Цель: Формирование мотивации на сохранение здоровья.
Задачи:
- Систематизация знаний о сохранении здоровья.
- Формирование умения работать в команде.
Оборудование:
Пословицы:
- Здоровье не купишь, его разум дарит.
- Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами.
- Ум да здоровье дороже всего.
Карточки с названиями команд: Мойдодыр, Пилюлькин, Айболит.
Разрезные картинки с изображением этих героев.
Жетоны - золотники здоровья.
Для ряженых: булочка, подушка.
Для второго конкурса: длинная верёвка, прищепки и полотенца, 3 тазика, 3 ленточки для прищепок.
Для третьего конкурса: 30 карточек "Что полезно, что вредно для здоровья", 3 яркие коробочки, 3 тёмные коробочки.
Для четвёртого конкурса: скакалка, на конце мешочек с песком.
Для пятого конкурса: карточки с вопросами "Почему нельзя не проветривать классную комнату?", "Почему нельзя есть снег?",
"Почему нельзя ходить без сменной обуви?".
Для опытов: спички, свеча, банка 0,5, тарелка, горсть снега, ленты скотча с пылью.
Для шестого конкурса: три спортивных конуса.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Прошу всех встать! Что скажу, то выполнять!
Внимание! Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите! Превосходно, отпустите!
Наклонитесь! Разогнитесь! Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Что ж осмотром я доволен. Из ребят никто не болен!
Каждый весел и здоров, и к занятиям готов!
Мы продолжаем занятия в школе здоровья. Каждый из вас получит разрезную карточку с фрагментом общей картинки. Собрав картинки, вы узнаете название своей команды.
Детям раздаются карточки; по цветовому фону собирают команды и картинки с изображением Мойдодыра, Айболита, Пилюлькина.
Молодцы, быстро справились. А из каких сказок эти герои? Кто авторы?
"Мойдодыр", "Айболит" - К.И. Чуковский, "Приключение Незнайки и его друзей" - Н.Н. Носов.
Итак, первый конкурс:.
В это время стук в дверь и заходят ряженые.
Кто пришёл в нежданный час? Здесь занятие у нас. Мы гостей уже не ждали, первый конкурс начинали: Кто такие? Отвечайте!
Обжора:
Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я всё и без разбора,
Потому что я :. обжора.
Грязнуля:
Не люблю я, братцы, мыться,
С мылом, щёткой не дружу.
Вот поэтому, ребята, вечно грязный я хожу.
И сейчас не потому ли назовут меня : неряха.
Лежебока:
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил,
Свет мне, кажется, не мил.
Я сутулый и хромой, я для всех уже больной.
Ведущий:
Вы компания на славу!
Только скучно что-то стало.
Время даром не теряйте
И команду выбирайте!
Помогайте им во всём! Вас к здоровью приведём!
Обжора, Грязнуля и Лежебока каждый выбирают себе команду.
Мы немного отвлеклись, но нельзя же оставить ребят в беде. Поможем им вернуть здоровье.
Итак, первый конкурс. За правильные ответы, быстро выполненные задания команды будут получать жетоны - золотники здоровья.
А кто из вас знает, что такое "золотник"? Ответы детей.
Золотник - старинная мера веса. Сейчас измеряют в граммах, килограммах, а раньше измеряли в золотниках. Один золотник - это 4, 2 грамма. Золотник хоть и мал, да дорог.
Первый конкурс - загадки:
Когда апрель берёт своё,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через неё,
Она через меня. (скакалка)Не ест, не пьёт - играет,
То скачет, то летает. (мяч)
На прогулке бегуны
Одинаковой длины,
Через луг бегут к берёзке
Остаются две полоски. (лыжи)
Ребята, как можно назвать эти предметы? Спортивный инвентарь.
Костяная спинка,
Жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (зубная щётка)Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (платок)
Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (мыло)Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
Там, где губка не осилит, не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю -
Ничего не забываю. (мочалка)Говорит дорожка - два вышитых конца:
- Помойся хоть немножко, чернила смой с лица,
Иначе ты в полдня испачкаешь меня. (полотенце)
Каким понятием мы можем объединить эти слова - отгадки?
Предметы гигиены, гигиенические принадлежности.
