Цель урока. Сформировать знания об особенностях развития Англии и Франции XI–XIII в.
Задачи:
- выявить сходство и различие исторического развития Англии и Франции; формирование понятийного аппарата за счет закрепления предыдущего материала и изучения новых понятий;
- способствовать развитию умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать.
- способствовать воспитанию коммуникативной культуры, толерантного отношения к истории других государств.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Проектор, компьютер, Презентация (Приложение 1), Раздаточный материал (Приложение 2), Образовательный комплекс “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008.
Здравствуйте ребята. (Стук в дверь.) Нам пришла посылка и к ней прилагается письмо. Читает. “Чтобы открыть шкатулку вы должны ответить на вопрос: Что общего в истории Англии и Франции, что их связывает? И разгадать кодовое слово. Для этого вы должны отправиться в далекое и трудное путешествие во времени, в Англию и Францию XI–XIII вв. Выяснить какие преобразования проводили короли Англии и Франции в XIII в., как изменились отношения королей и подданных в Англии и Франции в к XIV в.?
– У каждого из вас на столе есть маршрутный лист нашего путешествия, в котором вы должны будите записывать свои “Путевые заметки”, а также ответ на главный вопрос нашей темы:
Что общего в истории Англии и Франции ? Табличка вывешивается на доску. Слайд 2.
Для этого мы должны узнать: Какие порядки существовали в Англии и Франции в XI в., как изменилось управление государством в Англии и Франции к XIV в. , как изменились отношения королей и подданных ?
Как всегда нам поможет историческая карта
Как выглядит Франция на карте? Слайд3. Показать карту указкой по контуру.
Разделена на части, каждая раскрашена в свой цвет.
Можно территорию Франции сравнить с лоскутным одеяльцем?
Учитель показывает лоскутную салфетку.
Как называется состояние государства, когда его территория разделена на части
Раздробленность.
Назовите признаки раздробленного государства
Называют признаки :
- Разделение территории,
- Свои законы,
- Свой суд,
- Свои налоги,
- Своя армия.
Проверим по слайду. Слайд 4.
Каковы были размеры владений короля по сравнению с другими территориями?
Владения короля были малы.
На остальных территориях Франции хозяевами являлись герцоги, графы, и бароны, и несмотря на то, что они были вассалами короля сами решали, что им делать, с кем воевать. Вассальные отношения оказались настолько запутанными, что трудно было разобраться кто чей вассал.
Вспомните какой принцип вассальных отношений действовал во Франции?
Вассал моего вассала не мой вассал.
Была ли сильной власть короля ? Нет.
А теперь посмотрим, что представляла собой Англия в XI в. Слайд 3. Видим ли мы здесь лоскутное одеяло? Англия однотонная, зеленая, следовательно, нет деления.
Англия не делилась на части, была единой территорией.
Таким образом, мы выяснили, что Франция была раздробленным государством, а в Англии появился признак единого государства.
Подумайте, как будут изменяться признаки феодальной раздробленности в едином государстве?
Можно ли единые законы считать признаком единого централизованного государства ?
Если государство единое, то какой должна быть армия? ….
(Используя анимированный Слайд 4, формулируют признаки единого государства.)
Итак, мы отправляемся в путь на машине времени. Пункт назначения Англия и Франция XIII–XIV вв. Перед нами стоит задача выяснить, как короли укрепляли свою власть, какие преобразования проводили. Все это мы запишем в свои Путевые заметки.
Поскольку нам надо быстрее вернуться, одна группа отправляется в Англию, другая во Францию.
Откройте учебник на странице 189–190 и рабочий лист 2 – зеленого цвета. Выполните задание.
Работа в группах.
Группа Англия: Пометьте буквой А мероприятия английского короля.
Группа Франция: Пометьте буквой Ф мероприятия французского короля.
Проводимые мероприятия | Государство |
Вассальная служба заменена налогом – щитовые деньги | А |
Наемное войско | А+Ф |
Шерифы | А |
Королевский суд | А+Ф |
Запрещены междоусобные войны | Ф |
Королевские монеты | Ф |
Присоединены земли герцогов и графов | Ф |
На работу вам дается 2 минуты.
Итак, что нам удалось узнать о преобразованиях короля Англии ?
(Проверяют по анимированному Слайду 5.)
Отметьте у себя в табличке букву А в нужных клетках.
А какие преобразования провел король Франции ?
Какие преобразования были общими ? Создание наемного войска и королевского суда.
Какую заметку мы уже можем написать в наш маршрутный лист.
Запишите в свободное поле Рабочего листа 1 (желтый лист).
Для чего короли проводили подобные реформы?
Чего они добились?
Дополните путевые заметки в том же поле.
(Слайд 6) Короли Англии и Франции проводили похожие реформы:
- хотели только сами править государством,
- укрепили свою власть над подданными.
Укрепление власти королей.
Физкультминутка – привал. Путь наш еще долог, нужно сделать привал, и отдохнуть ,
Посмотрите вдалеке работают крестьяне. Слайд 6. Как крестьяне рубят дрова?” – движения рук; “Косят траву?” – движения рук и ног; “Сеют зерно?” – движения рук; “Веют зерно?” – движения рук. Отдохнули, отправляемся дальше.
Ответить на вопрос как изменились отношения короля и подданных в Англии и Франции нам поможет интерактивное пособие.
Путевые заметки вы должны записать во второе поле желтого листа.
Во время моего рассказа вы сразу можете делать записи.
(На данном этапе используется презентация из образовательного комплекса “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008. “Короли и подданные”. )
Судьбы Англии и Франции еще теснее переплелись в 1154 г., когда молодой французский герцог Генрих Анжуйский Плантагенет главный противник Французского короля стал наследником нескольких знатных семей, в том числе получил корону короля Англии.
