Цели урока:
1) обобщить знания учащихся об употреблении большой буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов;
2) развивать психические качества: память, мышление, внимание, воображение (образовательная программа "ИнтеллекТ");
3) развивать речевую деятельность: слушание, чтение, говорение, письмо (образовательная программа "ИнтеллекТ");
4) воспитывать любознательность и интерес к родному языку.
Форма урока: урок-игра.
Оборудование: цветик-семицветик; сказочные герои (королева, злодей); игровой материал; телеграмма; задания; медальки для каждого ученика; стенгазета о русском языке, выполненная в виде воздушного шарика; учебные пособия по программе "ИнтеллекТ".
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение целей и задач урока.
Урок - это работа. А любая работа имеет свою цель. Посмотрим, какие цели мы будем реализовывать на нашем уроке (читаем вслух цели урока и если согласны с данной целью, то прикрепляем её на доску).
1) обобщить знания об употреблении большой буквы в имени, фамилии, отчестве людей, кличках животных, в названии рек, стран, городов; (с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску)
2) развивать психические качества: память, мышление, внимание, воображение (образовательная программа "ИнтеллекТ"); (с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску)
3) учиться рисовать автомобиль; (с этой целью ученики не согласны, на доску не прикрепляем)
4) развивать речевую деятельность: слушание, чтение, говорение, письмо (образовательная программа "ИнтеллекТ"); (с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску)
5) воспитывать любознательность и интерес к родному языку; (с этой целью учащиеся согласны, прикрепляем на доску).
Итак, цели мы поставили, значит, наша работа получится. Поднимите глазки вверх, опустите их вниз, посмотрите влево, вправо. А теперь послушайте, что я вам расскажу.
- Далеко - далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть страна Грамматика. В ней живут разные звуки, буквы, слова и предложения. И все они служат Королеве Грамматике (показать наглядность на доске). Однажды все узнали, что Злодей (показ на доске) похитил Королеву и заточил её в свою темницу. Он это сделал специально, чтобы никто не смог больше изучать буквы и знать науку грамматику, чтобы все в этой стране стали безграмотными.
- Жалко вам Королеву? Хотите ей помочь? (ответы детей)
- Королева Грамматика надеется на вашу помощь и прислала вам телеграмму. Давайте её прочитаем.
Телеграмма (читает ученик): "Дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, освободиться из темницы. Выполните все задания, которые я вам прислала вместе с волшебным цветком. Как только вы выполните все задания, то волшебный цветик-семицветик распустится, и силы зла исчезнут. И в стране Грамматике опять будет порядок. Надеюсь на вашу помощь!" Королева Грамматика.
- Поможем Королеве Грамматике? (ответы детей)
- Итак, в путь!
Ты расти, расти цветок, распускайся лепесток!
Красный, жёлтый, голубой! Расцветай-ка! Зло долой!
2. Основная часть урока.
Обобщение и систематизация ранее изученного материала по теме: "Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных и в географических названиях".
1 лепесток.
- Ребята, давайте вспомним с вами, над какой темой мы сейчас работаем на уроках русского языка? (тема урока написана на доске, учащиеся хором её читают).
- А когда мы пишем слова с большой, заглавной буквы? (ответы детей)
-А почему хотя бы одно слово в предложении, но будет написано с большой буквы? (это начало предложения)
- Посмотрим, какое 1 задание нам приготовила Королева Грамматика (взять с 1 лепестка задание).
Задание № 1 (читает ученик). "Ребята! Я вам предлагаю найти и исправить ошибки в одной работе школьника. Если исправите все ошибки, то этот лепесток распустится. Будьте внимательны!"
Рифмовка с элементами какографии (неправильного написания). Устная работа (доска).
Я пишу в тетрад_: карова, а корова - нездорова!
Я пишу: сабака фомка, а собака лает громко.
Я пишу: белчонок тишка, а бельчонок целит шышкой
Прямо в лоб мне и кричит: "Лучше правила учи_"
(Дети работают устно над работой, представленной на доске; находят ошибки, исправляют их, доказывают и обосновывают свой ответ)
- Молодцы! Открывается 1 лепесток волшебного цветка.
2 лепесток.