Очень важно, ребята, содержать в чистоте эти вещи: зубную щётку, носовой платок, расчёску и, конечно, полотенце. От грязи на них поселяются вредные микробы, которые причиняют вред здоровью человека.
И следующий конкурс "Высуши полотенце". Команды, постройтесь в колонну по одному и внимательно слушайте задание:
Команда получает тазик, полотенца и ленточку с прищепками. В конце зала натянута верёвка для сушки полотенец. По команде первые игроки надевают на шею ленточку с прищепками, берут тазик с полотенцами, добегают до верёвки, ставят тазик на пол, берут одно полотенце, вешают на верёвку и зажимают прищепкой. После этого берут тазик с пола, бегут к команде, передают тазик и прищепки следующему участнику. Первая половина команды вешает полотенца, вторая половина снимает: получив тазик и ленточку для прищепок, участник бежит к верёвке, ставит тазик на пол, разжимает прищепку и прикрепляет её на ленточку, снимает полотенце, кладёт его в тазик. Взяв с пола тазик, бежит к команде, передаёт тазик и ленточку с прищепками другому участнику. Побеждает та команда, которая быстрее и аккуратнее справится с заданием.
Молодцы, теперь полотенца чистые и сухие. Вручаются золотники.
Можно продолжать.
Каждой команде я выдаю по две коробочки: одна коробочка яркая, красивая - в неё вы положите карточки, на которых написано, что, по-вашему мнению, полезно для здоровья, что сохраняет и увеличивает здоровье. Другая коробочка тёмная, в неё вы положите карточки, на которых написано то, что вредно для здоровья, что уменьшает здоровье.
Команды получают по две коробочки и по 10 карточек.
Что помогает сохранить здоровье: утренняя зарядка, прогулки, режим дня, физкультура, фрукты, овощи, прививки, чистка зубов, душ, закаливание, доброта, хорошая осанка, чистый воздух, общение с природой.
Что вредит здоровью: чтение книг лёжа, длительный просмотр телепередач, пользование чужими вещами, злость, газированные напитки, чипсы, курение, неопрятность, вражда, плохое настроение, поздний отход ко сну, нарушение осанки, сильный шум.
Выдаю золотники: 2 - за правильные ответы, 1 - если есть ошибки.
Ребята, а что помогает нам не следовать тем привычкам, которые вредны для здоровья?
Ответы детей. Итог: Воля. Заставлять себя выполнять режим дня, делать зарядку, не кушать то, что вредно. Умение видеть хорошее. Смелость. Не бояться противопоставить себя тем, кто хочет, чтобы ты вредил своему здоровью.
Давайте выучим волшебные слова:
Я ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГУ, САМ СЕБЕ Я ПОМОГУ!
Повторяем три раза: про себя, шёпотом, громко.
И теперь, когда вы столкнётесь с тем, что вредит вашему здоровью, не забудьте сказать волшебные слова, и тогда найдёте в себе смелость и волю отказаться от вредных привычек.
Что-то мы с вами засиделись. Наше тело хочет подвигаться - самое время провести физкультминутку. Давайте встанем в круг.
Все встают в круг, ведущий в центре.
Физкультминутка называется "Звёзды с небес". Поставьте ноги на ширине плеч, поднимите руки высоко над головой и вытягивайте их всё выше и выше вверх. Дышите равномерно. А теперь левая рука отдыхает, а правую сделаем длинной-длинной, как будто хотим достать до звезды. Поменяем руки: левая тянется к звёздам, правая отдыхает. Почувствуйте, как удлиняется ваш позвоночник, плечи, руки, пальцы. Повторим ещё раз. Молодцы! Встряхните руки! Это упражнение расслабляет руки, плечи, позвоночник.
Начинаем следующий конкурс. Резвый мешочек.
Ведущий вращает скакалку, на конце которой привязан мешочек. Вы следите за мешочком и при его приближении подскакиваете так, чтобы мешочек вас не задел. Тот, кого мешочек заденет, выходит из игры. Победители получают золотники здоровья. Играем 6 - 7 раз.
Молодцы! Очень высоко прыгаете.
А наше занятие продолжается. Команде я задаю вопрос "Почему нельзя:".
Вы совещаетесь, выслушивайте все мнения, и кто-то один отвечает на этот вопрос.
Ведущий раздаёт карточки с вопросами. Дети обсуждают. Отвечают. Ведущий подытоживает и дополняет ответы.
