Правописание окончаний имен существительных в косвенных падежах

Разделы: Русский язык


Ход урока

1. Организационный момент (приветствие)

Стихотворение В. Кривошеевой "Добрый день!"

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
"Доброе утро! Добрый день!"
Добрый день
Солнцу и птицам.
Добрый день
Улыбчивым лицам
И каждый становится
Добрым, доверчивым:
Добрый день
Длится до вечера.

2. Сообщение и постановка учебной цели. Проверка домашнего задания.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием падежных окончаний имен существительных.

- Проверим домашнюю работу.

- Что нужно было сделать в упражнении? (Письменно ответить на вопросы. Объяснить какие окончания пропущены. Определить склонение, падеж.)

Учитель читает вопрос, дети отвечают.

  1. Где ребята увидели бобровую плотину? (Ребята вышли на берег лесной речки и увидели удивительное сооружение).
  2. Из чего бобры сделали это сооружение? (Оно было сделано из поваленных деревьев, веток и ила - в этом предложении нет имен существительных с пропущенными окончаниями).
  3. Где (в чем?) живут бобры? (Около самой воды у бобров домик-хатка).
  4. Где расположен вход? (Внутри - коридор и комнаты).
  5. Что надо знать, чтобы правильно написать окончание имен существительных? (Склонение, падеж).

3. Минутка чистописания. Работа над пословицей.

На доске запись:

Добрый человек добру учит.

- Что вы прочитали? (пословицу). Как понимаете ее смысл? Запишите ее в тетради.

- Устно определим части речи. Укажите падеж и склонение имен существительных.

4. Гимнастика для глаз.

- Зажмурьте глаза, а потом откройте - 5 раз.

- Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз - 10 раз.

- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отодвиньтесь обратно - 5 раз.

- Посмотрите в окно вдаль - 1 мин.

5. Словарная работа.

На доске записаны слова: картофель, морковь, тетрадь, помощь, площадь, портфель.

- Какие слова записаны на доске? (словарные).

- Что общего в данных словах? (имена существительные, мягкий знак на конце слова).

- Чем различаются? (склонением).

- Какие имена существительные относятся ко 2 скл., 3 скл.?

- Вспомните, на какие вопросы отвечают имена существительные в Р., Д., П. падежах?

- Запишите их по рядам.

  • Р.п. чего? Моркови, :
  • Д.п. чему? Моркови, :
  • П.п. о чем? О моркови, :

- Какое окончание имеют имена существительные 3 скл.? (-и).

- В каком падеже у имени существительного 3 скл. окончание -е?

6. Работа над новым материалом.

- Какие имена существительные относятся к 1 скл.?

- Какие имена существительные относятся ко 2 скл.?

- Какие имена существительные относятся к 3 скл.?

- Просклоняйте существительные: доброта, товарищ, вежливость.

- В каких падежах у имен существительных 1 скл. окончание - е? (Д., П.п).

- В каких падежах у имен существительных 2 скл. окончание - е? (Д.п.).

- В каких падежах у имен существительных 3 скл. окончание - и? (Р., Д., П.п.)

(Пока ученики склоняют имена существительные 3 ученика работают у доски).

7. Работа у доски

1 ученик 2 ученик 3 ученик
из письм_ -

о гибел_ -

к город_ -

в книг_ -

о молодеж_ -

в сел_ -

по мор_ -

около школ_ -

по дорог_ -

о скворц_ -

до озер_ -

к лошад_ -

(Работы оцениваются)

8. Физминутка - релаксация.

Музыка Поля Морис.

- Реснички опускаются:
Глазки закрываются:
Мы спокойно отдыхаем - 2 раза
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко: ровно: глубоко
- Наши руки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают - 2 раза.
Шея не напряжена
И расслаблена,
Губы чуть приоткрываются, :
Все чудесно расслабляется: 2 раза
Дышится легко: ровно: глубоко.
- Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать,
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем
Потянулись! Улыбнулись!
И красиво сели.

9. Запись: Почтальон Печкин.

- Кто пришел к нам в гости? (Почтальон Печкин).

- Что он нам принес? (Письмо, ёлку).

- Прочитаем письмо (Оно записано на доске).

(Письмо по аналогии).

Здравствуйте, ребята!

Наступило жаркое лето. Дни стали длиннее.

Вся земля покрыта зеленой травкой. Дети готовятся к празднику.

- К какому празднику готовятся дети?

- Опять Печкин перепутал. Какое сейчас время года? (зима), а Печкин написал о лете. Поможем Печкину исправить текст, заменив подчеркнутые слова на противоположные по значению - антонимы (холодная зима, короче, белым снегом) - читаем полученный текст.

- Прочитайте 4-ое предложение. Запишите в тетради - ком. письмо.

- Разберите по членам предложение, определите части речи, укажите склонение и падеж.

10. Проверим, правильно ли Печкин подписал конверт.

- Давайте поставим вопрос. Письмо адресовано кому?

- В каком падеже должны стоять имена существительные?

- От кого это письмо? В каком падеже должны употребляться имена существительные в этом случае? Вставим пропущенные окончания.

11. Работа по учебнику с. 106 №239. (Самостоятельно. Проверяем).

12. Итог урока. Обобщение.

- Чем занимались мы на уроке?

- Что нового узнали?

- Какое доброе дело сделали?

Д/з. Подпишите открытки.

13. Заключение.

- Наш урок я хочу закончить словами из стихотворения А.Л. Барто.

Если добрым вырос ты,
Злыднем быть не пробуй,
Не стесняйся доброты,
А стесняйся злобы.

Спасибо за урок.