Цель урока: Сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Задачи:
- Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
- Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия деятельности.
Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Планируемые результаты:
знать:
– определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;
– что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
– что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
уметь:
– характеризовать критерии морального поведения;
– доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора4
– обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
– участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
Ход урока
1 этап: актуализация
Слайд №1: изображение города с Мастером
Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №2: изображение бабочки на ладони
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
Вопросы учащимся:
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
Слайд №3: слова: “добро” и “зло”
– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Долг и совесть”.
Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:
– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.
Слайд №4: определение понятий “добро”, “зло”
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.
2 этап: постановка проблемы
Учитель:
– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)
– Я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Алексея Германа “Проверка на дорогах”.
Слайд №5: сюжет фильма “Проверка на дорогах”.
На фоне сюжета без звука учитель комментирует:
– Партизаны получили задание взорвать мост вместе с немецким эшелоном с военной техникой и боеприпасами, направляющийся к линии фронта. Во время операции они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: под мостом проплывала баржа с русскими военнопленными. Что же делать? Взрывать или не взрывать?! Проблема выбора.
Вопросы учащимся:
– Как вы думаете, как поступили партизаны? Взорвали они мост, под которым проплыла баржа с советскими военнопленными?
– Как бы вы поступили на их месте и почему?
– В данной ситуации можно провести четкую границу между добром и злом?
(Ответы детей)
Слайд №6: проблемный вопрос
– Итак, главный вопрос урока:
Как определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?
3 этап: решение проблемы
Учитель:
– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Универсального ответа на него нет. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.
Слайд №7: правила мозгового штурма
- Предложения краткие
- Критика запрещена
- Все идеи фиксируются
- Фантазия приветствуется
- Идеи лишаются авторства
Учитель:
– Я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма “Катынь” Анджея Вайды, который посвящен трагическим событиям 1940 года – расстрелу польских офицеров в смоленской деревеньке Катынь. Именно туда летел самолет польского президента Леха Качиньского. Эпизод фильма повествует о попытке жены одного из офицеров спасти своего мужа из плена. Снова ситуация выбора. Попробуйте понять и высказать свое мнение: почему офицер делает именно такой выбор?
Слайд №8: сюжет фильма “Катынь”
После просмотра сюжета начинают работать в режиме мозгового штурма. Два ученика фиксируют предлагаемые варианты. Затем учитель проводит анализ предлагаемых вариантов и из ответов учащихся выбирает ключевое слово “ совесть”.
4 этап: моделирование понятия “совесть”
Слайд №9: портреты мыслителей
Учитель:
– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Афоризмы:
- Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
- Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
- Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
- Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
- Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
- Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
- Самое лучшее украшение – чистая совесть.
М. А. Савицкий
Шопенгауэр
Д. С. Лихачев
С. Моэм
О. Бальзак
Генри Луис Менкен
Цицерон
Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:
Совесть-это
(выделенные в афоризмах слова)
IMG1
– Я вам предлагаю понятие “совесть”, приведенное в философском словаре.
Слайд №10: понятие “совесть”
Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.
– Как вы видите. Это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.
5 этап: рефлексия
Слайд №11:
Вопросы учащимся:
– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?
– Как же определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?
– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
– Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы
(На фоне музыки):
Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
Слайд №12: портрет Б.Окуджавы
Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
Б.Окуджава
Слайд №13: порхающая бабочка
– Помните, ребята, все в ваших руках.