Учебник:
Литературное чтение 2 класс Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Москва “Просвещение” 2009 год.
Тема: Обобщающий урок по теме: “О братьях наших меньших”
Цели урок:
– содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям;
– создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, чёткого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
– развивать речь, мышление, кругозор, творческие и актёрские, познавательные способности, логическое мышление;
– содействовать воспитанию любви и сострадания к животному миру;
– способствовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки.
Оборудование: рисунки, фотографии животных, книжки-раскладушки, учебники, костюмы и декорации к сказке, магнитофон, учебники.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока:
У: Мы с вами заканчиваем изучение раздела “О братьях наших меньших”. Сегодня на уроке мы должны вспомнить все произведения, которые изучили. А игры, которые я предложу, помогут нам в этом.
3. Работа по теме урока.
У: Кого называют “братьями меньшими”?
У: Вот сегодня они пришли к нам на урок, чтобы подвести итог. Давайте назовём их:
Медведь-музыкант, мудрая сова, храбрый утёнок, утка с утятами, стрекоза, ёжик, барсук, кошка…
У: А какие писатели рассказали нам об этих животных?
(Дети называют писателей)
Б.Заходер, И.Пивоварова, В.Берестов, М.Пришвин, Е.Чарушин, Б.Житков, В.Бианки.
У: Какими качествами должны обладать писатели, чтобы написать данные произведения?
– Ребята, произведения каких жанров мы читали в этом разделе?
(Дети называют)
Стихотворения, рассказы.
У: А сейчас игра “Отгадай название рассказа”.
По опорным словам отгадайте название рассказа:
– скрипка, ручей ,щепка, музыка, медведь. (“Музыкант”.)
– старик, мыши, клевер, корова. (“Сова”.)
– дача, мальчики, ёжик. (“Страшный рассказ”.)
– утята, стрекоза, Алёша. (“Храбрый утёнок.)
– утка, мальчики, утята. (Ребята и утята”.)
У: Расшифруйте персонажей рассказов.
КОНЕУТ, АБЕТРЯ, НТУИАЗЫК, ОВАС, НЕЩКО.
(Дети называют)
Утёнок, ребята, музыкант, сова, щенок.
У: Давайте вспомним и ответим на простые вопросы по содержанию.
– На кого рассердилась сова? (На старика)
– Что разоряли мыши на лугу? (Гнёзда)
– Кто обижал утят? (Ребята)
– Как звали храброго утёнка? (Алёша)
– Как автор назвал медведя, который играл на щепке? (Музыкант)
У: Ребята, скажите, в каких произведениях говорится о том, что животные – мудрые существа и у них можно многому научиться?
У: Я вам хочу рассказать о том, как писатель наблюдал за барсуком.
Однажды на привале туристы развели костёр и жарили картошку. Барсук услышал вкусный запах и пришёл немного полакомиться, но он случайно обжог себе носик и убежал, а писатель за ним. Вот, что увидел писатель: барсук свой нос опустил в трухлявый пень, этим он облегчил свои страдания. В старом пне оказывается, есть йод, животные об этом знают и таким образом лечатся.
Защита книжек-раскладушек.
У: Ребята, когда мы знакомились с произведениями этого раздела, мы с вами заметили, что мало иллюстраций к этим произведениям, и мы тогда с вами решили сделать свои собственные книжки-раскладушки. Мы с вами и вашими родителями сделали очень много работы. Как мы создавали с вами наши замечательные книжки-раскладушки расскажет нам наша ученица Влада Волкова.
Мы вместе с нашей учительницей и родителями провели ряд работ, выполняя эту красивую книжку-раскладушку:
– Прочитали произведения.
– Составили план.
– Нарисовали рисунки словесные.
– Сделали книжку-раскладушку.
– Написали, напечатали текст и нарисовали красочные рисунки.
– Выступили.
У: Покажите, ребята свои работы. А сейчас некоторые из вас расскажут о своей книжке-раскладушке, показывая рисунки. (Несколько учащихся защищают свои работы).
У: Вы у меня молодцы, я благодарна вам и вашим родителям за кропотливую работу).
4. Физкультминутка.
Чтобы все выполнить заданья,
Немного надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем.
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись.
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять
Теперь спинки держим ровно,
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядем
Работу готовы вновь начать.
5. Инсценирование произведения Б.Житкова “Храбрый утёнок”.
У: Давайте вместе с вами представим, что мы попали в театр, а актёры – это вы, ученики нашего класса, и покажут они нам постановку сценки по мотивам произведения Б.Житкова “Храбрый утёнок”.
У: Скажите, а как вы думаете с каким уроком связано содержание этого произведения?
(С окружающим миром).
У: Да, конечно автор показал взаимосвязь всего живого на земле.
6. Чтение стихотворений.
Учащиеся самостоятельно готовят стихи к теме “О братьях наших меньших”. Рассказывают наизусть.
7. Игра “Убери лишний персонаж”.
– старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель. (Лошадь)
– ребята, утка, барсук, утята. (Барсук)
– Петя, стрекоза, кошка, утята. (Кошка)
– медведь, старик, старуха. (Старуха)
– кошка, цыплёнок, щенок. (Цыплёнок)
8. Памятники животным.
У: Во всём мире люди любят животных, ставят им памятники. Мне хочется вам рассказать историю о верной дружбе человека и собаки. Вы знаете, что собаку считают близким другом человека, даже есть пословица: “Человек собаке друг”. Эта интересная история произошла в Италии. Возвращаясь домой, один итальянский рабочий Карло нашёл в канаве дрожащего от холода щенка. Он принёс его домой и вырастил. Это маленькое животное с первого дня привязался к Карло и везде всегда был с ним рядом. Карло дал ему имя Фидо, в переводе с итальянского означает “верный”. На протяжении всей своей жизни щенок Фидо провожал до остановки своего хозяина, а вечером приходил его встречатью В один из дней хозяин не вернулся, Карло погиб во время бомбардировки. На протяжении пятнадцати лет, Фидо утром и вечером ходил к автобусной остановке, у него таилась надежда на встречу с хозяином. О преданности собаки узнала вся Италия. Тогда жители решили соорудить верному псу памятник. Памятник был открыт в 1957 году.
У: Ребята, присмотритесь к животным, ведь некоторые из них умнее человека.
9. Итог урока.
У: Скажите, что мы с вами можем сохранить на земле, если не будем обижать?
– Почему мы называем животных “меньшими братьями”?
Всё живое испытывает тебя на миролюбие. Об этом перешёптываются цветы, перекликаются птицы. Зверьки нарочно попадают на глаза – как ты себя поведёшь? Окликают птицы – как ты поступишь? Остановишься, посмотришь, послушаешь – или схватишься за камень и палку? И тогда они решат, как к тебе относиться. Как ты – так и к тебе! Природу может спасти только наша любовь!
10. Домашнее задание.
Стр.151 выполнить задание.