Социальное партнерство – новые аспекты взаимодействия

Разделы: Социальная педагогика


В последнее десятилетие социальное партнерство является предметом многочисленных исследований. Очевидно, что это закономерное явление, отражающее объективные процессы становления новой парадигмы социально-экономического развития, начало которой положил переход российского общества к рыночной экономике, правовому государству и гражданскому обществу. В литературе существует, как минимум, три понятия социального партнерства:

  • совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности;
  • объединение усилий лиц или организаций для решения общих проблем и/или достижения значимой для всех цели;
  • путь построения гражданского общества.

Автор статьи придерживаются следующей трактовки: “Социальное партнерство – объединение усилий лиц или организаций для решения общих проблем и/или достижения значимой для всех цели”.

Как показывает анализ взаимодействия учреждений профессионального образования города с работодателями, спектр этого взаимодействия достаточно широк (организация производственной практики, участие в промежуточной и итоговой аттестации студентов, конкурсы профессионального мастерства, целевая контрактная подготовка; повышение квалификации работников предприятий и организаций; совместное изготовление продукции; организация стажировки …), но в связи с введением в действие с января 2010 года ФГОС, возникла необходимость расширения направлений этого взаимодействия.

Помимо требований стандарта, существуют и другие правовые основания совместной деятельности социальных партнеров УПО: ФЗ “Об объединениях работодателей”, “Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования”, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1015, в которых сказано: “Объединения работодателей

  • участвуют в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах путем выработки предложений по объему и структуре приема граждан в ОУ профессионального образования;
  • вносят предложения по формированию перечней направлений подготовки (специальностей) ВПО, специальностей СПО и профессий НПО исходя из перспектив развития техники и технологии, науки, культуры, экономики и социальной сферы;
  • формируют систему независимой оценки качества профессионального образования; участвуют в независимой экспертизе качества учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе ОУ профессионального образования по дисциплинам, формирующим профессиональные компетенции выпускника; участвуют в ГИА выпускников ОУ через своих представителей в государственных аттестационных комиссиях ОУ профессионального образования;
  • участвуют в государственной аккредитации ОУ профессионального образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;
  • участвуют по запросу ОУ профессионального образования в формировании и экспертизе их основных и дополнительных образовательных программ”.

Кстати сказать, ряд стран, следуя положительному опыту социального партнерства в системе образования Нидерландов, уже создали специальные независимые агентства, структурированные по крупным отраслевым секторам, – Национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом (предполагающим ответственность) на экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в этих секторах. Такие организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполняемую министерством образования.

Подобного рода структура с подобными функциями, конечно же, не таких масштабов, начинает создаваться в Каменск-Уральском педагогическом колледже. В течение октября-ноября 2010 года представителями колледжа был проведен ряд встреч с руководителями Управлений социальной защиты, образования, культуры, физкультуры и спорта с целью создания и организации деятельности рабочих групп по согласованию позиций работодателей и педагогического коллектива колледжа относительно содержания образования, условий организации образовательного процесса и результатов (формируемых компетенций) по всем специальностям, реализуемым в колледже. Итогом стали скорректированные учебные планы в вариативной части, которая составляет почти 50% от общего количества часов. Поскольку, по мнению работодателя, наиболее важными являются такие качества как умение “продавать” себя, нестандартность мышления… – учебный план каждой специальности по согласованию с представителями работодателей сегодня включает в себя

  • углубленное изучением стилистики (обязательное включением модуля по работе с документами с целью отработки навыков использования элементов официально-делового стиля);
  • курс “Основы делового общения”, включающий основы профессиональной речевой культуры с обязательным изучением этикетных формул делового общения; речевых формул, необходимых для планирования, анализа, самоанализа профессиональной деятельности;
  • практический курс по навыкам публичного выступления (презентации опыта); ведения дискуссии, публичных дебатов.

Наиболее продуктивными оказались встречи с представителями работодателей системы дошкольного и начального общего образования города. Так, “дошкольники”, внимательно изучив содержание ФГОС СПО по специальности “Дошкольное образование”, внесли 12 предложений. Среди прочих - введение профессиональных модулей, направленных на формирование дополнительных компетенций – “Разработка (коррекция, адаптация) сценариев праздников”; “Основы детской музыкальной культуры”, “ЗОЖ и способы его формирования”, “Основы иностранного языка”, “Основы построения отношений с представителями другой культуры (национальности…)”…

Очень важными представляются нам предложения, связанные с формированием дополнительных профессиональных компетенций по работе с семьей. В рамках ПМ “Взаимодействие с родителями и сотрудниками ОУ” работодателями рекомендовано “предусмотреть формирование дополнительной компетенции – “работа с семьей”. “Выпускник должен иметь практический опыт диагностики ТЖС в семье воспитанника; знать категории семей социального риска с целью оказания профессиональной поддержки, формы работы с различными категориями семей”. При организации практики по данному модулю акцент сделать именно на работе с семьей”.

