Формирование речевого творчества дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


“Известно, что в современном жестоком
мире творческой личности жить не очень
легко. Как это исправить? Пусть творческих
людей станет больше, творец всегда поймет
творца. И мир изменится к лучшему”.
Л.Е.Белоусова

Создавая условия для внедрения программы “В мире прекрасного. “Росинка” Л.В. Куцаковой и С.И. Мерзляковой, выявилась проблема систематизации методов и приемов по формированию речевого общения и речевого художественного творчества дошкольников, авторы программы не выделили их отдельным разделом. Методика работы строится таким образом, что бы средствами искусства и детской художественной деятельности нацелить на организацию детской творческо-речевой деятельности.

Используя различные виды искусств, художественной деятельности, вызывать у детей чувство радости, удовольствия от удивительных открытий в мире природных явлений, желание запечатлеть свои наблюдения в художественных образах, проявляя при этом творческое мышление. Эти образы попытаться описать словами, сочинив про них маленькие сказки, песенки, подобрать музыкальные характеристики.

“Росинка” предусматривает воспитание и развитие ребенка – россиянина:

Развитого, Образованного, Самостоятельного, Инициативного, Неповторимого, Культурного, Активно-творческого

В своей работе я использую методику ТРИЗ и сказкотерапии. Использование этих методик на мой взгляд позволяет ребенку занимать позицию активного творца – на основе моделирования придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, зарисовывать их, психологически раскрепощаться, устраняется боязнь не правильно высказаться, вырабатывается смелость в фантазировании.

Культура речи зависит не от знания правил орфографии и пунктуации, не от силы голоса, а от того, насколько мы владеем богатством родного языка. Говорить правильно – это не значит говорить хорошо. Что бы словом воздействовать на душу ребенка, заставить его внимательно слушать, нужно знать секреты выразительной речи и свободно использовать стилистические возможности родного языка. Хорошая речь – это прежде всего простота, ясность, логичность и точность. Л.Н.Толстой писал: “Над напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. Обращаясь к детям, мы должны найти такие слова которые были бы им понятны и затрагивали мир их интересов и чувств. Сказка, как нельзя лучше, знакомит малыша с яркостью, выразительностью родного языка. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят свою речь те слова и фразы, которые запомнили. В любом художественном произведении можно найти сравнения – образные выражения основанные на сопоставлении 2 предметов: “Снег словно мед ноздреватый” С.Есенин; “Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит” Н.А.Некрасов. Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время сравнение представляет собой простейшую форму образной речи. Почти всякое образное выражение можно свести к сравнению. Например: “Золото листьев – листья желтые как золото”. Художественная сила сравнения как выразительного средства речи находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны, их употребление придает речи особую выразительность, эмоциональность. Конечно же не каждый может стать поэтом, не всякому дано подняться к вершинам ораторского мастерства, но все же учиться этому самим и учить детей обогащать свой язык, находить точные, яркие слова, использовать в речи различные средства образности просто необходимо.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение составлению сравнений начинаю с 3 летнего возраста. Специально подобранные упражнения, Д/И применяю на занятиях по “Развитию речи”, в совместной и индивидуальной работе с детьми.

“Модель составления сравнений”:

  • Название объекта
  • Обозначение его признака
  • Определить значение этого признака
  • Сравнить данное значение со значением признака в другом объекте
    Например:
  • Цыпленок
  • По цвету (признак)
  • Желтый (значение этого признака)
  • Такой же желтый как солнце

В младшем дошкольном возрасте я отрабатываю модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и величины с постепенным переходом перечисления свойств и внутренних качеств предмета, его характеристики в сравнении с другими предметами. Например: мячик по форме круглый, такой же круглый как яблоко. Именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять что признак – это понятие более общее, чем значение данного признака.

Затем предлагаю детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме – солнце, колесо, тарелка и т.д.). Находясь на прогулке, предлагаю сравнить снежинки с пухом, перышком из подушки, ватой; листья по цвету – с яблоками, апельсинами, монетками; прохладный ветер по температуре, такой же, как температура в холодильнике.

На 5 году жизни задачу усложняю: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые как цыплята); в сравнениях усиливается характеристика второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег). В этом возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному им признаку. Например: “сравните дерево с другими объектами по цвету, форме, действиям”. При этом ребенок сам выбирает значения данного признака.

Игры и творческие задания для развития умений подбирать сравнения между 2 объектами

Название, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Скажи, какой?, Кто больше увидит и назовет?, Какой? Какое? Какая?