Почему нельзя не проветривать классную комнату?
В закрытом помещении, когда дышит много людей, количество кислорода в воздухе уменьшается. Смоделируем ситуацию: свеча - это человек, пламя свечи горит, когда есть кислород; банка - закрытое помещение.
Зажигаем свечу. Свеча горит ярко, ровно. Накрываем банкой. Что произошло? Пламя свечи через некоторое время погасло - кончился кислород.
А чтобы восполнить запас кислорода необходимо проветривать помещение. Кроме того, в воздухе накапливаются неприятные запахи пота, сырой одежды, резких ароматов. У человека начинает болеть голова, ухудшается память.
Вот почему нельзя не проветривать классную комнату.
Почему нельзя есть снег и сосульки?
Когда снег падает на землю, он "собирает" на себя всю грязь, которая есть в воздухе: пыль, сажу, копоть. То же с сосульками. Ведь они появляются на крышах, когда тает снег. Значит, в них содержится и грязь с крыш.
Ведущий показывает результаты опыта.
Перед занятием я положила на эту салфетку горсть снега. Посмотрите, что получилось: снег растаял, вода впиталась в салфетку, а сверху осталась грязь.
Что произойдёт, если человек съест снег? Грязь попадёт в организм и человек может заболеть.
Вот почему нельзя есть снег и сосульки.
Почему нельзя ходить без сменной обуви в школе?
Вместе с уличной обувью мы приносим в помещение грязь, которая потом рассыпается в пыль и поднимается в воздух. Этой пылью нам приходится дышать.
Ведущий показывает две ленты скотча: одна из класса, где дети ходят в сменной обуви, другая - в уличной.
На какой ленте меньше пыли? В этом классе дети ходят в сменной обуви. На второй ленте пыли значительно больше. В этом классе дети ходят в уличной обуви.
Кроме того, нога в уличной обуви потеет в тёплом помещении, а в тепле и сырости может возникнуть заболевание - грибок. Стопы будут чесаться и шелушиться.
Если в сырой обуви выйти на улицу, когда холодно, можно простудиться.
Вот почему нельзя ходить без сменной обуви.
В зависимости от полноты и правильности ответов вручаются золотники.
Продолжаем занятие. Команды, постройтесь в колонну по одному. Слушайте условие следующего конкурса.
Эта игра называется "Вызов номеров" - соревнование в беге. Рассчитайтесь по порядку номеров: первый, второй, третий :
Команды рассчитываются.
Запомните свой номер. Я называю порядковый номер, игроки с этим номером стараются как можно быстрее обежать свой конус и вернуться на место. Тот, кому это удалось первым, приносит команде 1 золотник. Приготовились, вспомнили свои номера:
Ведущий произвольно называет №
Молодцы! Положите золотники в коробочку.
А сейчас я думаю, вы без труда сможете объяснить пословицы, которые здесь видите.
Дети читают и объясняют, как они понимают эти пословицы. Если возникнут затруднения. Задаю наводящие вопросы.
Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами.
Трудно было заработать много золотников здоровья? Сколько стараний надо было приложить! Вот так и здоровье приходит по крупицам, маленькими золотниками. Чтобы его сберечь, надо приложить много сил. А уходит, когда человек перестаёт заботиться о здоровье, очень быстро и помногу - пудами. Пуд - это 16 кг, сравните с 4 г золотника.
Здоровье не купишь, его разум дарит.
Человек разумен, он знает, что нужно делать, чтобы сохранить здоровье; что нельзя, чтобы не навредить здоровью.
Ум да здоровье дороже всего.
Если человек здоров и умён, он может много хорошего сделать для себя и других людей.
Итак, подводим итоги: команда "Мойдодыр" заработала : золотников, "Айболит" - : золотников, "Пилюлькин" - : золотников.
Молодцы! Сегодня каждый из вас в свою копилку здоровья положил золотник бодрости, радости, хорошего настроения. И мне хочется всем присутствующим на нашем занятии ещё один золотник здоровья - витамины. Витамины помогают нам быть активными, здоровыми, жизнерадостными, чего я всем вам желаю.
Вот и подошло к концу занятие в школе здоровья. Понравилось оно вам или нет? Нарисуйте на листочке личико улыбающееся или грустное.
Всем спасибо!