Замены и смешения звуков Л - В встречаются довольно часто в речи детей. Отсутствие в логопедической литературе практического материала по дифференциации данных звуков и способствовало выбору мной данной темы. Думаю, разработанный мной дидактический материал и конспект занятия помогут логопедам, столкнувшимся с данным нарушением в своей практике.
Предлагаемый материал направлен на закрепление в речи произнесения исправленного логопедом звука Л и дифференциации его со звуком В. Он также способствует совершенствованию навыков звуко-слогового аналиа и синтеза, формированию правильного сознательного чтения с переходом от слогового чтения к чтению целыми словами, развитию словесно-логического мышления.
Дидактический материал
Предварительно знакомим ребенка с соответствующими буквами-символами: Л, В.
1. Дифференциация звуков в изолированном положении. Показываем ребенку буквы Л и В, он должен произносить соответствующие звуки.
2. Дифференциация звуков в слогах. Медленно называем слоги со звуками Л и В, ребенок должен показывать соответствующую букву и называть тот звук, который услышал: ЛА, ВО, ВУ, ЛО, ВА, ЛЫ, ВЫ, ЛУ:
Затем: РА, ШИ, ВА, СУ, ЛЫ, ВУ, ША, ЛУ:
Затем:
ЛА - ВА ВА - ЛА ЛА - ЛА - ВА ЛО - ВО ВО - ЛО ЛО - ВО - ВО ЛУ - ВУ ВУ - ЛУ ЛУ - ВУ - ЛУ ЛЫ - ВЫ ВЫ - ЛЫ ВЫ - ВЫ - ЛЫ
3. Договаривание слога ЛА и проговаривание всего слова:
ПИ.., ИГ.., ПАСТИ.., ЧИТА:, СКАЗА:, ПЕ:, Е:
Договаривание слога ВА и проговаривание всего слова:
ДРО:, ХАЛ:, ГОЛО:, СЛА:, ВО:, КОРО:, СЛО:
Подобрать слог ЛА или ВА, прочесть слово:
СМО:, ХАЛ:, СКА:, СО:, Ю:, ГОЛО:, ШКО:, ДРО:
4. Дифференциация звуков в словах. Называем слова, ребенок называет звук, присутствующий в слове:
а) в начале слова: ЛАК, ЛАПА, ЛОБ, ЛУК, ВЫПЬ, ВОТ, ЛАПА, ВОЛК, ЛЫЖИ, ВОТ, ЛАПА, ВОЛК;
б) в середине слова: ПОЛЫНЬ, РИСОВАНИЕ, ГОЛОС, СОВА, ГЛОБУС, КОРОВА, ДРОВА, ПАСТИЛА, РАЗГОВОР;
в) Ребенок придумывает слова, которые начинаются на Л, на В;
г) Ребенок повторяет слова, в которых есть оба дифференцируемых звука: ВАЛ, ХАЛВА, ГОЛОВА, ВОЛ, ЛАВАНДА, ВОЛШЕБНИК, САМОСВАЛ, ВОЛК, ЛАКОМСТВО, ВОЛОДЯ, СЛАВА, ВОЛНЫ, ВЫЛ;
д) слова, в которых один и тот же звук встречается дважды: ВОВА, ЛОЛА, СЛАЛОМ.
5. Дифференциация звуков в предложениях.
Волк увидел белку.
Володя голодный.
Володя ел халву.
У Вовы новый самосвал.
У Лолы лакомство.
Володя и Слава плывут на лодке.
Новая волна.
У Володи палка.
У Володи иголка.
У Володи булка.
У Володи вилка.
6. Дифференциация по картинкам.
а) Ребенок раскладывает картинки, в названиях которых есть звуки Л и В.
б) Ребенок выбирает из картинок те, в названии которых есть звук Л (среди картинок должны быть такие, в названиях которых есть звук В). Затем выбрать те картинки, в названиях которых есть звук В.
6. Дополнительный материал.
Как пилила та пила
Саду нашему дрова.
Наскочила на сучок,
Поломала свой зубок.
И не пилит та пила
Саду нашему дрова.
Ах, как жалко, нет пилы -
Ведь дрова нам так нужны!
Мастер, почини пилу,
Что валяется в углу.
Вашу, деточки, пилу
Я сейчас же починю.
И по-прежнему пила
Будет вам пилить дрова.
Конспект занятия "Дифференциация звуков Л - В" для детей 6 - 7 лет
Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков Л - В.
Задачи: закреплять поставленные звуки на речевом материале. Продолжать развивать и закреплять артикуляционный праксис и мелкую моторику. Развивать словесно-логическое мышление. Воспитывать самоконтроль.
Оборудование: зеркала, разрезные слоги в виде цветов и листьев, барабан с крутящейся стрелкой, карточки-картинки для оргмомента.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Исключение лишнего (на панно картинки)
Шкаф, диван, скрипка
Корова, собака, шапка
Яблоко, апельсин, сумка
Юбка, платье, кубики
2. Артикуляционная гимнастика (зеркала).
а)
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык надо расслаблять
И под счет его держать:
Раз, два, три, четыре, пять
Язык можно убирать.
б)
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
в)
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь
А потом спускаюсь вниз.
д)
Малышата-индюшата
Лапками топочут,
Весело бормочут,
Бл-бл-бл-бл-бл-бл.
3. Дыхательная гимнастика :
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Шарик лопнул - не беда,
Новый шар надую я.
Руками изображаем увеличивающийся надувной шарик, вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот (имитируем надувание шарика).
4. Слоговой синтез.
Повторение отраженно слогов:
Ла - ва ва-ла ва-ва-ла Ло-во во-ло ло-во-во Лу-ву ву-лу ву-лу-ву Лы-вы вы-лы лы-вы-лы
Договаривание слога ЛА и проговаривание всего слова:
ПИ.., ИГ.., ПАСТИ.., ЧИТА:, СКАЗА:, ПЕ:, Е:
А теперь со слогом ВА я прошу назвать слова:
ДРО:, ХАЛ:, ГОЛО:, СЛА:, ВО:, КОРО:, СЛО:
Что мы с вами сейчас делали? (закрепляли звукопроизношение звуков в слогах и словах.
5. А сейчас у нас игра "Различаем ЛА и ВА".
Слоги написаны на листиках, а начало слов - на цветочках.
У каждого цветка свой листочек. Помогите подобрать листочки к цветам.
Подобрать слог, прочесть слово:
СМО:, ХАЛ:, СКА:, СО:, Ю:, ГОЛО:, ШКО:, ДРО:
6. Пальчиковая гимнастика.
"Пальчики здороваются", "Колечки".
7. Физкультминутка.
На слог ЛА - наклоны вправо, на слог ВА - влево.
8. Дифференциация звуков Л - В в словах.
Мы будем играть в игру "Поле чудес". А чтобы узнать, кто начнет первым и дальнейшую последовательность игроков, посчитаемся:
И-ы, и-ы - первым точно ходишь ты
А-я, а-я - вот и очередь твоя,
Э-е, э-е - а теперь ходить тебе,
У-ю, у-ю - запомни очередь свою.
Раздаются порядковые номера. Обязательное условие игры - правильное проговаривание звуков. На игровом поле картинки, в названии которых есть звук Л или В.
Например, подсолнух, сова, волк и т.д.
Ребенок крутит стрелку, называет номер сектора и то, что изображено в этом секторе.
9. Итог.
- Чем мы занимались?
- Что особенно понравилось?
Оценка работы детей.