Действующие лица: хозяйка, Кузьма, Демьян, учащиеся и участники фольклорного коллектива.
Подготовка. Зал украшен под русскую избу. В руках у учащихся и на столах разложены предметы народных ремесел: ткачество, вышивка, изделия из дерева, бересты и кузнечного ремесла.
Звучит русская народная музыка.
Хозяйка. Добрый день, гости дорогие. Здравствуйте, добра молодцы. Здравствуйте, красны девицы.
Добро пожаловать ко мне на вечерку в нову горницу.
Исполняется песня “Во горенке”.
Хозяйка. Вот и осень проходит. Полевые работы все закончены, самое время на посиделки собираться, да рукоделием заниматься. Урожай у меня нынче отменный. Отгадайте-ка, что у меня выросло на грядке.
Загадке об урожае. Последняя загадка про капусту.
Хозяйка. А ну-ка, девицы, заводите хоровод.
Хоровод “Вейся, капуста”.
Стук в дверь.
Хозяйка. Ой, еще кто-то пожаловал.
Появляются Кузьма и Демьян.
Кузьма и Демьян. А про нас то забыли?
Хозяйка. Мы рады вам, добрые люди, да кто вы такие?
Кузьма. Я – Кузьма, а он – Демьян.
Демьян. Нет, я – Демьян, а он – Кузьма.
Кузьма. Я – Кузьма.
Демьян. Я – Демьян.
Кузьма. Называют нас в народе рукомесленниками, покровителями различных ремесел.
Демьян. Особенно кузнечного дела, да женского рукоделия.
Кузьма. Кузьминки – по осени поминки. Самое время осень помянуть. Хозяюшка, все ли гости собрались?
Хозяйка. Вроде все.
Демьян. А рукодельницы где же?
Рукодельницы. Здесь мы.
Песня “Как под елью”.
Демьян. Ай да, девицы-красавицы, и поете, и работаете хорошо. Мастерицы-рукодельницы, вам слово. Поведайте нам о своем ремесле.
1-я ученица. На протяжении столетий оттачивалось народное ремесло. Возникло оно с потребностью творить красоту своими руками. Так возникло рукоделие. И одним из первых видов рукоделия была вышивка. Сначала вышивали только белыми и серыми нитками. С годами научились вырабатывать кроме льняных и конопляных нитей – цветные шелковые, золотые и серебряные нити.
2-я ученица. Ткачество является традиционным видом народного искусства. По видам ткачества и стилевым особенностям орнамента особенно выделяется ткачество Русского Севера. Суровая и сдержанная по краскам северная природа во многом определила характер произведений народного искусства, в том числе и узорных тканей. Цветной узор заполняет обычно край изделия, а основное поле остается гладким – белым или серым. Рисунок выполняется почти всегда красным утком по светлому фону.
Демьян. Спасибо вам, рукодельницы. Слово кузнецам.
Песня “Во кузнице”.
1-й ученик. Кто видел работу кузнеца, знает, что она требует не только большой физической силы и ловкости, но и незаурядных способностей. Старые кузнецы нередко выполняли казалось бы несовместимую работу литейщика и ювелира.
2-й ученик. Всем известна легенда о некоем тульском кузнеце по прозвищу Левша, который подковал блоху – так тонко он владел своим искусством. Но оказывается, не только тульские кузнецы умели подковать блоху, но и устюжные. Здешние слесари умели делать замки столь мелкие, что 60–100 замков вместе имели вес не больше золотника (около 4,25г).
3-й ученик. Изделия мастеров славятся не только тонкостью работы, но и прочностью. Это они впервые в России сделали и установили “бойные часы на Спасской башне Московского Кремля в 17 веке. Особенно прославили себя устюжане художественной ковкой и просечными изделиями из железа. Изящным просечным узором мастера украшали дверные и сундучные петли, наружные части замков, и задвижек, церковную утварь. Славились сольвычегодские цепочки из мельчайших стальных замочков, мезенское медное литье – кресты, иконы-складки, пряжки.
Кузьма. Спасибо вам, кузнецы.
Хозяйка. А к нам на посиделки ансамбль ложкарей пожаловал. А ну-ка, добры молодцы, потешьте нас.
“Ах вы сени” – игра на ложках.
4-й ученик. Издавна русский человек, справив избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества – вырезание по дереву. Существует несколько видов резьбы по дереву. Широко известны печорские резные доски для печатных пряников и колобов, деревянная резная посуда – солонки-утицы и блюда-лебеди, ложки.