Цель: выделять и обозначать признаки предмета как внешние, так и внутренние

Показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия, видеть особенности предметов их качество, состояния сравнивать с другими предметами

Старший возраст

Д/И Добавь словечко

Цель: по названным определениям назвать предмет

Развивать наблюдательность, выделять признаки предметов, видеть не только внешние признаки, но и внутренние состояния
Д/И Какой это человек?

Цель: сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям поступкам)

Характеризовать нравственные поступки, эмоциональное состояние людей и сравнивать их с животными

Большую ценность для расширения представлений о предметах, явлениях окружающей жизни играют загадки. Они развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов.

Загадки, потешки, скороговорки важны для формирования эмоциональной сферы ребенка, развитие образного мышления, творческого воображения.

“Что бы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления мысленно их расчленять, выделяя каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, развивает умственную активность, самостоятельность, привычку глубже осмысливать мир” Илларионова Ю.Г.

Простые загадки предлагаю детям с 3 летнего возраста, учитывая при этом знание детей об окружающих предметах, о которых идет речь в загадках. При этом идет опора на натуральные предметы, картинки, игрушки. Самостоятельное составление загадок – довольно трудная задача для дошкольников. Составляя загадки дети учатся четко и кратко описывать предметы, явления, находить и выделять в них наиболее существенные качества, признаки, свойства предметов, отбрасывая все второстепенное и малозначащее.

Предлагаю такие модели составления загадок. Модель № 1.

Например: загадка про фрукт.

Признаки Описание признака
   
   
   
   

Более сложный прием предлагает Нестеренко А.А., который развивает творческие способности детей. Модель № 2.

Какой? Что бывает таким же?
   
   
   
   

Для детей старшего возраста задание усложняется: ребенок, сравнивая один предмет с каким либо другим объектом, находит между ними общее и различное. Модель № 3.

На что похоже? Чем отличается?
   
   
   
   

“Загадка позволяет выявить степень наблюдательности, умственного развития, сообразительности, а так же уровень творческого мышления ребенка” Илларионова Ю. Г.

Таким образом, используя загадки, обогащаю словарь детей, расширяю представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности. Приложение №1 (загадки придуманными детьми).

Игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи:

Название, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Про кого я говорю? Узнай по описанию.

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на признаки описываемого предмета.

Описывать ребенка из группы называя детали одежды и внешние признаки не называя имени.
Кто больше увидеть и назовет? Какая это игрушка? Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предметов Дети рассматривают игрушку или предмет и описывают его внешний вид.
Кто больше слов скажет?

Цель: называть качества, признаки и действия животных, черты характера.

По картинке рассказать о животном, подбирая слова разных частей речи.
Кто заблудился?

Цель: учить образовывать однокоренные слова подбирать синонимы к заданным словам.

Отвечать на поставленный вопрос не однозначно, подбирая близкие по смыслу слова.
Разложи картинки.

Цель: выделять начало и конец действия, правильно их называть.

Дети называют действия персонажей, раскладывают картинки по порядку, где четко видны начало и конец действия.
Кто что умеет делать?

Цель: подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Дети по картинкам говорят что любят делать животные.

Старший возраст

Шишка. Какие бывают иголки? Кого можно гладить? Ручка-ножка. и другие.

Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях, закреплять умения, различать значения слов.

Знакомить детей с многозначными словами, заменять на сходные слова.
Кто это ползет?

Цель: подбирать слова обозначающие признаки и действия, составлять описание.

Учить описывать животных, насекомых, отражая в речи существенные признаки отличающие друг от друга, похожих по свойствам (еж – елка и т.д.)
Закончи предложение.

Цель: подбирать глаголы обозначающие окончание действий.

Ребенок заканчивает предложение начатое воспитателем.
Чего нет? Кто у кого? Где спряталась игрушка?

Цель: учить правильно согласовать сущ. и прил. в роде, числе, падеже., употреблять предлоги пространственного значения, соотносить название животных и их детенышей.

Дети без наглядности обучаются образованию форм Р.п. ед. и мн. числа сущ. и прил.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи у детей

Название игры, цель Методические рекомендации

Младший возраст

Цепочка.

Цель: учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает картинку с изображением объекта, ребенок называет его, затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признака объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаком и не повторяться.
Угадай кто это? Угадай по описанию. Какая это игрушка?

Цель: учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображаемым объектом только одному ребенку. Он описывает его не называя так, что бы остальные догадались о чем идет речь. Описывает объект следуя от общего к частному.

Старший возраст

Я назову признак, а вы перечислите его значения.

Цель: учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). назвать какое либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся – цвет, холодным – температура вещества).
Что (кто) делает так же?

Цель: учить детей выявлять признаки объекта (функция, части), составлять загадки по моделям “как… но, не…”.

