Цель: Закрепить у детей знания об уходе за ротовой полостью.
Закрепление знаний о правильном уходе за ротовой полостью, формирование
правильных артикуляционных укладов, работа над плавным выдохом, выполнение
коррекционных упражнений по профилактике зубочелюстных аномалий и укреплению
лицевых и мимических мышц, автоматизация поставленных звуков, развитие
фонематического слуха, развитие речевых навыков, развитие психических процессов
(установление причинно-следственных связей, развитие мышления), развитие умения
работать в коллективе.
Предварительная работа: Просмотр детьми мультфильмов о бережном отношении к зубам, например “Кругосветное путешествие за ослепительной улыбкой”, познавательное занятие о предметах гигиены за полостью рта, экскурсия в стоматологический кабинет и беседа с врачом-стоматологом о назначении зубов и как правильно о них заботиться, творческий конкурс рисунков, поделок, групповых газет по теме “Сохраним зубы здоровыми”.
Оборудование: эмблемы для команд, запись разных звуков природы, “ветрячки” для 2-х команд, баночки с мыльными пузырями для 1 команды, 3 стола с муляжами продуктов, 2 больших разрезных картинки: зубная паста, зубная щётка, жевательная резинка Орбит, 3 зубных пасты с разным запахом фруктов и ягод, музыкальные композиции.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в зал вместе с Зубной щёткой, становятся в круг.
Королева Зубная щётка:
Доброе утро, ребята! Я – королева Зубная щётка! Я очень рада видеть вас! Скажите, с чего надо начинать новый день? (Ребёнок отвечает, что с умывания.) Правильно. Давайте покажем, как мы это должны делать.
Лицевой массаж. (Под музыкальное сопровождение дети повторяют за
Королевой Зубной щёткой.)
Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от
центра к вискам)
Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам)
Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)
Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над
верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)
Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать
продолжительное время).
Cоздание эмоционального настроя.
Королева Зубная щётка:
Давайте поздороваемся со всеми (выполняется вместе с детьми).
(хлоп-хлоп)Здравствуйте, наши ладошки!
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,
Давай оживим наш волшебный кружок!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (Машут солнцу.) Гости, привет! (Машут гостям.)”
А сейчас хочу пригласить вас в моё королевство на праздник здоровья и чистоты. Но сначала мы разделимся на команды: слоники (В команду слоников попадают дети с логопункта), змейки, лошадки (всем детям предлагают сесть на стулья по командам).
Предлагаю проверить вашу готовность.
Артикуляционная разминка.
Королева Зубная щётка:
Слоники, готовы? Вытяните ваши хоботы, погудите в хоботок (Дети: у-у). А
теперь все вместе повторите, как делают слоники.
Змейки, готовы? Вдохнули носиками, округлили губки и зашипели “ш-ш” (Дети
шипят). Повторите все, как змейки.
Лошадки готовы? Покажите, как вы цокаете язычками (Дети цокают). А теперь все
вместе поцокали.
Развитие фонематического слуха
Королева Зубная щётка:
По дороге мы можем услышать разные звуки окружающего мира. Послушайте и угадайте. (Дети слушают разные звуки в записи и называют.)
Физкультминутка с элементами упражнений на мимические мышцы.
Встали, к солнцу потянулись,
Раз нагнулись, 2 нагнулись.
Соседу рады – улыбнулись,
Чуть-чуть с насмешкой – ухмыльнулись,
Коль непонятно – удивились
А если надо – рассердились,
Ручками похлопали, ножками потопали.
Спать пора – закрыли глазки
И заснули сладко-сладко.
А проснулись – потянулись
И к путешествию вернулись.
Упражнение на длинный выдох ртом стоя.
Королева Зубная щётка:
Все готовы? Пора в путь. Но отправимся в королевство на … мыльных пузырях. Команды “лошадки” и “змейки” создают ветер (дуют на ветрячки), 3-я команда – “слоники” выдувают мыльные пузыри.
Королева Зубная щётка:
Давайте присядем, отдохнём.
