Ход урока
1. Организационный момент (приветствие)
Стихотворение В. Кривошеевой "Добрый день!"
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
"Доброе утро! Добрый день!"
Добрый день
Солнцу и птицам.
Добрый день
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым:
Добрый день
Длится до вечера.
2. Сообщение и постановка учебной цели. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием падежных окончаний имен существительных.
- Проверим домашнюю работу.
- Что нужно было сделать в упражнении? (Письменно ответить на вопросы. Объяснить какие окончания пропущены. Определить склонение, падеж.)
Учитель читает вопрос, дети отвечают.
- Где ребята увидели бобровую плотину? (Ребята вышли на берег лесной речки и увидели удивительное сооружение).
- Из чего бобры сделали это сооружение? (Оно было сделано из поваленных деревьев, веток и ила - в этом предложении нет имен существительных с пропущенными окончаниями).
- Где (в чем?) живут бобры? (Около самой воды у бобров домик-хатка).
- Где расположен вход? (Внутри - коридор и комнаты).
- Что надо знать, чтобы правильно написать окончание имен существительных? (Склонение, падеж).
3. Минутка чистописания. Работа над пословицей.
На доске запись:
Добрый человек добру учит.
- Что вы прочитали? (пословицу). Как понимаете ее смысл? Запишите ее в тетради.
- Устно определим части речи. Укажите падеж и склонение имен существительных.
4. Гимнастика для глаз.
- Зажмурьте глаза, а потом откройте - 5 раз.
- Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз - 10 раз.
- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отодвиньтесь обратно - 5 раз.
- Посмотрите в окно вдаль - 1 мин.
5. Словарная работа.
На доске записаны слова: картофель, морковь, тетрадь, помощь, площадь, портфель.
- Какие слова записаны на доске? (словарные).
- Что общего в данных словах? (имена существительные, мягкий знак на конце слова).
- Чем различаются? (склонением).
- Какие имена существительные относятся ко 2 скл., 3 скл.?
- Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в Р., Д., П. падежах?
- Запишите их по рядам.
- Р.п. чего? Моркови, :
- Д.п. чему? Моркови, :
- П.п. о чем? О моркови, :
- Какое окончание имеют имена существительные 3 скл.? (-и).
- В каком падеже у имени существительного 3 скл. окончание -е?
6. Работа над новым материалом.
- Какие имена существительные относятся к 1 скл.?
- Какие имена существительные относятся ко 2 скл.?
- Какие имена существительные относятся к 3 скл.?
- Просклоняйте существительные: доброта, товарищ, вежливость.
- В каких падежах у имен существительных 1 скл. окончание - е? (Д., П.п).
- В каких падежах у имен существительных 2 скл. окончание - е? (Д.п.).
- В каких падежах у имен существительных 3 скл. окончание - и? (Р., Д., П.п.)
(Пока ученики склоняют имена существительные 3 ученика работают у доски).
7. Работа у доски
1 ученик 2 ученик 3 ученик из письм_ - о гибел_ -
к город_ -
в книг_ -
о молодеж_ - в сел_ -
по мор_ -
около школ_ -
по дорог_ - о скворц_ -
до озер_ -
к лошад_ -
(Работы оцениваются)
8. Физминутка - релаксация.
Музыка Поля Морис.
- Реснички опускаются:
Глазки закрываются:
Мы спокойно отдыхаем - 2 раза
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко: ровно: глубоко
- Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают - 2 раза.
Шея не напряжена
И расслаблена,
Губы чуть приоткрываются, :
Все чудесно расслабляется: 2 раза
Дышится легко: ровно: глубоко.
- Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать,
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем
Потянулись! Улыбнулись!
И красиво сели.
9. Запись: Почтальон Печкин.
- Кто пришел к нам в гости? (Почтальон Печкин).
- Что он нам принес? (Письмо, ёлку).
- Прочитаем письмо (Оно записано на доске).
(Письмо по аналогии).
Здравствуйте, ребята!
Наступило жаркое лето. Дни стали длиннее.
Вся земля покрыта зеленой травкой. Дети готовятся к празднику.
- К какому празднику готовятся дети?
- Опять Печкин перепутал. Какое сейчас время года? (зима), а Печкин написал о лете. Поможем Печкину исправить текст, заменив подчеркнутые слова на противоположные по значению - антонимы (холодная зима, короче, белым снегом) - читаем полученный текст.
- Прочитайте 4-ое предложение. Запишите в тетради - ком. письмо.
- Разберите по членам предложение, определите части речи, укажите склонение и падеж.
10. Проверим, правильно ли Печкин подписал конверт.
- Давайте поставим вопрос. Письмо адресовано кому?
- В каком падеже должны стоять имена существительные?
- От кого это письмо? В каком падеже должны употребляться имена существительные в этом случае? Вставим пропущенные окончания.
11. Работа по учебнику с. 106 №239. (Самостоятельно. Проверяем).
12. Итог урока. Обобщение.
- Чем занимались мы на уроке?
- Что нового узнали?
- Какое доброе дело сделали?
Д/з. Подпишите открытки.
13. Заключение.
- Наш урок я хочу закончить словами из стихотворения А.Л. Барто.
Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.
Спасибо за урок.