- Выполняем следующее задание. Кто готов? (взять задание со 2 лепестка). Читаем.
Задание № 2 (читает ученик). "Чтобы распустился следующий лепесток - поиграйте со своим учителем. Все игровые задания у Натальи Геннадьевны. Весёлой вам игры!"
1) Игра "Имена детей".
- Как пишутся имена детей? (ответы учащихся)
- Подумайте, как заполнить клетки в таблицах, чтобы получились имена детей.
Плакаты на переносных досках:
Л | Ю | Д | А |
М | И | Ш | А |
2) Игра "Золотой ключик".
- Кто знает сказку "Золотой ключик"?
- Давайте вспомним имена и клички персонажей сказки Алексея Толстого "Золотой ключик".
- Деревянный мальчик: Буратино
- Девочка с голубыми волосами: Мальвина
- Лиса: Алиса
- Кот: Базилио
- Владелец кукольного театра: Карабас-Барабас
- Как написаны все слова? (с большой буквы) - Почему?
- Давайте расположим имена и клички в алфавитном порядке.
(дети выходят к доске с табличками в руках в алфавитном порядке: Алиса, Базилио, Буратино, Карабас-Барабас, Мальвина)
- Молодцы! Хорошо поиграли! (открывается 2 лепесток цветка).
3 лепесток.
Задание № 3 (читает ученик). "Ребята, помогите! Придумайте названия. У нас, в стране Грамматике, злодей сильно нахулиганил. Теперь ни у городов, ни у рек нет своих названий. Даже имён ни у кого нет. Нет фамилий, кличек у животных. Ждём вашей помощи!"
город: имя: река: фамилия: деревня: отчество: планета: кличка:
(дети придумывают названия по карточкам, которые показывает учитель)
Вывод (делают дети):
Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы пишутся всегда!
(открывается 3 лепесток волшебного цветка)
4 лепесток.
Задание № 4 (читает ученик). "Чтобы дальше помогать Королеве Грамматике вы должны быть сильными, ловкими и здоровыми. Покажите, как вы следите за своим здоровьем!"
Физкультминутка.
1) Если слово пишется с большой буквы, то вы тянитесь вверх, если слово пишется с маленькой буквы, то вы все дружно приседаете (корова, мальчик, Ирина, самолёт, Волга, школа, Тобик, Простоквашино, ландыш, автобус, дерево, Таня, Москва, деревня, Тольятти)
2) "Фиговый листочек" (для осанки).
- Молодцы! Хорошо отдохнули. Умеем не только дружно работать, но и отдыхать и следить за своим здоровьем.
(открывается 4 лепесток волшебного цветка)
5 лепесток.
Задание № 5 (читает ученик). "Дорогие, ребята! Помогите разобраться, где писать большую букву, а где маленькую. Слова одинаковые, но пишутся по - разному. Почему?"
На доске:
Наш шарик поймал воздушный шарик.
Вася рыбаков был у рыбаков.
Улетел орёл за город орёл.
(Дети работают самостоятельно по рядам, в группах: 1 предложение - 1 ряд, 2 предложение - 2 ряд, 3 предложение - 3 ряд. Анализируют, обосновывают и доказывают правильный ответ).
Вывод: клички, фамилии, названия городов всегда пишутся с большой буквы.
(открывается 5 лепесток волшебного цветка)
6 лепесток.
Задание № 6 (читает ученик). "Сгруппируйте слова по группам и 6 лепесток волшебного цветка распустится!"
На доске:
Дружок, Лиза, Дон, Пушкин, Казань, Мурка, Ока, Волга, Маршак, Бурёнка, Саша, Барто, Аня, Самара, Наташа, Жучка.
1 группа: имена, 2 группа: фамилии, 3 группа: клички, 4 группа: города, 5 группа: реки.
(Учитель показывает карточки с формулировкой определённой группы, а дети называют подходящие слова, записанные на доске. Доказывают написание большой буквы в данных словах, делают вывод о правописании большой буквы.)
- Как написаны все эти слова? - Почему? (ответы детей)
(открывается 6 лепесток волшебного цветка)
7 лепесток.