Но если содержание и стратегия взаимодействия с нашими постоянными партнерами - Управлением образования и образовательными учреждениями города – были изначально понятны, то появление новых партнеров в лице представителей системы социальной защиты города всех уровней и рабочие встречи с ними явились для колледжа бесценным опытом выстраивания принципиально иных взаимоотношений, опытом поиска взаимовыгодных точек соприкосновения, определения степени ответственности и заинтересованности сторон. Так, по настоянию представителей работодателей (а на территории города Каменска-Уральского и Каменского района расположены 4 детских дома, дом ребенка, 2 школы-интерната, 2 коррекционные школы, коррекционное учреждение НПО, дом-интернат для ветеранов и инвалидов, детский приют “Лада”, центр психолого-педагогического сопровождения “Росток”, комплексный центр социального обслуживания населения) колледж готовит специальный курс по предупреждению эмоционального выгорания будущих социальных работников, разрабатывает дополнительный профессиональный модуль “Работа семьи с приемными детьми”. Специалисты Управления социальной защиты населения предложили провести цикл семинаров для преподавателей колледжа по работе с актуальными документами ведомства, специфике организации производственной практики для различных категорий граждан.

В целом по всем специальностям по согласованию с представителями работодателей в течение этого календарного года предполагается

  • Экспертиза фонда оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации студентов.
  • Согласование направлений научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей колледжа и работодателей в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития территории.
  • День Науки (традиционно на протяжении 7 лет). В этом году – “Технологии социального проектирования. Социальные практики”.
  • Совместный проект с Управлением физической культуры и спорта по открытию новой специальности “Адаптивная физическая культура”.
  • Реализация традиционных для колледжа проектов “Успех в твоих руках”, “Мы – патриоты России”, “Выбираем здоровье” с привлечением родителей обучающихся и представителей работодателей; возобновление волонтерства.
  • Организация Недель специальности (традиционно на протяжении 3 последних лет)
  • Тренинг по трудоустройству выпускников (традиционно на протяжении 3 последних лет).
  • Публичный доклад о совместной деятельности в СМИ, на сайте колледжа.
  • Повышение квалификации представителей работодателей по вопросам организации проектной деятельности, имиджирования организации, организационной культуры, современных технологий управления и социального партнерства – по предварительной договоренности с учреждениями-партнерами.
  • Разработка программы профессионального сопровождения молодых специалистов по специальности “Социальная работа”, по остальным специальностям – коррекция имеющихся программ.
  • Согласование модульных учебных планов на 2010-11 учебный год.
  • Тестирование работодателями педагогических работников колледжа с целью оценки готовности их к реализации стандартов нового поколения дошкольного и начального общего образования (на момент написания статьи тесты разработаны и один из вариантов предлагается – см. Приложение).

С этого года в колледже функционирует служба маркетинга, приоритетными направлениями деятельности которой являются: сбор данных о количестве потенциальных абитуриентов на ближайшие 5–10 лет с учётом демографической ситуации в городе; анализ видов и направлений деятельности работодателей в зависимости от требований ФГОС общего и дополнительного образования; анкетирование студентов 1 курса с целью выявления критериев их выбора ОУ и будущей специальности, а также студентов выпускных курсов с целью выявления степени удовлетворенности выбранной специальностью и видения своего будущего по выбранной профессии; анкетирование работодателей с целью выявления их запросов к компетенциям будущих специалистов.

В рамках выстраивания горизонтальных связей с другими учреждениями профессионального образования города хотелось бы создать Центр (Школу) Социального Партнерства, содержанием деятельности которого могли бы стать мониторинг и оценка эффективности и результативности совместных действий; анализ изменений ситуации, ее прогнозирование, контроль и опережающее вмешательство; управление проектами и информационными потоками; трансляция накопленного опыта взаимодействия. А самое главное – в таком Центре можно получить дополнительное образование и сертификат по новым профессиям в социальной сфере, связанным с технологиями социального партнерства:

  • координатор групп непосредственного общения при проведении проектно-проблемных семинаров;
  • разработчик, консультант по созданию, эксперт-оценщик социально значимых проектов и программ;
  • организатор детско-взрослого сопроектирования; организатор конкурсов общественно значимых проектов и руководитель конкурсной комиссии…