Задачи:
- Развитие связной речи: учить детей составлять рассказ о предметах посуды по опорным картинкам.
- Закрепление навыков практического употребления в речи относительных прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами -ищ-.
- Отработка навыков правильного употребления предлогов.
- Развитие зрительного и тактильного восприятия, внимания, логического мышления.
Оборудование: Бумажная, пластмассовая, стеклянная, фарфоровая, глиняная, деревянная, металлическая посуда; разрезная картина с изображением посуды; поднос.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сегодня нас в гости пригласили маленькие человечки, которые живут в своей стране. Что нам нужно взять с собой? (подарки, угощения, сувениры). А что хотят получить человечки, вы узнаете, когда соберёте из частей целую картину (на картине посуда)
2. Развитие связной речи. Обучение детей составлению описательных рассказов.
а) - Мы с вами пришли в страну, где живут человечки. Назовите кто здесь живёт? (дети называют предметы посуды);
б) Игра "Лилипуты и великаны" на развитие словообразовательной функции речи.
Логопед:
Я вижу тарелищу. Дети: Я вижу тарелочку. Я вижу стаканище. Я вижу стаканчик. Я вижу бокалище. Я вижу бокальчик.
Затем меняются местами.
в) - Что подарим бумажным человечкам? (стаканчик). Почему? (Он сделан из бумаги).
г) Составление описательных рассказов о предметах посуды.
- Какая посуда по весу (лёгкая или тяжёлая).
- Прозрачная или непрозрачная?
- Прочная или непрочная?
- Что любит посуда?
- Чего боится?
3. Логопед предлагает пойти детям в другую страну, где живут пластмассовые человечки.
а) Активизация словаря признаков и предметного словаря по теме.
- Назовите, что живёт в этой стране? (пластмассовая ложка, вилка)
б) Игра "Что лишнее?" на развитие мышления.
Пример: бумажный стаканчик, потому что он из бумаги, отнесём бумажным человечкам.
в) Задания на развитие слухового внимания.
- Покажи ложку вилкой. Что показал? Чем показал?
- Покажи стаканчик вилкой.
- Покажи вилку ложкой.
г) Составление описательных рассказов по схеме (см. 2-г)
4. Логопед предлагает пойти к стеклянным человечкам.
а) Активизация словаря по теме.
- Почему решили, что здесь живут стеклянные человечки?
- Назовите, что живёт в этой стране? (стеклянная чашка, тарелка).
- Какие жители на прочность? ( хрупкие, нежные).
б) Развитие мышления. Игра "Что лишнее и почему?"
Задача: на столе стоит 3 стакана с ягодами. Толя пришёл и съел ягоды из одного стакана. Сколько стаканов осталось?
в) Игра "Угадай, что звучит?" на развитие слухового внимания и восприятия.
Логопед предлагает на слух определить, какая посуда (стеклянная или хрустальная) по тому, как она "поёт", предварительно прослушав разницу в звучании.
г) Составление описательных рассказов о стеклянной посуде (см. 2-г).
5. Логопед предлагает перейти к столу с глиняной посудой.
а) Активизация словаря по теме.
- Какая это посуда? Почему так называется?
- Назовите предметы посуды (глиняный горшок, бокал).
б) Игра "Что лишнее?" на развитие мышления.
- 3 предмета из глины, 1 - из стекла.
в) игра "Великаны и лилипуты" на развитие словообразования.
г) Развитие зрительного восприятия, умения видеть по части целый предмет.
Логопед накрывает полотенцем всю посуду и выставляет только отдельные части предметов посуды (ручка кофейника, носик чайника и т. д.) Дети отгадывают.
д) Составление описательных рассказов о глиняной посуде (см. 2-г).
6. Переход к следующему столу с фарфоровой посудой.
а) Активизация словаря по теме.
- Какая это посуда? Почему так называется?
- Назовите предметы посуды (фарфоровый кофейник, блюдце).
б) Игра "Что лишнее?" на развитие мышления.
- 3 предмета из фарфора, 1- из глины.
в) Составление описательных рассказов по схеме (см. 2-г).
7. Переход к столу с деревянной посудой.
а) Активизация словаря по теме.
- Какая это посуда? Почему так называется?
- Назовите предметы посуды ( деревянная плошка, ложка).
б) Игра "Что лишнее?" на развитие мышления.
- 3 предмета из дерева, 1- из фарфора.
в) Игра "Определи на ощупь" на развитие тактильного восприятия.
Дети достают из-под полотенца предметы посуды, но сначала говорят, какой предмет они достают.
г) Составление описательных рассказов по схеме (см. 2-г).
8. Логопед предлагает пойти в гости к металлическим человечкам.
а) Активизация словаря по теме.
- Какая это посуда? Почему так называется?
- Назовите предметы посуды (металлический чайник, кастрюля).
б) Игра "Что лишнее?" на развитие мышления.
- 3 предмета из металла, 1- из дерева.
в) Составление описательных рассказов по схеме (см. 2-г).
9. Итог. Оценка.
Игра "Определи на ощупь". На подносе посуда, разная по материалу, из которого она изготовлена. Дети должны на ощупь определить , что это за предмет и отнести на стол с теми предметами, где какая посуда стоит.
Индивидуальная оценка детей.