Вдруг раздаётся плач и в зал входит Незнайка, держась за щёку.
Королева Зубная щётка:
Здравствуй, Незнайка, что с тобой случилось, расскажи нам.
Незнайка:
Да вот яблоко откусил, и зубы разболелись.
Королева Зубная щётка:
Ой, что-то, мне не верится, что от яблока у тебя заболели зубы, а что ты ещё ел сегодня.
Незнайка:
Да так, ничего особенного:
Шоколад и лимонад,
Очень вкусный мармелад,
Полкило конфет, варенье
И в корзиночке печенье,
Два мороженных на палке,
Как не съесть– ведь было жарко.
Газировкой всё запил…
Ой! Про яблоко забыл,
Только дольку откусил,
Стало больно нету сил.
Королева Зубная щётка:
Ребята как вы думаете, от чего у Незнайки заболели зубы. (Ответы детей.)
Вот, Незнайка, не надо есть много сладостей.
Королева Зубная щётка:
А теперь послушай, Незнайка, советы слонят.
(Дети рассказывают стихотворение.)
Посмотрите-ка, ребятки,
Леденец, конечно, сладкий,
Но поешь его – беда (показ больного зуба):
В нем лишь сахар и вода.
Для зубов здоровых пир –
Свежий с дырочками сыр!
Много сахара в конфете
Их не ешьте много, дети!
А морковь сорвете с грядки,
С зубами будет все в порядке.
Тортом вы не увлекайтесь,
Портить зубы не старайтесь.Лучше выпейте пока
Стакан парного молока.
Да возьмите бутерброд –
С молочком и прямо в рот.
Лимонад нам пить не надо,
Ведь молоко полезней лимонада.У орехов вкус особый,
Распознать его попробуй!
А печенье зубы портит
Так же, как кусочек торта.
Съешь-ка, лучше ты скорей
Травку с грядки – сельдерей!
Незнайка: И что, ребята знают, какие продукты полезны для зубов?
Королева Зубная щётка:
Конечно, и сейчас мы это проверим.
Игра “Полезно – Вредно для зубов”.
На столах лежат продукты (молоко, творог, сыр, кефир, мясо, овощи, фрукты, газировка, конфеты, чупа-чупсы..). У каждого стола находится корзина. Надо положить в корзину только те продукты, которые полезны для зубов. Королева Зубная щётка приглашает команды к столам. По сигналу дети коллективно выполняют задание и подходят к Королеве. Затем идёт проверка продуктовых корзин. Когда Королева подходит к команде “слоников”, то берёт один из продуктов и спрашивает у детей, чем он полезен (дети вспоминают, что в яблоке – много витаминов, развиваются лучше зубки и мышцы речи; а в молочных продуктах – есть кальций для роста и укрепления зубов и костей организма, убивает микробы; мясо богато белками для развития мышц и роста организма).
Незнайка (появляется с тяжёлой корзиной):
Я тоже справился с заданием, теперь буду есть только эти продукты.
Королева: Давай посмотрим: (У Незнайки всё правильно, но только есть коробочка с сахаром.) Ребята, что не следовало брать Незнайке? (Много сахара.)
Давайте поможем Незнайке убрать сахар.
Игра с элементами миогимнастики.
Команде слоников раздаются одноразовые ложки, ребята зажимает ложку губами, кладут в неё кусок сахара и переносят в коробку у двери. Потом садятся на стульчики.
Королева Зубная щётка: Молодцы! И не только полезные продукты помогут тебе сохранить зубы и быть всегда здоровыми, но и правила гигиены. Скажи-ка, мой дружок, ты зубы свои чистишь?
Незнайка: Нет, а зачем? они и так у меня чистые.
Королева Зубная щётка: Вот тут ты, Незнайка, ошибаешься, они у тебя не просто грязные, но на них, наверняка, поселился зубоед Кариес,
Незнайка: А что делает кариес?
Дети: В зубах образуются дырки, и если их не полечить, зубы могут выпасть.
Незнайка: Подумаешь, 1–2 зуба выпадут. Даже прикольно!
