Цель:
- активизация познавательной деятельности учащихся,установление взаимосвязи между учебной и внеурочной исследовательской работой, приобщение к самостоятельному добыванию знаний.
- восстановление диалектической взаимосвязи между историей человечества и историей математики.
- раскрытие причинно-следственных связей, закономерностей исторического процесса.
Оборудование: исследовательские работы детей, рукописный сборник задач (составлен учащимися), проектор,компьютер.
Ход занятия
I Организационный момент.
Игра "Телефон".(Действия по алгоритму). Приложение 1
Издавна люди называют математику царицей наук,потому что математика применяется в различных областях знания. Великий ученый Галилей сказал: "Математика есть алфавит, по средством которого Господь начертал Вселенную". И с самого начала своего существования на земле человечество пыталось расшифровать буквы этого алфавита.
Сегодня у нас встретятся две науки:математика и ...
- Разгадайте ребус: И 100 рия.
- Что изучает история?
История - совокупность наук,изучающих прошлое человеческого общества.
Мы сегодня поговорим о прошлом математической науки. А так как прошлое - категория временная,то начнем с рассказа о том, как люди научились измерять время.
Как люди научились измерять время
(Выступления учащихся)
На нашем необычном уроке мы узнаем некоторые факты из истории развития математической науки в мире и в России.
Отправимся во владения царицы Математики.
Числовая карусель (работа в парах)
Прочитайте,запомните числа,воспроизведите. Слайд 9
(Пишут на листах вместе)
801 841 861 851 831
- Какое число лишнее? Почему? Каким числом его можно заменить?
- Расставьте числа в порядке убывания.
- Дополните каждое число до 90 десятков.
Как много операций вы смогли проделать с числами.
А всегда ли люди умели считать?
Как люди научились считать. (Выступления учащихся)
Числовой коврик (Групповая работа.)
Узнать, является ли квадрат магическим. (Приложение 2)
Как люди научились считать.
Арифметика - наука о числах . Она имеет дело со значениями чисел, их символами и способами работы с ними.
Никто арифметику не "изобретал". Она возникла из человеческих потребностей.
Нумерация стала основой арифметики, а потом человек научился производить и четыре основных арифметических действия -складывать, вычитать, умножать,делить.
- Предлагаем вам посчитать. "Кто быстрее?"
Математическая эстафета. "Идем в гости" (карточки с примерами.)
II. Во владениях Математики.
Профессор:
Чтоб водить корабли, чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать, надо много уметь.
И при этом, и при этом, вы заметьте-ка,
Очень важная наука А-риф-ме -ти -ка!
Царица Математики:
- А ребята знакомы с владениями принцессы Арифметики?
Профессор:
- Мы это сейчас узнаем.
Принцесса Арифметика: покажите свои фокусы.
Принцесса Арифметика:
- Сейчас я заставлю вас всех получить Нужное мне число.
Числа моих владений, Ваше величество, исправно трудятся. Только Миллион зазнался. Он считает себя одним из самых больших чисел и с презрением смотрит на меньшие числа. Особенно достается от него маленькому Нолику.
Царица Математики:
- Позвать ко мне этого Зазнайку Миллиона!
(Цилиндр, тросточка. Поет)
Миллион:
- Я - одно из самых больших чисел! Меня должны уважать все, а особенно маленький Нулик,который Вообще ничего не значит. Тьфу! Пустое место,
Царица Математики:
- Миллион! Ты должен быть наказан.
Профессор, позовите ко мне Нолика.
Профессор :
- Нолик, явись со своим братом к царице Математике!
(Рассказ о нуле) Слайд13 Презентация.
Царица Математики:
- Нолик, ты должен уничтожить Миллион с помощью одного из арифметических действий.
- Ребята, с помощью какого знака это можно сделать? Когда Миллион превратиться в ноль?
(Составляется пример. Карточки со знаками у детей. 1000000 *0=0)
Миллион, ты уничтожен.
Миллион:
- Простите меня! Я больше не буду хвастаться и зазнаваться. Да я и не самое большое число.
(Рассказ о бесконечности ряда натуральных чисел.) Слайд14
1 Нолик:
Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль.
Когда-то многие считали,что ноль не значит ничего,
и, ка ни странно, полагали, что он совсем не есть число.
Но о его особых свойствах мы поведем сейчас рассказ.
Коль ноль к числу ты прибавляешь
иль отнимаешь от него,
в ответе тотчас получаешь
опять то самое число.
А+0=0
а-0=0
2 Нолик:
Попав, как множитель, средь чисел, он мигом сводит все на нет.
И потому в произведении один за всех несет ответ.
А*0=0 а*в*0=0
А относительно деления
нам твердо помнить нужно то,
что уж давно в научном мире
делить на ноль запрещено. А:0
И впрямь: какое из известных
Число за частное нам взять,
когда с нолем в произведении
все числа ноль лишь могут дать?
Царица Математики:
А ребята знакомы с владениями принцессы Геометрии?
Профессор:
- Принцесса геометрия, явитесь с докладом к Ц.М.
Рассказ о линейке. Об измерении на Руси.
III История знакомства с первыми цифирными школами.
Значительный шаг вперед в деле образования и просвещения россиян был сделан Петром I. Открытые им военно-технические школы являлись центром распространения математического образования.
В 1701г. Петр I учредил школу "Математических и навигационных наук" .Подготовка к обучению в школе осуществлялась в двух начальных классах:русская школа для обучения чтению и письму и цифирная школа для преподавания элементарной арифметики.
Чтение стихотворения.
- Все ли понятно вам в этом стихотворении?Не удивляйтесь, ведь эти слова написаны 300лет назад замечательным русским математиком, создателем первого учебника "Арифметика", по нему обучались дети в цифирных школах.
- Вы узнаете его имя, если решите математическую цепочку.
(100:2х5-70+220)х2+200 (Приложение3)
900 - Михаил Ломоносов
1000 - Леонтий Магницкий
(Рассказ о Леонтии Магницком)
Считание удобное
- Давайте совершим заочное путешествие по страницам "Арифметики" Леонтия Магницкого.
Раздел учебника, где дети изучали таблицы сложения и умножения, назывался "Считание удобное".Слайд 22.
Рассмотрим старинный способ умножения.
- Во-первых, компоненты назывались не так, как в современной школе.
- Во-вторых, при умножении использовали прием раздвоения при одновременном удвоении.
(Исследовательская работа в парах.)
80х4
150х4
- Выполните действия так, как это сделали бы ученики 200 лет назад.
Выполните умножение современным способом.
Сравните результат.
Сделайте вывод, как удобнее считать .
IV Решение задач.
(Арифметическая мозаика)
Итог.
- Что нового узнали?
- Что понравилось на уроке?