Задание № 7 (читает ученик). "Ребята! Все жители в стране Грамматики знают, что вы на уроках работаете по программе "ИнтеллекТ". Попробуйте выполнить задание на стр.17. Если всё выполните правильно, то последний 7 лепесток волшебного цветка распустится, и силы зла исчезнут".
- Открыли учебное пособие на странице 17. Тема восьмая: "Упражнение в написании заглавной буквы". - Что будем развивать, выполняя это задание? (мышление, память)
- А зачем нам развивать мышление и память? (чтобы лучше учиться, получать хорошие и отличные оценки; быстрее понимать то, что объясняет учитель; быстрее и лучше выполнять задания в классе и домашнюю работу во второй половине дня; на контрольной работе выполнять задания не только быстро, но и правильно; самостоятельно находить ошибки в выполненном задании; выполнять и решать сложные задания без помощи и подсказок учителя; получать хорошие четвертные и годовые оценки; находить несколько решений одного задания; выигрывать учебные конкурсы, олимпиады; занимать почётные первые места; приобрести хорошую профессию, быть успешным в жизни).
- А где нам это всё пригодится в жизни? (ответы учащихся).
Работа над данным заданием.
1) Чтение и разбор задания на стр.17;
2) Рефлексия учащихся: (доска)
Хочу получить: Получил: "5"__________ "5"______________ "4"__________ "4"______________ "3"__________ "3"______________ "2"__________ "2"______________ "1"__________ "1"______________
(После проведённой рефлексии учитель вносит данные в табличку "Хочу получить" на доске).
3) Физкультминутка. Упражнения для учащихся подобраны с целью снятия напряжения и усталости, для формирования правильной осанки детей: "Чучело", "Рюкзачок".
4) Выполнение учащимися разобранного задания (время выполнения - 5 минут);
5) Проверка выполненного задания по "ключу" (стр.10-11). Самооценка, самостоятельное выставление итогового балла за выполненную работу;
6) Заполнение таблички "Получил" на доске.
(открывается 7 лепесток волшебного цветка)
- Молодцы, ребята! Все семь лепестков волшебного цветка распустились. Осталась серединка. Не устали? Открываем последнее задание.
Задание (читает ученик). "Ребята! Последнее вам задание. Ответьте на вопросы Злодея. Закончите предложения, и тогда волшебный цветок распустится, и все силы зла навсегда исчезнут. И опять в стране у нас будет мир, все будут дружить и веселиться! Вперёд к победе!"
1) Начало предложения пишется:.
2) Фамилия, имя, отчество людей пишутся:.
3) Все географические названия пишутся:
(Дети вслух заканчивают предложения, и весь цветок открывается).
3. Итог урока.
- Молодцы! Вы освободили Королеву Грамматику из темницы. Теперь у них в стране все будут изучать науку грамматику. - А зачем знать эту науку? (ответы детей)
Публичное выступление учащихся (дети читают заранее приготовленные стихотворения к уроку):
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда берёшь с тревогой!
Она трудна, но без неё
Какое было бы житьё?
Ни составить телеграмму,
Ни открытку не отправить.
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
- Ребята, какую тему мы с вами повторяли весь урок? (ответы детей)
- Ребята приготовили для вас стихотворения по этой теме. Давайте послушаем.
(Ученики читают подготовленные к уроку стихотворения):
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв - подруг.
Смотрят с почтеньем буквы - подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело!
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города!
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой - уважения знак!
С заглавной буквы, без сомненья,
Начинаем предложение,
Имя мамы, папы, дочки,
Чтобы выделить их в строчке!
- Спасибо, ребята, за приготовленные стихотворения. Итак, когда же пишется большая буква? (ответы детей)
- Вы все хорошо работали, отвечали на вопросы, справились со всеми заданиями Королевы и освободили её от злого Злодея. На память об этом Королева Грамматика дарит вам всем медальки, желает успехов в учёбе, радостных дней в школе и хороших, прочных знаний по всем учебным предметам. А также передаёт вам вот этот воздушный шарик, на котором вы найдёте много интересного и увлекательного о русском языке!
(стенгазета о русском языке с игровыми заданиями выполнена в виде воздушного шарика)
- Урок закончен. Всем большое спасибо за работу, а нашим гостям за внимание.