Дети: Без зубов твоя речь станет непонятной, улыбка будет некрасивой, не сможешь кусать и жевать свежие овощи и фрукты – заболит живот от крупных кусочков и не получишь витамины – станешь весь больной и слабый,
Королева Зубная щётка: Эх, Незнайка, даже дети знают, как заботиться о своих зубах.
Вот послушай стихотворение о зубах.
Зубы есть у всех детишек:
У послушных, шалунишек,
У малышек и больших –
Что вы знаете о них?
Каковы же из себя
В белой твердой шубке,
Наши лучшие друзья –
Беленькие зубки.
Сядьте, дети, вкруг меня
Расскажу про зубик я:
Как растет и от чего
Знать вам надо про него.
Вырастает он не сразу,
И растет не видно глазу,
Постепенно появляясь
Важным органом являясь.
Пищу, он нам измельчает,
Говорить нам помогает.
Словно крепенький дубок
В чистом, чистом поле.
Корнем держится зубок
В лунке – альвеоле.
Обнимает зуб десна
Ну-ка так сумей-ка!
И из желобка видна
Нам зубная шейка.
Возвышаясь над десной,
Все кусает звонко,
Все: Мы чистим, чистим зубы и весело живем,
А тем, кто их не чистит, мы песенку споем:
Песня В. Шаинского “От улыбки” с повторением движений за Королевой Зубной щёткой.
Королева Зубная щётка: А теперь широко улыбнитесь соседу справа, теперь соседу слева, Незнайке. Приятно посмотреть на улыбку с чистыми белыми зубами! Правда?!
Незнайка проходит, смотрит и соглашается, но заявляет: “Да нет у меня никакого Кариеса!”
(Звучит музыка Грига “В пещере горного короля”.) Появляется Кариес и начинает обнимать Незнайку, который плачет от боли в зубе:
Кариес: Как это нет?! От лучшего друга отрекаешься! Леденцы грыз? Газировку пил? Я даже дырочку в зубе сделал, там так хорошо!
Незнаюшка, я так тебя очень люблю, не слушай никого, и я буду твоим лучшим другом. Да и зубы чистить не надо.
Королева Зубная щётка: Ребята нам срочно нужно спасать Незнайку.
Кариес: Да что ты, Незнайка, не слушай их, я же твой лучший друг. Пойдём Незнайка, скорее от сюда, у меня есть “ВО-О!” сколько конфет! Леденцов! Кока-колы!
Королева Зубная щётка: Незнайка, пойдем лучше с нами в моё королевство и мы поможем избавиться от зубной боли.
Незнайка садится посреди зала между Кариесом и Зубной щёткой, подперев щёку с растерянным видом, тянется к Кариесу (конфе-е-ты), но вдруг хватается за зуб: “Ребята, я с вами пойду, мне так больно”.
Кариес: Ну, это мы ещё посмотрим, кто из нас победит.
Королева Зубная щётка: Ну что, в путь! Дети идут по залу (физкультминутка на месте со словами и движениями).
Подходят к королевству.
Королева Зубная щётка: Ну, вот мы и дошагали к моему королевству. А зайти сюда могут только те ребята, кто повторит код замка.
Развитие фонематического слуха: Дети закрывают глаза и слушают ритм, потом повторяют. Затем ритм задают слоникам.
Незнайка: А кто тут живёт?
Королева Зубная щётка: Каждой команде нужно собрать разрезную картинку
1-я картинка – “зубная паста”.
Кариес: Фу, зубная паста. Горькая, бе-е.
Королева Зубная щётка: Для тебя, Незнайка, и всех детей зубная паста бывает разная по вкусу и запаху, вот понюхайте и отгадайте какая здесь паста?
Упражнение на носовой вдох.
Незнайка нюхает неправильно (сначала вдох ртом, потом , поднимая плечи) и называет неправильно. Дети делают глубокий вдох и отгадывают по запаху 3 пасты (яблоко, клубника, банан).
Ко 2-й собранной картинке загадывается загадка.
“Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.
Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная ….” (Щетка.)
Проверяется собранная картинка.
Королева Зубная щётка: А вот и сами зубные щёточки пожаловали.
Щётка-ребёнок читает стихотворение (С. Волков “Азбука здоровья”):
Чтобы зубки не болели,
Чтоб крепчали и белели
Зубки чистить по утрам
Надо даже малышам!
Катя щётку достаёт,
Тюбик с пастою берёт
Очень вкусная она,
Ароматна и нежна
Освежает паста ротик,
но потом болит животик
Если пасту проглотить!
Её надо с зубок смыть,
Рот водой прополоскать,
Улыбнуться и сказать:
“раз-два-три, три-два-раз,
зубки белые у нас”
Королева Зубная щётка: Зубные щёточки, станцуйте свой танец – пусть зубки засияют от чистоты.
Девочки танцуют танец зубных щёток.
Незнайка: Ну-у, с такой пастой и такими щётками я почищу зубы, попробую. (Чистит неправильно.)
Королева: Так ты никогда не вычистишь зубы.
Незнайка: А как?
Гимнастика для язычка.
Выходит ребёнок и показывает на макете, а дети и Незнайка повторяют язычком, сначала снизу вверх, затем сверху вниз.
Упражнение для щёк и губ.
Королева Зубная щётка: теперь нужно прополоскать ротик, сначала с левой стороны, затем справой, теперь передние зубки. Повторим всё ещё раз вместе.
3-я команда собрала рисунок “Жевательная резинка Орбит”.
Незнайка: Ой, а её я готов жевать с утра до вечера.
А вы что скажете, ребята!
Дети: Её жуют 5–10 минут после еды, чтобы очистить зубы от остатков пищи.
Незнайка: Ладно, пойду и куплю красивую жевательную резинку..
Дети: Она должна быть без сахара.
Королева Зубная щётка: Ребята, а чем ещё можно чистить зубы? (Ответы: зубы чистят, зубной пастой, зубным порошком, полощут зубным эликсиром, между зубами прочищают зубной нитью, жевательной резинкой “Орбит без сахара”.) (Если дети затрудняются ответить, то предметы – ответы лежат в коробочке.)
Незнайка: Ой, а у меня зуб стал намного меньше болеть после чистки зубов. Вот только дырка осталась (плачет).
Королева Зубная щётка: А кто поможет залечить дырку?
Дети: Врач-стоматолог.
Ребёнок читает стихотворение:
Да, бывает иногда с зубками у нас беда
Если зубик заболеет, если зубик почернеет,
К стоматологу беги, чтобы зубик свой спасти.
Кариес: Что-то силы я теряю, съешь скорее, Незнайка, конфет, чтобы мне полегчало.
Незнайка: Нет, Кариес, не буду я есть столько сладостей! (Кариесу становится хуже.) И зубы буду чистить как положено (тихонечко обращается к ребятам: “Сколько?”).
Дети: 2 раза в день.
Кариес падает от бессилия: А как же я? отпускает Незнайку .
Незнайка: Нет, Кариес, нам с тобой не по пути.
Королева Зубная щётка: Так что нам сказали зубки, если бы могли бы говорить?
ВСЕ произносят чистоговорку:
“Ты нас чисти, чисти, не спеши! И с наружи и внутри нас почеши”
Королева Зубная щётка: Ребята нарисовали рисунки, как беречь зубы, а чтобы никто не забыл правил ухода, давайте и нашим гостям подарим замечательные работы. (Дарят гостям.)
Королева Зубная паста: Надеюсь, все вы ,ребята, теперь не будете лениться, и каждый день будете чистить зубы два раза в день, правильно питаться, полоскать рот после еды и ходить к доктору -стоматологу 2 раза в год.
Королева Зубная щётка:
А теперь в нашем королевстве большой дружный танец “топ и хлоп”.
Совместный танец.
Королева Зубная щётка: (после танца)
А я тоже хочу вам сделать подарок.
(Раздаёт щётки, сок, а на группу жидкость для полоскания рта.)