Текстовая информация. Обработка текста на компьютере

Разделы: Информатика


Цели урока:

  1. Познакомить с основными объектами текстового документа.
  2. Освоить технологию форматирования текстового документа.

Задачи урока:

  • расширить кругозор учащихся по теме, путем создания условий для осознания и усвоения нового для учащихся материала;
  • образовательные – закрепить и отработать действия по форматированию объектов текстового документа – страницы и символов;
  • развивающие – развивать логическое мышление по средствам сравнения, анализа и обобщения, самоконтролю и самооценке;
  • воспитательные – изучение области применения текстового процессора в повседневной жизни для оформления документов. Способствовать формированию коммуникативных навыков.

Используемые на уроке методы, педагогические приемы: проблемный метод, фронтальная работа.

Тип урока: комбинированный – урок объяснения нового материала и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Дидактический материал и оборудование урока:

  • презентация;
  • компьютер, проектор, экран;
  • раздаточный материал,
  • рабочая тетрадь ученика;
  • учебник Бененсон У.П., Паутова А.Г. Информатика, Учебник 4 класс, 2 часть, М.:Академкнига/2007.-96 с.;
  • индивидуальные таблицы, тесты, задания.
  • Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер А.В.Горячев, 4 класс, М., Баласс , “Московские учебники”, 2009

 

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного.
  3. Объяснение материала.
  4. Работа за компьютером.
  5. Подведение итогов.

Знания:

  • Назначение и сферы применения программы Word, основные правила ввода текста; знать понятия и назначения: меню, окно, инструменты, редактирования текста, курсор;
  • Типы объектов текстового процессора.

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться программой Word для проектирования информационных изделий, создавать образ в соответствие с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые инструменты;
  • Применение знаний и умений: выполнять задания.

Ход проведения урока

1. Организационный момент: введение в раздел, тему урока.

– Здравствуйте, дорогие дети.

Посмотрите на экран. Для чего нужна эта программа?

(– Ответ. Для работы с текстами.)

– Как открыть прикладную программу Microsoft Word?
– Кто хочет ответить? (Свободные высказывания детей.)

А теперь внимательно смотрите на экран и слушайте мои объяснения .

2. Актуализация опорных знаний.

Сообщение темы и цели занятия.

– Сегодня мы продолжаем знакомиться с текстовым процессором Microsoft Word. С его основными функциями. С правилами набора текста мы с Вами уже познакомились.

Цель нашего занятия закрепить понятия основных объектов текстового документа в целом, и освоить технологию форматирования текстового документа.

3. Просмотр презентации и заполнение таблицы.


Рис. 1

Мы должны познакомиться с основными объектами при работе с текстовыми документами. Ими являются: символ, слово, строка, абзац, страница, документ.

Рассмотрим схему. (Рис.1)

Просмотр-объяснение.

Положите перед собой таблицу – первая колонка уже заполнена, заполняем вторую колонку.

Учитель на доске показывает заполнение таблицы.

(Приложение 1).

– Предлагаю каждому из вас начать заполнять свою таблицу.

{Учитывается темп работы класса; если он ниже среднего, то пустые таблицы им раздаются, и они их вклеивают на развороте тетради. Если темп работы оптимальный, то таблицы они самостоятельно чертят в тетради. Работа с таблицами позволяет систематизировать изучение темы. Учащиеся грамотно используют изученную терминологию, выбирают рациональные (для каждого индивидуальные) приемы работы.}

4. Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас вы должны ответить на пять вопросов теста.

Учитель раздает тест.

(Приложение 2.)

Дети приступают к выполнению.

После выполнения каждого этапа учащиеся поднимают руку для проверки работы учителем. Учитель при наличии ошибок явно не указывает на них, а только сообщает что сделана ошибка. Учащиеся самостоятельно их исправляют.

5. Задания на проверку умений:

Сейчас вам предстоит выполнить практическую часть урока. Применить знания, полученные на уроке. Учитель раздаёт задания с практической работой. Учащиеся выполняют практическую работу.

(Фронтальная проверка заданий.)

(Приложение 3.)

6. Комментарии к выполнению домашнего задания.

– Посмотрите карточку с домашним заданием. Прочтите задание.

Что не понятно? (Ответ учителя.)

Вы можете сами придумать и описать свою ситуацию. Как вы думаете, чему надо учиться, чтобы хорошо выполнить выбранное вами задание? Попробуйте составить предварительный план текста для выбранного задания.

Дома с использованием домашнего компьютера учащиеся выполняю домашнее задание.

Приносят распечатку или электронный вид выполненного домашнего задания на следующий урок.

Раздаются карточки с ситуациями..

(Приложение 4.)

7. Стадия рефлексии.

  • Чему мы сегодня учились на уроке?
  • О каких новых правилах работы вы узнали?
  • Почему их нужно соблюдать?
  • Для чего важно их знать?
  • Что вам понравилось на уроке?

Дорогие ребята, мы изучили интересную тему. Эта тема очень важна в нашей жизни.

Почему? (Учащиеся отвечают – разные ответы.)

Учитель выставляет оценки за работу на уроке:

  • Самостоятельную работу учащихся;
  • Выполнение практическую работу по заданию.

Спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы!

Литература использованная учителем:

  1. Бененсон У.П., Паутова А.Г. Информатика, Учебник 4 класс, 2 часть, М.:Академкнига/2007.– 96 с.
  2. Стандарты второго поколения.Под редакцией Г.С.Ковалевой,О.Б.Логиновой, М.:Просвещение/2009. Эл.вид.
  3. Н.Н.Самылкина Текстовая информация и текстовый процессор. Урок. Газета “Информатика”,1 сентября…….
  4. Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер А.В.Горячев, 4 класс, М., Баласс , “Московские учебники”, 2009.