквейна, словарная работа, творческая работ.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. Мотивация.
- В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ГИА.. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2.2. Поэтому наш урок мы посвящаем подготовке к выполнению этого очень непростого задания. Итак, тема урока: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста». (Слайд №1)
- Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? Во-первых, знать основные этапы работы с текстом. Во-вторых, уметь выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту.
- Давайте вспомним о структуре ГИА по русскому языку. (Слайд №2)
Работа состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:
- 1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
- 2 часть – анализ текста, выполнение тестов;
- 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста.
II. Чтение эпиграфа к уроку. (Слайд №3)
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
–Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
Сергей Есенин
Работа с тропами.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?
• Сравнение («Русь – поле и небо»), эпитет («малиновое поле»), метафора («озёрная тоска»), антонимы («радость и боль»). Среди стилистических фигур можно отметить оксюморон («люблю до боли»), антонимы («радость и боль»), перифразу («упавшая синь» - небо).
Учитель: Читая стихи Есенина, открываешь для себя чарующую прелесть мира, которую прежде не замечал. Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится прочзвучавшее четверостишие? ( К теме Родины, родной природы.)
Единая разговорная тема нашего урока – это тема Родины, родной природы. Для человека нет милей и дороже места, где он родился и вырос. Любой, даже самый неприметный уголок родного края до боли знаком и дорог, с ним связаны самые лучшие мгновения нашей жизни, мечты, надежды. Родной край, родная земля – понятия очень широкие. Для каждого из нас они обозначают что-то своё, личное.
(Слайд №4) Родина… Какие однокоренные слова вы можете назвать? (Слова постепенно появляются на слайде).
Учитель. Родник – народ… Как родник питает реку, так и народ питает русскую прозу и поэзию. Народный поэт Есенин и народный писатель Паустовский. Оба до боли душевной любили Россию, оба посвящали ей свои лучшие произведения. Автор текста К.Г. ПАУСТОВСКИЙ - певец русской природы, открывший удивительную страну - Мещёрский край. У него можно поучиться умению так владеть русским языком, чтобы выразить свою любовь к родному языку и к РОССИИ.
(Слайд №5) Паустовский мечтал дожить до ста двадцати лет только потому, «что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы». Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык.
III. Чтение текста.
Задание. Послушайте текст. Выделите ключевые слова, чтобы составить кластер.
В это время звучит музыка и демонстрируются слайды с репродукциями картин И.Шишкина, И. Левитана, В. Поленова и с пейзажами средней полосы России.
(Слайды № 6 - 25) Перед учащимися на столах – тексты. (Приложение 1)
• Историческая справка.
Учитель: А чем интересен городок Спас-Клепики?
• Сообщение ученика.
До революции Спас-Клепики являлись просто большим купеческим селом, расположенным в очень удобном для торговли месте - на пути из Рязани в Касимов, Муром и Владимир.
В этом уютном городке с таким добрым и даже ласковым названием - Спас-Клепики находится филиал музея-заповедника С.А. Есенина. Он размещён в белом и строгом здании бывшей учительской школы, где получал образование поэт. (Слайд №26) Бюст его установлен не у музея и не на главной площади, а почти на выезде из города, недалеко от автовокзала. (Слайд №27)
IV. Стадия вызова. МОЗГОВОЙ ШТУРМ.
1. Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? (Рассуждение с элементами описания.)
2. К какому стилю речи относится текст? Докажите правильность ответа. (Это публицистический стиль.)
• Сообщение ученика. Публицистический стиль используется в средствах массовой информации. Его цель – воздействовать на общественное мнение. Основные черты стиля – логичность, образность, эмоциональность. Этому стилю присуща общественная значимость тематики.
3. О чем этот текст? (О любви к Родине и о том, из чего она складывается.)
4. Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе.)
5. Какая мысль раскрывается в тексте? (Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.)
6. Какую роль в раскрытии идейного замысла играет предложение №2? (Люди видят знакомые места другими глазами.)