При этом он продолжал оставаться вассалом французского короля. Владения Плантагенетов во Франции вызывали у французских королей зависть и стремление присоединить к своему домену эту территорию.
В начале XIII в. Король Франции Филипп II Август вызвал на суд короля Англии Иоанна, как своего вассала графа Анжуйского, Бретонского герцога Аквитанского и Норманнского. Король Англии не явился на суд. Согласно обычаю – вассал не пришедший на зов сеньора терял свои владения.
В ходе военных столкновений ему не удалось отстоять свои владения во Франции, и его прозвали Иоанном Безземельным.
Ни одна война, которую начинал этот король, не приводила к победе, но налоги росли регулярно, поборы с церкви и городов увеличивались. Весной 1225 г. подданные восстали против своего короля и заставили подписать документ Великая хартия вольностей, ограничивающий власть короля.
(Озвученный отрывок) – ВХВ.
Наследник Иоанна Генрих III также воевал со своими подданными.
В 1264 году бароны, рыцари и горожане разбили королевское войско, и в следующем 1265 году созвали в Лондоне представителей разных сословий – парламент. Первоначально короли были недовольны своими ограничениями, но стечением времени стали использовать парламент для укрепления своей власти
1. Какие отношения существовали между королем Англии и его подданными?
Короли Англии и их подданные боролись друг с другом, но смогли преодолеть разногласия и укрепить государство.
Во Франции события происходили несколько по другому. Король Филипп IV Красивый поссорился с Папой Римским Бонифацием VIII.
Причиной ссоры стало стремление короля заставить духовенство платить налоги. Епископы и монастыри стали жаловаться на действия короля в Рим . Папа Римский собирался отлучить короля от церкви. Но король обратился за помощью к своим подданным. Он собрал представителей сословий. Генеральные штаты которые признали папу еретиком поддержали своего короля. Теперь в случае необходимости король мог обратиться к Генеральным штатам и добиться повиновения от любого сословия или подданного.
I. Какие отношения существовали между королем Франции и его подданными?
Король Франции совместно со своими подданными укреплял государство и королевскую власть.
Путешествуя, мы обнаружили исторические документы, выполните задание на голубом листе и расскажите друг другу о полученной информации
Группа Англия.
Документ. Приглашение от имени английского короля на первое заседание парламента.
“…Мы хотим иметь совещание и рассуждение с графами, баронами и
другими магнатами королевства нашего… Следует также отправить от
каждого графства двух рыцарей и от каждого города двух граждан из
более выдающихся и способных к труду…”
– Кого приглашал король на заседание? (Графов баронов, духовенство,
рыцарей, горожан.)
– По каким правилам отбиралось число представителей? (По 2 человека от
графства и города.)
– Сколько рыцарей присутствовало на заседании, если в Англии было 38
графств? (76)
– Сколько горожан могло присутствовать на заседании, если в Англии насчитывалось
к середине века 349 городов? (698)
Группа Франция.
Документ. Грамота короля Филиппа IV: приглашение на Генеральные штаты.
“Желая обсудить совместно с духовенством, баронами и другими нашими подданными многие вопросы… приказываем общинам городов выбрать по два или по три из лучших и опытных людей. Пусть они прибудут в Париж для совместного рассмотрения, обсуждения и одобрения всего того, что будет постановлено”.
– Представители каких сословий приглашались на заседание Генеральных штатов?
(Духовенство, бароны, горожане.)
– Кто решал вопрос о посланцах от городов (городов насчитывалось не менее
300)? Общины города.
Проверка выполнения. Слайд 9–10.
Что мы узнали изучив документы ?
Мы узнали, как формировались органы власти парламент и Генеральные штаты.
Итак, что общего было в истории Англии и Франции на данном этапе нашего путешествия.
Представители разных сословий собираются для решения важных вопросов жизни страны.
Такой строй называется сословно-представительная монархия.
Попробуйте сами сформулировать определение термина. Сравним со словарем. (Слайд 11)
Сословно-представительная монархия – государство в котором монарх управляет страной опираясь на решения собраний выборных представителей из различных сословий.
Можно ли сказать, что изменения, которые происходили в Англии и Франции были похожими ?
Наше путешествие завершается, мы очень много узнали интересного , но нам осталось подвести итог и обобщив наши путевые заметки ответить на главный вопрос, что же все таки объединяет Англию и Франции.
Вывод: В Англии и Франции преодолевалась феодальная раздробленность, укрепилась власть короля, сложились сословно-представительные монархии. ИЛИ В Англии и Франции возникли собрания представителей сословий, парламент и Генеральные штаты, которые помогали королям усиливать свой власть.
Молодцы ! Возвращаемся. Осталось разгадать кодовое слово.
Решив необычный тест, впишите правильные ответы в клеточки. Задание на разовом листе (Рабочий лист № 4).
Давайте проверим.
Проверяют по анимированному слайду. Слайд 13.
Слово: ЗНАНИЯ.
Я благодарю вас за отличную работу на уроке.
Домашнее задание у вас в рабочих листах , вы можете выполнить любое задании по выбору, используя дополнительные источники.
Спасибо за урок. До свидания.
Литература
- Давыдова О.В. Тесты по истории Средних веков. М.: Экзамен, 2006.
- Всеобщая история. Средние века. 6 класс: Тесты, контрольные вопросы и задания./Автор-составитель С.Н. Степанько. – Волгоград, Учитель , 2009.
- Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс , 2007.
- Образовательный комплекс “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008.