Песня “Лапти”.
5-й ученик. Одним из излюбленных материалов народных мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости: из бересты делали легкие лодки-берестянки. Из бересты плели обувь, всевозможные корзины, чехлы для брусков, пестери. До сих пор на Севере делают берестяные туеса. Квас, молоко или вода даже в самые жаркие дни остаются в них холодными. Засоленные в туесе грибы или огурцы имеют своеобразный приятный вкус. Туес так и хочется назвать древнерусским термосом.
6-й ученик. Сквозная ажурная резьба по бересте прочно прижилась только в городе Великом Устюге и его окрестностях, где по берегам реки Шомоксы жили искусные мастера, превращавшие куски прочной бересты в тончайшее кружево. Готовую ажурную бересту наклеивали на берестяные или деревянные изделия, иногда подкладывали цветную бумагу или фольгу. Прорезной берестой чаще всего украшали туеса, блюда, табакерки и шкатулки.
Демьян. Спасибо вам, берестяных дел мастера. А что это у тебя в руках, девица. Птица какая-то диковинная. Поведай-ка нам.
3-я ученица. В былые времена такие птицы висели под потолком почти в каждом доме на Севере: покой охраняли, от напастей берегли.
Существовала легенда. В одной семье, живущей в таежной избушке, ребенок захворал тяжелой болезнью. Знахари оказались бессильны. Он лежал, укрытый звериными шкурами, а отец делал дранки для корзины. Дело было в конце зимы. “Татку, а скоро лето?” – Скоро, скоро – ответил отец. И пришла ему в голову мысль подвесить под потолок птицу. И сделал отец птицу: головка, крылышки, хвост. Подвесил к потолку, у камелька и птица вдруг ожила, закружилась, крылья задвигались в струях горячего воздуха. Ребенок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи узнать, чем вылечили ребенка и узнав просили вырезать им такую же птицу. И стали птицу называть “светлым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
Кузьма. Спасибо вам, добры молодцы, спасибо, красны девицы, что не забыли ремесла наши народные. А теперь пора и осень пославить.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает…
Когда это бывает?
Демьян.
Хороша зима стогами,
Весна цветами,
Лето грибами,
А осень стогами.
Кузьма. Хватит-хватит. Пусть гости сами осень вспомнят да расскажут, что еще осенью бывает.
Дети говорят пословицы об осени.
Демьян. Вот тебе, брат, и осени поминки.
Кузьма. А ведь сегодня курица именинница.
Демьян. В старину говаривали – “Курицу на стол – цыпленка попу”.
Харитонова жена под тыном шла.
Семьсот рубах нашла.
Ветер подул, все рубахи раздул. (Курица.)
Кузьма. У нас-то курицы нет, а пославить именинницу надо бы. Готов ли кто?
Сказка О.Высоцкой “Золотое яичко”.
Демьян. А ну-ка, парни, выходите на состязание.
Проводится игра “Бой петухов”.
Демьян. Вот какая куриная лапша получилась. Ай да молодцы!
Хозяйка. Братья Кузьма и Демьян, у нас ведь сегодня девичий праздник. Может песню споем?
Песня “Красна девица”.
Хозяйка.
Как известно всем подружки
Мастерицы петь частушки.
И вы, парни, не зевайте,
Девчатам тоже подпевайте.
Исполняются частушки.
Кузьма. Все вы пели и плясали, да наверное устали?
Выходит хозяйка с кашей.
Реплика. Где моя большая ложка?
Хозяйка. Погоди, погоди, большая ложка тому, кто мою загадку отгадает.
Хозяйка загадывает загадки, за отгадку дает ложку каши.
Хозяйка. Ну что ж, песни пели? Хороводы водили? Сказку слушали? Загадки отгадывали? Хорошо осень помянули! А теперь прошу всех к столу.
Литература:
- Полежаев А.А., Шутихин А.В. История берестяных ремесел: Северная береста. Традиционная обработка бересты, 2004.
- Полякова Г.Е., Ципилева И.В. Русская народная вышивка. Архангельск: Издательство АО ИППК, 1997.
- Попова О.С., Каплан Н.И. Художественные изделия из дерева. М.: Знание, 1983.
- Уханова И.Н. Резьба и роспись народных мастеров Северо-западного Поморья, 1973.
- Шлык Т. И туеса, и пряники, и птицы. Архангельское Северо-западное книжное издательство, 1973.
- Шутихин А. Доброе ремесло: о берестяном ремесле, Котлас, 1997.