Учитель: У писателя В. Солоухина есть очень хорошие слова. (Слайд № 28)
«А может, и вся – то красота заморских краёв лишь приближается к тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского пейзажа? Привыкли. Набаловались. Не знаем, чем владеем. Потому и тянет к чёрту на кулички, в так называемую экзотику. А спросите у любого иностранца, он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия». (В.Солоухин)
- Подумайте, прав ли он.
Учитель: Как мы называем человека, который с таким чувством говорит о Родине? (Слайд №29).
• Словарная работа.
Патриотизм, -а, м Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Патриот – человек, преданный интересам какого-н. дела, горячо любящий что-н.
Учитель. Человек должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) любовь к народу; г) любовь к родной природе. Настоящим патриотом своей Родины был Сергей Есенин. (Слайд №30)
V. Стадия осмысления. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА. (РАБОТА В ГРУППАХ)
Учитель. - На каком приеме построен текст? (На антитезе: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Учитывая это противопоставление, составим кластер.
Кластер– это графический систематизатор, который показывает типы связи между объектами или явлениями. В центре листа – ключевое слово. Далее вокруг этого слова запишите слова или предложения, которые связаны с этой темой.
Учитель. Как нам может помочь этот кластер? (Здесь отображены все ключевые слова текста, что позволяет более быстро запомнить его).(Слайд № 31)
- Проверьте себя, обменяйтесь мнениями. Что интересного можно увидеть в этих параллелях? (Скромность и красота, небо и земля, жизнь и неподвижность (мрамор), крохотный городок и Париж).
VI. Работа с тестами. (Приложение 2)
Учитель. Задания части А проверяют умение адекватно воспринимать текст. (Слайд №32)
• Обработка тестовых заданий. (Слайд №33)
1) Учитель читает тесты вслух, просит уч-ся проверить и сопоставить результаты. Поставить себе баллы, оценивая каждый правильный ответ 1 баллом.
2) Проверка общей картины умения выполнять тестовые задания.
Критерии оценок: «5» - 7- 6 баллов; «4» - 5 баллов; «3» - 3-4 балла; «2» - 1-2 балла
3) Работа над ошибками, допущенными при решении тестов. Самопроверка
♫ РЕЛАКСАЦИЯ (Слайд №34)
VII. Стадия рефлексии. Творческая работа.
1. Составление синквейна по ключевому слову этого текста.
Требования по составлению синквейна.
Одно существительное.
Два прилагательных.
Три глагола.
Предложение-вывод.
Ключевое слово.
Проверка выполнения. (Слайд № 35)
2. Повторение.
Учитель: Что такое рассуждение? Из каких частей оно состоит? Как правильно написать сочинение-рассуждение?
(Слайды № 36-41)
3. Эскизы будущего сочинения (устно).
Учитель. А сейчас мы поработаем над эскизами будущего сочинения в трёх группах.
- При написании сочинения не забывайте о том, что сочинение должно состоять из трёх смысловых частей:
1) ТОЛКОВАНИЕ ключевой фразы (Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое.);
2) АРГУМЕНТЫ;
3) ВЫВОД.
- Какие предложения текста могут быть использованы в вашем сочинении как аргументы? Докажите правильность своего выбора.
4. Работа в группах. (Приложение 3)
• Отчёты в группах. Выступления учащихся.
VIII. Слово учителя.
- Я думаю, что текст К.Г. Паустовского помог вам «всмотреться и вслушаться» в красоту русской природы. У нас есть свой огонь, мрамор и своё золото. (Слайды № 42-45)
И не случайно автор вдруг «вспомнил крошечный городок Спас-Клепики». Есенин – символ России, её душа и песня…
IX. Домашнее задание.
Учитель. Дома вы напишите сочинение-рассуждение, используя рабочий материал, алгоритм сочинения-рассуждения и ваши наработки по теме. (Слайд №46)
X. Подведение итогов.
Рефлексия. (Слайд №47) На слайде вы видите эмблемы. Выберите из них ту, которая соответствует вашему настроению.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.