Ведущий называет объект дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названые действия ярко выражены.

“Детям нужны сказки ибо они являются необходимой пищей для развития личности”.
Б.Беттельхайм

Сказка захватывает ребенка своим содержанием, возбуждает его воображение, фантазию, расширяет его жизненные представления, дает ему первые уроки морали, справедливости, добра и любви. Сказка таит в себе богатейшие воспитательные возможности. Она знакомит детей с яркостью, выразительностью родного языка: “Он певуч и поэтичен” Батурина Г. И. Дети не только улавливают смысл сказки, но запоминают повторы, эпитеты, типичные сказочные обороты, метафоры, сравнения, т.е. начинают понимать красоту формы, своеобразие стиля, переносят в свою речь те слова и фразы, которые они запомнили. В сказках много пословиц и поговорок, которые делают ее не заменимым средством воспитания и обучения детей.

Сказка для ребенка не просто вымысел, фантазия – это особая реальность. Сказка учит не отвечать злом на зло, не быть равнодушным к чужому горю, активно противостоять любым проявлениям несправедливости (пусть и в сказочных формах), воспитывать в себе честность, искренность, гуманизм – главные общечеловеческие ценности.

Средствами обучения сочинению сказок можно решить множество задач, таких как:

  • Обогащение словаря.
  • Развитие звуковой культуры речи.
  • Структурированности и образности речи.

Разнообразие методов и приемов используемых при обучении дошкольников сочинению сказок, позволяет варьировать задания, обогащать содержания и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Учитывая при этом как индивидуальные, так и возрастные возможности дошкольников.

Основная цель обучения детей сочинению сказок – сформулировать у них осознанное отношение к своим чувствам, к своему внутреннему миру, развивать умение управлять им.

Задачи:

  • развивать творческое воображение и наблюдательность;
  • умение чувствовать образное слово, авторскую позицию и гармоническую целостность произведения;
  • понимать внутренние психологические мотивы поведения литературных героев.

“Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы
духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю”.
Сухомлинский

Работу по формированию творческой речевой деятельности на материале сказок провожу с детьми уже с младшего возраста. Дети 3-4 лет любят слушать сказки, истории и с удовольствием придумывают новые концовки сказок, изменяют характеры героев – получая новый сюжет сказки, придумывают истории – представляют себя, в ситуациях которых никогда не были. Приложение №2 (придуманные детьми сказки).

Обращаю внимание детей на то, что происходит рядом с ними: в природе, в мире растений и животных, в мире окружающих вещей. Каждый предмет может быть обыгран как сюжетный образ, стать центром повествования. За сюжетную основу берем известные литературные ходы (например деревянный Буратино стал стеклянный, резиновый, бумажный и т.д.).

Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания:

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации

Младший возраст

Игра Составляем сказку

Цель: на предложенный сюжет придумать предложение

Воспитатель предлагает сюжет, дети придумывают по одному предложению – коллективное творчество
Игра Перепутанница

Цель: развивать внимание детей, замечать не точности

Хорошо известную сказку рассказывает воспитатель, изменяя детали, дети исправляют ошибки
Игра Меняем сюжет

Цель: придумать новый сюжет к знакомой сказке

Изменяется существенная деталь в сказке, как будет развиваться новый сюжет? (снегурочка из дерева не будет боятся солнца, а чего будет боятся?). Придумать другое окончание сказок, что бы они заканчивались хорошо, сказки были добрыми
Игра Сказка про любимую игрушку

Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша

Изменить сюжет хорошо знакомой сказки

Старший возраст

Игра Сказочные слова

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку

Предлагаем детям вспомнить и сказать все заклинания которые они знают в сказках (Сим-Сим открой дверь, Сивка бурка вещая каурка и т.д.), затем перечислить все слова с которых начинается сказка (однажды в некотором царстве в некотором государстве, в стародавние времена и т.д.)
Игра В какой сказке?

Цель: находить сказочные тексты которые бы учили какому либо жизненному правилу

Воспитатель называет поговорку, пословицу или жизненное правило, дети должны вспомнить сказки которые этому учат (не имей сто рублей, а имей сто друзей)
Игра Назови героя

Цель: объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой либо образ, дети должны найти конкретных героев из других сказок (героем сказок может быть девочка, она должна быть особенной со своими конкретными свойствами и действиями)
Игра Действия героя

Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя предложенного воспитателем, из какой либо сказки

Дети говорят только глаголы из сказки, далее им предлагается вспомнить героев, которые бы выполняли эти же действия в других сказках. При затруднении воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты сказок

“Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, что бы при минимуме затрат достичь максимального эффекта”.
Г.С.Альтшуллер

Приложение 1, Приложение 2